Скачать 53.13 Kb.
|
МОУ Рассказовская сош Рассказовский район Тамбовская область учитель начальных классов Воронина О. Л. План – конспект урока по русскому языку в 3 классе «Неопределенная форма глагола» Цели:
I Оргмомент II Сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие в страну Речь. В гости к одному из её жителей, но сначала чисто и аккуратно выполним упражнение по чистописанию. Давайте вспомним как пишется буква Дд Дд Дд Дjд Добыча ловца не ждёт. III. А живут в этой стране разные части речи. А вот к какой из них мы пойдём в гости, нам поможет стихотворение. Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета, люди строят зданья, И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится здесь? Докажите.(СЛ. 3) Вот мы попали с вами в город Глагола Глаголыча. Рассмотрите его. А вот и дом где живет Глагол. Но что-то странное у него на доме? (сл. 4) Посмотрите, белый круг, в середине которого нарисован циферблат, перечёркнутый крест-накрест черной краской. Чтобы это значило? Это значит, что хозяин этого жилища не хочет знать который час, вообще не имеет общего со временем. Поэтому, чтобы войти в дом надо выполнить задание. (сл. 5) Жыл-был Глагол он очень нелюбил линивых сам трудился целый день там што-то выкавыкапаит дастроет пришёт. (сл. 6) Дети работают в парах. Взаимопроверка. Вот мы и в квартире. Но кто это? То ли принц, то ли разбойник с большой дороги? Совершенно нельзя определить. Поэтому он и называется «неопределённой формы» глагола, или начальной формой. Все глаголы имеют начальную форму. Учёные называют её инфинитивом.(сл.7) - Прочитайте хором вопросы, на которые отвечает инфинитив. - Запишите тему урока: Неопределённая форма глагола - Приведите примеры глаголов, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? - Образуйте от данных слов глаголы неопределенной формы: .бед - , б.седа -, св.бода-, п.беда-.(сл.8) Прочитайте слова, которые записаны у вас на карточках. Учить. выучить, крикнуть, кричать, бежать, везти, засверкать, расцвести. - Какая это часть речи. - Что это за глаголы? - Девочки списывают глаголы несовершенного вида, мальчики совершенного. - Чем они отличаются? - При помощи какой части слова можно из глаголов совершенного вида получить глаголы совершенного вида. (сл.9) Докажите это на примере тех слов, которые запишите. IY. Наблюдение над глаголами в начальной форме. - Ребята, как вы думаете, почему на стенах квартиры разбросаны карточки на которых написано -ти, -ть? (сл.10) - Правильно! Это окончания глаголов начальной формы. Инфинитив дарит эти окончания всем глаголам начальной формы. - Выделите окончания в словах которые написали. - В конце некоторых глаголов начальной формы стоит –чь. Хором прочитайте слова, которые отражаются в зеркале квартиры. -чь – это не окончание, а часть корня, которая появляется в результате чередования гласных. Окончание в этих словах нулевое. Допишите свои слова глаголами в неопределённой форме, которые оканчиваются на –чь. - Ещё раз перечитайте глаголы неопределенной формы и подумайте, почему же на домике глагола часы, которые перечёркнуты крест-накрест. (сл.11) - Почему у Инфинитива вместо лица маска? О чём это говорит? Инфинитив хочет поделиться с вами секретом, тайной, которую всё время носит с собой.
- Как вы думаете, почему у меня так плохо с математикой? (сл.13) Y Физкультминутка. Я прочитаю вам стихотворение «Сладка мечта». Если встретится глагол неопределенной формы, нужно присесть и руки вытянуть вперед.(сл. 14) Не мешайте мне мечтать! Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чавкать, чмокать, уплетать. Долго-долго не глотать, Наслаждаться, смаковать. Мне не надо в рот смотреть, Совесть надобно иметь! Так могу я подавиться, И на месте умереть. YI Работа с учебником с.88, упр.565 YII Словообразовательная работа. Образуйте глаголы с приставками и запишите.(сл.15) Тащить, хранить, делать, строить, копать, варить, летать, катать, сверкать. YIII Работа с карточками. На столах лежат карточки с отдельными частями слова, из которых надо собрать глаголы неопределенной формы. Приставки: по-, вс-, при-, за-, под-, на-. Корни: -порх-, -чёрн-, -смотр-, -бел-, -сып-, -морг-. Суффиксы: -е-, -ну-, - ива-, -ну-, -а-. Окончания: -ть, -ть, -ть, -ть, -ть, -ть. (сл.16) IX Закрепление изученного материала Инфинитив хочет поделиться с вами стихотворением, которое сам сочинил. В этом стихотворении много загадок. Постарайтесь быть очень внимательными, чтобы их разгадать. (сл.17) Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец. Инфинитив - звучит приятно, Я вам назвался, наконец. - Так как же называются глаголы с которыми мы сегодня познакомились? -Слушайте дальше. (сл.18) Ко мне летят лишь два вопроса. В них смысл всей жизни для меня. - Какие это два вопроса? Вид у меня бывает разный. (сл.19) - Какой разный? А про лицо я дам ответ: Его не видели ни разу, Его, по-видимому, нет. Всегда по горло делом занят. Нет времени! Так где же взять? Тому, кто этого не знает, Инфинитива не понять. (сл.20) Кто внимательно слушал, сможет за три минуты ответить на три вопроса:
X. Итог урока Чему учились сегодня на уроке? Мне сегодня было очень интересно совершать путешествие вместе с вами.( сл. 22,23) Литература :
|