Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 114.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.11.2013
Размер114.09 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Система работы с опорными конспектами на уроках русского языка

работу на конкурс выполнила

Житова А.А., учитель

высшей категории МОУ «СОШ №91»

МО Котлас Архангельской области

С первых же лет работы в школе меня волновало, как оживить урок русского языка, активизировать мыслительную деятельность обучающихся, научить моих учеников грамотно писать, красиво говорить, как привить им любовь к преподаваемому мной предмету. Безусловно, эти вопросы волнуют каждого педагога, и каждый ищет и находит что-то своё. Для меня этим «своим» стали идеи В. Ф. Шаталова. Система В. Ф. Шаталова, или, как принято говорить сегодня, технология в восьмидесятые годы прошлого столетия была предметом обсуждения не только учёных, педагогов, но и широкой общественности.

Окончив пединститут в 1983 году, я начинала свою деятельность, когда у всех на слуху была педагогика сотрудничества, идеи соуправления, имена педагогов-новаторов. Я была не исключением: меня привлекало, и когда ученик становится заинтересованным равноправным участником образовательного процесса, и гуманизация отношений ученик-учитель, и идеи крупноблочной подачи теоретического материала, нестандартное его преподнесение, яркая шифрованная опора-ОК.

Так случилось, что первые ОК ,которые я увидела, были не ОК Ю.Меженко,

последователя В.Ф. Шаталова, воплотившего идею ОК применительно к русскому языку, а конспекты по орфографии, выполненные моей коллегой (многие учителя нашего города одобрили их и стали использовать в своей работе).

В 1991году после изучения методической литературы и общения с теми, кто уже осваивал эту методику в своей работе, кто побывал на семинарах в Донецке, я начала применять её на практике. И вот уже 20 лет я использую идеи и элементы этой технологии в своей деятельности. За это время прекратились споры вокруг феномена В.Ф. Шаталова. Сегодня, наверное, формальных последователей у него меньше, но те, кто продолжают работать, твёрдо убеждены, что они нашли ключик к потаённым дверям. Лично меня в этом убеждают отзывы моих выпускников, с одной стороны, и результаты работы, с другой.

Так, за то время, как наши выпускники стали сдавать русский язык в режиме ЕГЭ и ГИА, мои выпускники показывают стабильные результаты: при 100% успеваемости выпускники 11 классов показывают стабильные результаты:

2003-2004 уч. г.- 56,3% ( 11 человек из 23),

2005-2006 уч. г.- 58% (24 из 28),

2008-2009 уч. г.- 61% ( 28 чел.),

2011-2012уч. г.-66,7%( 26 чел.)

Девятиклассники также сдают экзамен по русскому языку результативно. Выпускница 9 класса 2007-2008 уч. г. показала самый высокий балл по городу: 36 из 38 возможных.

Регулярно мои учащиеся бывают призёрами муниципальных олимпиад по русскому языку, олимпиады по языкознанию «Русский медвежонок» в районе.

Чтобы учащиеся ощущали себя в школе комфортно, они должны быть уверены, что справляются со своим главным делом - учёбой. Именно это является важнейшим психологическим условием гуманизации школы. Ситуацию успеха, бесконфликтности в классе можно смоделировать, потому что в классе используется многократное повторение, у каждого обучающегося есть возможность открытой перспективы ( «2» не ставятся, «3» и даже «4» можно пересдать). Забота о комфортном психологическом состоянии – одна из основных по Шаталову: «Главный наш принцип - снять чувство страха с души ребёнка ». В свете последних перемен в школе всё это становится особенно актуально.

Обучение с помощью данной технологии предполагает высокий уровень сложности, ведущую роль теории, что опять-таки современно. Если мы хотим привить нашим воспитанникам вкус к знаниям, потребность постоянно учиться, самосовершенствоваться, мы должны давать пищу для ума, опрощение убивает интерес, наука не может и не должна быть пустяшным делом.

Сегодня много говорится о модернизации средств и методов обучения, мне видится, что не последнее место здесь может занять технология В.Ф. Шаталова как технология гуманизации, оптимизации и интенсификации процесса обучения. Идея этой технологии заключается в увеличении объёма теоретического материала, изучаемого на одном уроке, и сведении его в крупные блоки в виде опорных конспектов (ОК). Так, в нашей практике насчитывается 13 ОК по орфографии ,13 по морфологии,15 по синтаксису и пунктуации, а также по морфемике, фонетике, лексике.

В соответствии с программой В.Бабайцевой вновь изучаемые конспекты распределяются по классам следующим образом.

5 класс: орфография «Правописание корня», «Правописание окончания», «Правописание глагола», «Правописание Ь», «Правописание приставок»; синтаксис и

пунктуация: «Строение простого предложения», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Однородные члены предложения», «Вводные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи»; «Фонетика», «Состав слова и словообразование»,

«Лексика», «Самостоятельные и служебные части речи».

6 класс: морфология «Существительное как часть речи», «Прилагательное как часть речи», «Глагол как часть речи», «Числительное как часть речи», «Наречие как часть речи»,

«Местоимение как часть речи»; орфография «Суффиксы существительных», «НЕ с частями речи», «Суффиксы прилагательных», «Дефисное написание слов», « -О-Ё- в разных частях слова», «Правописание наречия».

7 класс: морфология «Причастие как часть речи», «Деепричастие как часть речи», «Предлог как часть речи», «Союз как часть речи», «Частица как часть речи», «Междометие как часть речи»; орфография «Н и НН в суффиксах разных частей речи», «Суффиксы причастий».

8класс: «Словосочетание», «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения» ,«Обособленные члены предложения».

9 класс: « Виды сложных предложений», «Сложносочинённое предложение», «Сложноподчинённое предложение», « Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными», «Бессоюзное сложное предложение».

Кроме того ежегодно обращаемся к ОК по орфографии, изученным ранее. Это позволяет утверждать , что к окончанию 9 класса у большей части обучающихся эти теоретические сведения переходят в долговременную память.

Вводный курс «синтаксиса и пунктуации» в 5 классе изучается нами по принципу опережающего обучения. Опыт показывает, что обучающиеся легко оперируют понятиями «односоставное - двусоставное», «полное - неполное», «осложнённое - неосложнённое» предложение. А также не только усваивают правила о постановке знаков препинания, когда однородные члены соединены попарно или двойными союзами, но и приобретают к 8 классу умения расставлять знаки в подобных конструкциях. К этому стоит добавить и то, что к 8 классу уменьшается количество часов, отводимых на русский язык, а опережающее обучение экономит время и позволяет перераспределить его на практическую отработку умений и перевод их в навыки.

Если спросить, что из себя представляет ОК, то необходимо совершенно чётко представлять: это- теоретический материал по определённой теме, который «свёрнут» на основе обобщения и кодировки нескольких параграфов.

Составление ОК - процесс сотрудничества учителя и ученика, а ещё и средство научной организации труда обучающегося. Технология В.Ф. Шаталова предполагает освоение совершенно нового вида умственной деятельности (кодирование - раскодирование), которая развивает ум.

Мы, берясь за составление ОК, должны понимать принципы их составления. Прежде всего это следующие особенности:

  • лаконичность( в одном конспекте зашифрован материал нескольких параграфов),

  • структурированность (каждый ОК состоит из нескольких логических блоков ),

  • автономность (каждый блок- отдельная микротема),

  • доступность воспроизведения,

  • наглядность и образность ( используются 3-4 цвета, разные шрифты, символы).

Ни в коем случае не стоит забывать, что 90% информации усваивается благодаря зрению, потому что зрительная память у нас развита лучше слуховой, поэтому мы используем разные шрифты и цветное исполнение конспекта. В работе с классом на этом обязательно заостряем внимание.

Лингвистический же материал в ОК раскрывает причинно- следственные связи между явлениями, что способствует осознанному восприятию материала. Правила усваиваются прочно и осознанно.

Кроме того, ОК, записанные в отдельную тетрадь - справочник, –это ещё и хорошее пособие. Оно помогает обучающимся

  • составлять связный рассказ на лингвистическую тему,

  • самостоятельно отрабатывать трудный теоретический материал,

  • использовать как опору при выполнении упражнений и других видов работ в классе и дома пока в этом есть необходимость.

Также конспекты помогают

  • учителю осуществлять ежедневный контроль за знаниями обучающихся,

  • совершенствовать оценки и самооценку самим обучающимся.

Систематическая работа с ОК приучает к активной работе даже слабых учеников: они всегда могут воспользоваться справочником или помощью товарищей. Вся организация системы соуправления в учебном процессе направлена на формирование ответственности, самоконтроля и саморегуляции.

ОК позволяют ещё и успешно организовать повторение темы, итоговое повторение в конце года, повторение при подготовке к экзаменам. Мы также используем их при проведении уроков «повторим орфографию», «повторим пунктуацию» и планировании элективных курсов. Систему работы по изучению нового конспекта можно представить в виде циклограммы:

  • урок объяснения нового материала (объяснение нового сопровождается работой с учебником и записью ОК на доске-учителем и в тетрадях-справочниках учениками),

  • фронтальный урок (основное на этом уроке – оперативный контроль, воспроизведение ОК обучающимися в проверочных тетрадях и различные варианты его озвучивания, а также раскодировки закодированного в нём материала),

  • уроки формирования ключевых ЗУ (дифференцированный подход),

  • урок тематического контроля (зачёт, проверяющий как теоретические знания, так и практические навыки).

Работа с отдельными конспектами по орфографии и пунктуации ведётся во всех классах, усложняясь из года в год.

Здесь, как и в случае с уроками формирования ключевых ЗУ, используем принцип дифференциации: повторение организуется по нескольким уровням сложности, каждый школьник его для себя определяет сам.

Рассмотрим вышесказанное на примере ОК « Правописание глагола».

Впервые мы работаем с ним в 5 классе, когда организуем повторение изученного в начальной школе (4 часа) в рамках «Вводного курса».

Вторично мы обращаемся к этому ОК в 6 классе, изучая тему «Глагол» (11 часов).

В 7 класс мы снова включаем его в нашу работу при повторении в начале года(1 час). А также после изучения темы «Деепричастие» мы , планируя уроки «Повторим орфографию», обращаем внимание на правописание суффиксов глагола и глагольных форм.

В 8 классе один из блоков данного конспекта используем в ходе урока «Повторим орфографию» после темы «Однородные члены предложения» (1 час).

В 9 классе тоже частично задействуется конспект через уроки «Повторим орфографию» (2часа) после изучения сложносочинённого предложения. Организуя подготовку к экзаменам в конце учебного, мы планируем уроки повторения через систему ОК ,где выделен 1 урок, в том числе, и на повторение правописания глагола, потому что орфограммы о правописании суффиксов и окончаний глагола задействованы в ГИА ( А-7).

В 10-11 классах работа по орфографии строится с опорой на 13 ОК. Это объясняется в первую очередь необходимостью подготовить обучающихся к ЕГЭ, в условиях дефицита времени необходимо повторить весь курс языка. Технология В.Ф. Шаталова как никакая другая позволяет интенсифицировать и оптимизировать этот процесс. Материал вышеуказанного конспекта применяется при решении заданий А-16,А-17 в ЕГЭ.

Из сказанного следует: первое знакомство с ОК-3о «Правописание глагола» происходит в сентябре месяце (18 урок), когда важно заинтересовать школьников, перешедших из начальной школы в основную, предметом «Русский язык», организовать повторение изученного на новом уровне сложности и при этом подать научный материал в нестандартной форме ( для подростка очень значимым остаётся элемент игры в процессе обучения). Игровая ситуация побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности, заинтересованности, стремлению к результату и личной ответственности за него. От класса к классу усложняются формы работы, неизменной остаётся активная роль школьников на них. Усложняется и лингвистический материал, хотя он иллюстрирует всё те же правила:

  • Ь в глаголах 2 лица единственного числа,

  • Ь в глаголах на -ТСЯ - ТЬСЯ,

  • Ь в глаголах на -ЧЬ,

  • Ь в глаголах повелительного наклонения,

  • правописание безударных личных окончаний глагола,

  • гласная в суффиксах глаголов прошедшего времени,

  • правописание суффиксов – ОВА -(-ЕВА-)-ЫВА-(-ИВА)-,

  • суффикс –И- в глаголах прошедшего времени,

  • правописание НЕ с глаголом


Новым для пятиклассников является материал трёх блоков(4,6-8) , он подаётся как опережающий. При объяснении других пяти блоков можно опираться на знания начальной школы. Конструированию и записи ОК отводится 1 урок из 4. Упражнение 114 в учебнике –практике нас на это нацеливает.(Здесь и в дальнейшем мы ссылаемся на учебник, изданный в 2009 году).(Слайды 2-9)

На 2 уроке мы воспроизводим ОК по памяти. Во второй половине урока работаем с орфограммами новыми для пятиклассников, формируя ЗУ по соответствующему материалу. В этом нам помогает упражнение 87, его содержание направлено на отработку 6 орфограммы. От слов данного упражнения мы перебрасываем мостик к 4 орфограммам 7 и 8.Образуя от слов , данных в упражнении, формы повелительного наклонения, мы учимся видеть орфограммы 4 и 8; а записав видовую пару от последнего глагола , составляем алгоритм работы с 7 орфограммой (слайд11). После этого мы работаем с примерами, демонстрирующими эти правила.

На 3 уроке мы закрепляем умения ,связанные с материалом знакомым по начальной школе и ещё раз обращаемся к орфограммам 4,6,7. Работа на этом уроке строится вокруг упражнений 81,89,96,102 .

4 урок-урок контроля, на котором проверяется степень усвоения материала. ( слайды 12-17)

Домашняя работа планируется с упражнениями 86,97,110,113(они выполняются до тематического контроля), после него – работа «По следам ошибок».

По учебному комплексу В. Бабайцевой глагол изучается в 6 классе. На изучение темы программой отводится 55 часов. Начинается работа по теме с ОК-3м «Глагол как часть речи», в течение 6 уроков ведётся работа с морфологическими признаками глагола.

К 7 уроку обучающиеся получают задание: повторить по тетради - справочнику ОК-3о, записанный в 5 классе. по На 7 уроке проводится фронтальная работа и оперативный контроль (конспект восстанавливается по памяти всеми обучающимися), урок заканчивает взаимопроверкой ОК. После того, как за письменное восстановление получена оценка, учащиеся в обязательном порядке сдают его устно: одни - перед классом, другие - наговаривая шёпотом учителю или ученикам- консультантам из числа сдавших ОК, применяется и взаимопроверка. Эта работа осуществляется на протяжении 5-6 уроков. Все названные виды опроса повышают мотивацию учения ,воспитывают ответственность за результаты учебного труда, формируют навыки работы в парах, развивают систему соуправления в классе.

Важно, чтобы знания способствовали формированию умений, которые в свою очередь должны перейти в навыки; только тогда можно говорить о высоком уровне обученности, когда у большинства умения и навыки будут сформированы. Достижению этой цели посвящаются все последующие уроки. В качестве домашнего задания по теме ученикам предлагаются упражнения 175,188,193,201,221,236,245,251,260,292,298,322 (упражнения указаны по учебнику – практике 2009 года издания).

На протяжении 8-12 уроков мы занимаемся формированием ЗУ по теме. Здесь мы используем такие виды работы, как комментированное списывание; выборочные, распределительные, словарные, подготовленные диктанты; работу по карточкам; тематические тесты.

13-14 уроки носят характер обобщающих: на уроках подобного рода изучаемый материал структурируется: идёт работа с алгоритмами, схемами, таблицами.

15-16 уроки – это контрольные уроки: формы можно применять разные: диктанты, комплексные работы, тесты, зачёты, общественные смотры знаний. Они проверяют уровень овладения как теорией, так и практикой. ( слайды 18-27)

На последнем 17 уроке ведётся коррекция ЗУ, анализируются типичные ошибки, устраняются пробелы, эта работа продолжается дома через таблицу « По следам ошибок».

Изучение темы «Глагол» на этом не заканчивается, мы остановились лишь на одном модуле этой самой большой темы 6 класса.

В 7 классе изучение нового материала начинается с глагольных форм, поэтому к повторению глагола целесообразно обратиться в начале года и при обобщении после того, как изучены темы «Причастие» и «Деепричастие».

Начиная с 8 класса, вплотную работаем с тематическими тестами, которые составляем по темам ОК и которые проверяют теорию и практические навыки. В 8 классе тест состоит из слов нижеуказанных орфограмм , что свидетельствует о большей обобщённости материала. Работа ведётся с несколькими конспектами:

  • -суффиксы существительных ( -ЧИК-ЩИК-, -ЕК-ИК-),

  • -суффиксы прилагательных (-К-СК-;-ЧИВ-,-ЛИВ-,-ИСТ-,-ЧАТ-;-ИВ-ЕВ-),

  • -суффиксы глаголов и глагольных форм,

  • -Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий,

  • –О –Ё- в суффиксах разных частей речи.

В 9 классе на одном из уроков оказываются в центре внимания орфограммы на Ь и на правописание окончаний и суффиксов. На наш взгляд очень оживляет урок игра – эстафета «Ь после шипящих».

Материал на суффиксы и окончания проверяем при помощи теста, построенного по образцу ГИА или теста, где необходимо вставить буквы (вариант работы выбирает сам обучающийся).

Уроки в 10-11 классах предполагают проведение лекционных уроков, уроков – практикумов, уроков – зачётов. Однако система работы в старшем звене остаётся за рамками данной работы.

Итак, на примере одного ОК мы представили систему работы, основанной на технологии

В.П. Шаталова. Разумеется, мы не претендуем на полное повторение уникального опыта учёного-практика: для этого надо быть Шаталовым , однако, опираясь на идеи феноменального педагога и отдельные положения его методики, нам удалось наработать определённый опыт в организации и проведении уроков по программе В. Бабайцевой, создать копилку ОК, форм и приёмов работы с ними.

Использованная литература

1.Меженко Ю.С. Методическая система В.Ф. Шаталова в обучении русскому языку - М.: научно-методическое объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа»,1992.

2.Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки-М.,1979.

3.Шаталов В. Ф. Точка опоры-М.,1987.

4.Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается - М.,1989.

5.Журнал « Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР»: №8 - 1988, №9,10 – 1989, №1,5,6,10 – 1990, №1,2,3-1991, №1-1992.

6.Журнал «Русский язык в школе»:№6 - 1991, №3 – 1996.

7.Приложение к газете «1 сентября» «Русский язык» №8(176),февраль,1999 - Работа с опорными таблицами на уроке,автор-Абакумова И.Е.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск