№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
|
1.
| Организационный момент
|
| Сообщает тему, цель и задачи урока
| Осмысливают тему и задачи.
Запись темы в тетрадь.
| 1
|
2.
| Актуализация знаний
|
| Задает вопросы:
-Встречались ли вы с именем этого поэта ранее?
-С какими произведениями Н.М. Рубцова вы уже познакомились?
| Отвечают на вопросы
| 2
|
3.
| Сообщение ученика по биографии Н.М. Рубцова
|
№1 №2
| Сопровождает ответ учащегося демонстрацией ЦОР №1,2
| Прослушивают выступление, составляют тезисный план
| 5
|
4
| Проверка тезисного плана
|
|
| Один из учащихся читает план, остальные обсуждают его
| 4
|
5
| Слово учителя о традициях творчества Н.М. Рубцова
|
| Рассказывает о традициях творчества Н.М. Рубцова
Н.М. Рубцов - одна из ярких фигур современной поэзии. За свою недолгую жизнь он успел издать только 4 сборника. Первый же сборник («Звезда полей») явил читателю сложившегося поэта с самостоятельным, свежим голосом. Первые его стихи – о России, о любви к ней, о единстве с ней.
| Прослушивают рассказ.
Запись в тетрадь высказывания Н.М. Рубцова о своем творчестве: «Особенно люблю темы Родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…»
| 4
|
6
| Обращение к текстам стихотворений С.А. Есенина
|
| Слово учителя.
Размышления Рубцова о творчестве напоминают о темах и мотивах есенинской лирики. Рубцов мог бы, вслед за Есениным, сказать: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине».
Чтение стихотворений С. А.Есенина «Край любимый!Сердцу снятся...», Край ты мой заброшенный»
Вопросы учителя:
-Чем созвучны эти стихотворения?
Какие образы,связанные с религиозной культурой, мы находим в них?
|
Это
стихотворения о родине, которая так дорога сердцу поэта.
Образ монастыря, солома сравнивается с ризой, выражение «окропил солнцем», ивы-кроткие монашки, вызванивают в четки.
| 4
|
7
| Слово учителя.
|
| Поэзии Есенина была свойственна религиозная культура. И в творчестве Рубцова мы видим традиции религиозной культуры, традиции духовной литературы.
Стихи Н.М. Рубцова живут уже вдвое больше своего создателя и им предстоит еще долгая жизнь. Попробуем проникнуться настроениями, переживаниями, размышлениями поэта.
|
| 2
|
8
| Выразительное чтение стихотворения «Русский огонек»
|
| Читает стихотворение
Подумайте, сколько частей в этом стихотворении?
| Слушают стихотворение с опорой на текст (учебник)
| 3
|
9
| Анализ стихотворения
|
| Задает вопросы
1.Какие чувства вызывает у вас стихотворение?
| Отвечают на вопросы 1.Это стихотворение вызывает чувство грусти, одиночества, затерянности человека.
| 6
|
|
|
| 2.Сколько смысловых частей можно выделить в нем?
| 2. В этом стихотворении можно выделить 3 смысловые части.
|
|
|
|
| 3. О чем идет речь в них?
|
|
|
|
|
| 4.Озаглавьте части стихотворения, используя цитаты из текста.
| «Последняя надежда», «За все добро расплатимся добром…», «Спасибо, скромный русский огонек»
|
|
|
|
| 5.Какие образы-символы вы увидели в стихотворении?
| Символичны образы огня, звезд, образ русской женщины
|
|
|
|
| Что скрыто за этими образами?
| Мотив одиночества лирического героя ,заблудившегося в «бескрайнем мертвом поле»,уравновешивается образом дома как символа пристанища души.
|
|
|
|
| О каких огнях говорится в стихотворении?
| Слово огонь многозначно в стихотворении Рубцова. Это и спасительный «тихий свет избы», и угасающий огонь в глазах хозяйки, и огонь печи, и огонь вражды, огонь войны, и противопоставленный ему символический негаснущий огонек добра и любви, огонь души.
4. Родина предстает в образах затерянной деревушки, приветливой хозяйки, олицетворяющих надежду и веру.
|
|
|
|
| Как в стихотворении создается лирический образ Родины?
| Это мерцающий вдалеке огонек, заснеженное пространство,олицетворяющее Русь, описания природы, образ женщины-матери.
|
|
|
|
| Какие образы стихотворения напоминают о есенинской традиции?
| Это образы русской женщины, деревенской избы, природы.
|
|
|
|
| Есть ли общее у стихотворения Рубцова со стихотворением в прозе Короленко «Огоньки»?
| Манящие и недостижимые, но дающие надежду и силу огни на реке в произведении Короленко сопоставляются с надеждой, мечтой, верой, помогающими преодолевать трудный жизненный путь. У Рубцова «огонек» помогает
найти пристанище и обрести веру заблудившемуся
лирическому герою..
|
|
10
| Аналитическое чтение стихотворения «Старая дорога»
|
| Вопросы учителя:
1,Какие чувства вызывает у вас данное стихотворение?
| Работа над вопросами
1.Это стихотворение вызывает чувство печали, но в то же время и веру в славное будущее России.
| 5
|
|
|
| 2. В чем смысл образа старой дороги?
| 2.Это двойной смысл: реальная дорога, идущая через поля, через леса, и путь русской истории, где «каждый славен – мертвый и живой». Поэт уверен в неизменности славного исторического пути Родины: «Но этот дух пройдет через века!»
|
|
|
|
| 3. Какие образы перекликаются в стихотворении?
| 3.. Образы облаков начинают и заканчивают стихотворение; они перекликаются с образом «пыли веков», сказочные, былинные образы(«три богатыря») перекликаются с реальными , внешне неприметными («ромашки», «мыши», «филин-властелин»; обобщенный образ царя перекликается с образом простого человека-лирического героя. Все стихотворение – перекличка веков, перекличка душ, перекличка мыслей.
|
|
|
|
| 4. Приведите примеры звукописи. Какое значение она имеет?
| 4. «И зной звенит во все свои звонки»: аллитерации на «З» передают праздничность, торжественность пейзажа.
«…печально немного,/Плывут, плывут, как мысли облака…»: аллитерации на «Л» придают плавность, мягкость, неторопливость стиху.
|
|
11
| Выполнение интерактивного задания
| №3
| -Какие изобразительно-выразительные средства языка вы знаете? Давайте найдем их в стихотворении Н.Рубцова «Старая дорога»
| Коллективное выполнение интерактивного задания
| 5
|
12
| Домашнее задание.
Выразительное чтение оставшихся стихотворений
| №4
| Задает домашнее задание, используя ЦОР №4
| Записывают домашнее задание
| 2
|
13
| Итог урока
|
| Прочитав стихотворения Н.М. Рубцова , что мы можем сказать о поэтической манере поэта?
| Чуждый вычурности, нарочитой усложненности, стих поэта живет напряженной внутренней жизнью. В том-то и магия поэзии, что каждое, всем привычное слово, поставленное в ряд с другими, освещенное чувством поэта, обнаруживает свое глубинное и добавочное значение и начинает излучать звук, светиться разнообразными красками. Этому помогает музыка стиха, зачаровывающая читателя, особенно характерная для поэзии Н.Рубцова.
| 2
|