Скачать 172.42 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Определение безударных личных окончаний глаголов (овладение правилом)
Цель: Научить правильно писать безударные личные окончания глаголов Задачи: - обучающие :определение безударных окончаний глаголов по ударному окончанию и по неопределенному виду глаголов; овладение правилом ; -развивающие : развитие умения изменять глаголы по временам и числам -воспитательные: воспитывать внимание
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА I.Организационный момент. (Дети сидят). Включаю музыку (ресурс №1). Идут слайды. Выходит ученик, читает стихотворение. Что это – Родина моя? Ты спросишь. Я отвечу: Сначала тропочкой земля Бежит тебе навстречу. Потом тебя поманит сад Душистой веткой каждой. Потом увидеть стройный ряд Домов многоэтажных. Потом пшеничные поля. От края и до края, Всё это – Родина твоя, Земля твоя родная. Чем старше станешь и сильней, Тем больше пред тобою Она заманчивых путей Доверчиво раскроет. II.Работа над стихотворением. - Вам понравилось стихотворение?(Да, очень красивое стихотворение). - О чём это стихотворение? (О Родине, о любви к своей Родине, о природе нашей Родины). - Что значит любить свою Родину? (Быть её патриотом, защитником, знать историю страны). - Ребята, как вы думаете человеку любящему свою Родину необходима знать родной язык? (Да, на этом языке говорили великие люди, такие как Пушкин, Лермонтов). - Русский язык неотъемлемая часть культуры. Наш родной язык русский и из урока в урок мы больше узнаём о своём родном русском языке. - Какие глаголы вы здесь увидели? (Стихотворение с пропусками появляется). - Глаголы (спросишь, отвечу, бежит, поманит, увидишь, станешь, раскроет). - Обратите внимание на глаголы с пропущенной гласной. - В какой части слова находится орфограмма? (В окончании). - Можем мы сразу не задумываясь вставить пропущенную гласную? (Нет). - Почему? (Мы не можем вставить пропущенную гласную, т.к. она находится в безударной позиции). - Прежде чем вставить безударную гласную в окончании, нам необходимо вспомнить знания теории. III.Актуализация знаний.(ресурс №2)
IV.Работа над глаголами из стихотворения. - Давайте вернёмся к нашим глаголам. Какие знания теории нам понадобятся чтобы вставить пропущенную гласную? (Для того чтобы вставить безударную гласную в окончании глагола нам надо определить спряжение). - Вывешиваю таблицу спряжений. (В I спр. в безударном окончании пишется гласная «е», либо окончания –ут, -ют; во II спр. в безударном окончании гласная «и», либо окончания –ат, -ят). - Спишите глаголы и вставьте пропущенную гласную (Дети работают под музыку). Проверка: · Спросишь (безударное окончание -ить II спр.); · Поманит (безударное окончание –ит II спр.); · Станешь (безударное окончание –еть, т.к. глагол I спр.); · Раскроет (безударное окончание –ет, т.к. глагол I спр.); - Как вы думаете, почему мы не стали выписывать глаголы: «отвечу», «бежит»? (Потому что в этих глаголах ударное окончание. Гласная находится в сильной позиции. V.Постановка проблемы. - У нас остался ещё один глагол, который мы не выписали. (Вывешиваю на доску глагол «увидишь»). - Определите спряжение этого глагола. (Я делаю, а ребёнок говорит). Ставим глагол в н.ф. увидеть – I спр., если этот глагол I спр. какое окончание должно быть у глагола? (ешь). - А в нашем случае записано окончание в глаголе –ишь. - К какому спряжению принадлежит это окончание? (к глаголу II спр.). Мы видим не соответствие окончание глагола его спряжению. - Что это? Может автор не заметим ошибку или есть другое объяснение? - Эту проблему мы постараемся сейчас исследовать и ответить на поставленный вопрос? VI.Исследование. - Исследовательскую работу мы проведём в группах. - Вспомните правило работы в группах (Посмотрели). - Каждой группе даны глаголы. Ваша задача определите спряжение глаголов и выписать лишь те глаголы, в которых нашли несоответствие окончания и спряжения. Карточка (лежит у каждой группы своя): 1. Определите спряжение глагола. 2. Сравнить соответствует ли окончание данному спряжению. 3. Выпишите глаголы в которых нашли несоответствие. 4. Выделите окончание. Проверка: (ресурс №3).
- В каких глаголах вы увидели не соответствие? И какое?(В глаголе бреешь- I спр. брить- II спр. и т.д.) Мы увидели несоответствие в окончаниях и спряжениях глаголов. На доске:
- В ходе нашего исследования мы выделили глаголы написание безударных окончаний, которых не подчиняется уже изученному нами правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения. - У нас получилось всего 9 глаголов. Но это не все глаголы – исключения. Чтобы составить полный список, послушайте стихотворение и постарайтесь в нём услышать глаголы – исключения, которые мы ещё не назвали. Ученица читает стихотворение. Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на –ить, Исключая брить, стелить И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на «е» спрягать нельзя! - Кто был внимательным, какими глаголами нужно дополнить наш список (обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть). - Теперь перед нами полный список глаголов – исключений. - Я не случайно распределила их на 2 группы. - Почему именно так я это сделала, вы сможете ответить, если обратитесь к научному источнику – нашему учебнику на стр. 109. - Внимательно прочитайте правило и найдите в нём ответ на этот вопрос. - Вы внимательно прочитали это правило? - Что можно сказать о первой группе глаголов? (глаголы брить, стелить – глаголы – исключения, они относятся к I спряжению). - Если эти глаголы относятся к I спряжению, то какие безударные окончания в них нужно писать? (окончания I спряжения). - Что можно сказать о второй группе глаголов? (4 глагола на –ать и 7 глаголов на –еть относятся ко II спряжению) - Что можно ещё о них сказать? (у них окончание будет писаться II спряжения). - А теперь давайте вернёмся к глаголу увидишь, который выписали из стихотворения. Так почему в этом глаголе написано окончание –ишь? (в глаголе увидишь окончание –ишь, потому что это глагол – исключения, который относится ко II спряжению). - Вот вы и ответили на поставленный вопрос! - Запомните! Изменяя форму этих глаголов спряжение останется тем же. - Поэтому вам необходимо знать все глаголы исключения, как таблицу умножения. VII. Физическая минутка. (Звучит музыка «Зима», появляется картина родной природы). - Обратите внимание на картину родной природы. - Вглядитесь в неё глазами фотографа. - Постарайтесь увидеть то, что заметил фотограф. - Вглядитесь в самую даль этой картины. - Посмотрите, что находится на переднем плане. - Рассмотрите силуэты лыжников. - Как вы думаете, почему фотограф запечатлел эту картину? (Хотел донести до нас красоту родной природы). - Поэт донёс до нас любовь к Родине в стихах. - Фотограф – через фотографию. - Композитор – музыкой. - А вы постарайтесь передать отношение к красоте родной природы с помощью слов. VIII.Развитие речи (творческая работа, составления текста). - Представьте сейчас, что вы вошли в этот лес. - Выберете глаголы, передающие ваше ощущение, настроение, чувства, эмоции от уведенного и распределите их на группы по типу спряжения. И в соответствии с типом спряжения вставьте безударную гласную в окончании.
Проверка: - Какие глаголы I спряжения вы выбрали? (1 группа: путешествуешь, слушаешь, движешься; 2 группа: открываешь, восхищаешься, чувствуешь, встречаешься; з группа: наблюдаешь, любуешься, замечаешь). - Какие глаголы II спряжения вы выбрали? (1 группа: видишь, входить, приносить; 2 группа: дышишь, смотришь; з группа: слышишь, находишь, держишь). - А сейчас используя эти глаголы составьте небольшой текст (3-5 предложения). Форму глагола можно менять. - На эту работу отводится 3 минуты, пока звучит музыка, вы составляете текст. - Давайте послушаем тексты, которые у вас получились (заслушиваем каждую группу). - У вас замечательные получились тексты, вы смогли передать своё отношение к красоте природы с помощью родного языка. - Сегодня мы с вами слушали стихи о родной природе, рассматривали картины, сделали открытия о родном языке, узнали новое. - Проверим насколько вы глубоко и прочно усвоили эти знания. Выполним тест. IX.Тест (слайд). 1. Чтобы определить спряжение глагола, надо: а) посмотреть какая гласная стоит в его окончание; б) поставить его в неопределённую форму. 2. Личным окончание глаголов I спряжения является: а) –ет; б) –еть; в) – ят; г) –ите. 3. Личным окончанием глаголов II спряжения является: а) –ить; б) –им; в) –ют; г) –ете. 4. В личных окончаниях глаголов стоящих во 2 л. ед.ч., н.в., б.в. на конце: а) пишется «ь»; б) не пишется «ь» 5. К I спряжению относятся глаголы: а) с окончаниями в н.ф. на –ить (кроме брить, стелить); б) брить, стелить; в) верить, обидеть, видеть, ненавидеть, терпеть, зависеть, смотреть. г) 4 глагола на –ать: держать, гнать, дышать, слышать. -Взаимопроверка (дети оценивают друг друга). Слайд с ответами. X.Итог. - Что нового для себя вы открыли о русском языке сегодня? (для того, чтобы правильно писать окончание глаголов, мы должны уметь определить спряжение. Узнали, что есть глаголы – исключения, которые не подчиняются общим правилам). - Каким было общение сегодня на уроке, покажите мне с помощью сигнальных карточек (дети поднимают, я говорю каким оно было). Я вижу для многих общение сегодня было деловым, познавательным. - Спасибо за урок. Урок окончен. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
|