Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 172.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.11.2013
Размер172.42 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Определение безударных личных окончаний глаголов (овладение правилом)





ФИО (полностью)

Аушева Мадина Джабраиловна



Место работы

ГОБУ гимназия «Марем» г.Магас



Должность

Учитель начальных классов



Предмет

Русский язык



Класс

4



Тема и номер урока в теме

Определение безударных личных окончаний глаголов (овладение правилом) урок №1



Базовый учебник

Русский язык Рамзаева Т.Г.




  1. Цель и задачи урока

Цель: Научить правильно писать безударные личные окончания глаголов

Задачи:

- обучающие :определение безударных окончаний глаголов по ударному окончанию и по неопределенному виду глаголов; овладение правилом ;

-развивающие : развитие умения изменять глаголы по временам и числам

-воспитательные: воспитывать внимание

  1. Тип урока объяснение новой темы

  2. Формы работы учащихся фронтальная работа

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран

  4. Структура и ход урока


Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

I.Организационный момент. (Дети сидят). Включаю музыку

(ресурс №1). Идут слайды. Выходит ученик, читает стихотворение.

Что это – Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

 

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидеть стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля.

От края и до края,

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

 

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.
II.Работа над стихотворением.

- Вам понравилось стихотворение?(Да, очень красивое стихотворение).

- О чём это стихотворение? (О Родине, о любви к своей Родине, о природе нашей Родины).

- Что значит любить свою Родину? (Быть её патриотом, защитником, знать историю страны).

- Ребята, как вы думаете человеку любящему свою Родину необходима знать родной язык? (Да, на этом языке говорили великие люди, такие как Пушкин, Лермонтов).

- Русский язык неотъемлемая часть культуры. Наш родной язык русский и из урока в урок мы больше узнаём о своём родном русском языке.

- Какие глаголы вы здесь увидели? (Стихотворение с пропусками появляется).

- Глаголы (спросишь, отвечу, бежит, поманит, увидишь, станешь, раскроет).

- Обратите внимание на глаголы с пропущенной гласной.

- В какой части слова находится орфограмма? (В окончании).

- Можем мы сразу не задумываясь вставить пропущенную гласную? (Нет).

- Почему? (Мы не можем вставить пропущенную гласную, т.к. она находится в безударной позиции).

- Прежде чем вставить безударную гласную в окончании, нам необходимо вспомнить знания теории.

 

III.Актуализация знаний.(ресурс №2)



Вопросы:

Ответы:

1.

Что такое глагол? (Это самостоятельная часть речи).

Это самостоятельная часть речи

Глагол




2.

Что обозначает? (Действие предмета).

О

Действие предмета


бозначает

 

3.

На какие вопросы отвечает? (Что делать, что сделать).

О

Что делать? Что сделать?



твечает

 

 

4.

Перечислите постоянные признаки глагола. (Глагол может быть совершенного вида – что сделает, несовершенного вида – что делает. Глаголы могут бытьI или  II спр.)

Постоянные признаки

совершенный, несовершенный вид

 

 

I, II спряжение




 

Изменяется

 

время

лицо

число

род

 

Чаще всего является

 

сказуемое

     

5.

Как изменяются глаголы? (Глагол изменяется по временам: н.в., б.в., пр.в.; по числам и лицам в н.в., б.в., по родам в пр.в. ед.ч.)

 

6.

Какую синтаксическую роль в предложении выполняет сказуемое? (Сказуемое).

 

 

IV.Работа над глаголами из стихотворения.

- Давайте вернёмся к нашим глаголам. Какие знания теории нам понадобятся чтобы вставить пропущенную гласную? (Для того чтобы вставить безударную гласную в окончании глагола нам надо определить спряжение).

- Вывешиваю таблицу спряжений. (В I спр. в безударном окончании пишется гласная «е», либо окончания –ут, -ют; во II спр. в безударном окончании гласная «и», либо окончания –ат, -ят).

- Спишите глаголы и вставьте пропущенную гласную (Дети работают под музыку).

 

Проверка:

·        Спросишь (безударное окончание -ить II спр.);

·        Поманит (безударное окончание –ит II спр.);

·        Станешь (безударное окончание –еть, т.к. глагол I спр.);

·        Раскроет (безударное окончание –ет, т.к. глагол I спр.);

    - Как вы думаете, почему мы не стали выписывать глаголы: «отвечу», «бежит»? (Потому что в этих глаголах ударное окончание. Гласная находится в сильной позиции.

 

V.Постановка проблемы.

- У нас остался ещё один глагол, который мы не выписали. (Вывешиваю на доску глагол «увидишь»).

- Определите спряжение этого глагола. (Я делаю, а ребёнок говорит). Ставим глагол в н.ф. увидеть – I спр., если этот глагол I спр. какое окончание должно быть у глагола? (ешь).

- А в нашем случае записано окончание в глаголе –ишь.

- К какому спряжению принадлежит это окончание? (к глаголу II спр.).

Мы видим не соответствие окончание глагола его спряжению.

- Что это? Может автор не заметим ошибку или есть другое объяснение?

- Эту проблему мы постараемся сейчас исследовать и ответить на поставленный вопрос?

 

VI.Исследование.

- Исследовательскую работу мы проведём в группах.

- Вспомните правило работы в группах (Посмотрели).

- Каждой группе даны глаголы. Ваша задача определите спряжение глаголов и выписать лишь те глаголы, в которых нашли несоответствие окончания и спряжения.

 

Карточка (лежит у каждой группы своя):

1. Определите спряжение глагола.

2. Сравнить соответствует ли окончание данному спряжению.

3. Выпишите глаголы в которых нашли несоответствие.

4. Выделите окончание.

 

Проверка: (ресурс №3).

 

1 группа

2 группа

3 группа

бреешь (I) – брить (II)

дышишь (II)– дышать (I)

Гонишь (II) – гнать (I)

вертишь (II) – вертеть (I)

терпишь (II)– терпеть (I)

Держишь (I) – держать (I)

смотришь (II) – смотреть (I)

стелешь (I)– стелить (II)

Слышишь (II) – слышать (I)

приходить (II) – приходить(II)

Любишь (II) – любить (II)

Скользишь (II) – скользнуть(II)

 

- В каких глаголах вы увидели не соответствие? И какое?(В глаголе бреешь- I спр. брить- II спр. и т.д.)

Мы увидели несоответствие в окончаниях и спряжениях глаголов.

 

На доске:

 

 

I спряжение

II спряжение

Брить

Дышать

Стелить

Гнать

 

Держать

 

Слышать

 

Вертеть

 

Смотреть

 

Терпеть

 

Обидеть

 

Видеть

 

Ненавидеть

 

Зависеть

 

 

- В ходе нашего исследования мы выделили глаголы написание безударных окончаний, которых не подчиняется уже изученному нами правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.

- У нас получилось всего 9 глаголов. Но это не все глаголы – исключения. Чтобы составить полный список, послушайте стихотворение и постарайтесь в нём услышать глаголы – исключения, которые мы ещё не назвали.

 

Ученица читает стихотворение.

Ко второму же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить

И еще: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на «е» спрягать нельзя!

 

- Кто был внимательным, какими глаголами нужно дополнить наш список (обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть).

- Теперь перед нами полный список глаголов – исключений.

- Я не случайно распределила их на 2 группы.

- Почему именно так я это сделала, вы сможете ответить, если обратитесь к научному источнику – нашему учебнику на стр. 109.

- Внимательно прочитайте правило и найдите в нём ответ на этот вопрос.

- Вы внимательно прочитали это правило?

- Что можно сказать о первой группе глаголов? (глаголы брить, стелить – глаголы – исключения, они относятся к I спряжению).

- Если эти глаголы относятся к I спряжению, то какие безударные окончания в них нужно писать? (окончания I спряжения).

- Что можно сказать о второй группе глаголов? (4 глагола на –ать и 7 глаголов на –еть относятся ко  II спряжению)

- Что можно ещё о них сказать? (у них окончание будет писаться II спряжения).

- А теперь давайте вернёмся к глаголу увидишь, который выписали из стихотворения. Так почему в этом глаголе написано окончание –ишь? (в глаголе увидишь окончание –ишь, потому что это глагол – исключения, который относится ко  II спряжению).

- Вот вы и ответили на поставленный вопрос!

Запомните! Изменяя форму этих глаголов спряжение останется тем же.

- Поэтому вам необходимо знать все глаголы исключения, как таблицу умножения.

 

VII.        Физическая минутка. (Звучит музыка «Зима», появляется картина родной природы).

- Обратите внимание на картину родной природы.

- Вглядитесь в неё глазами фотографа.

- Постарайтесь увидеть то, что заметил фотограф.

- Вглядитесь в самую даль этой картины.

- Посмотрите, что находится на переднем плане.

- Рассмотрите силуэты лыжников.

- Как вы думаете, почему фотограф запечатлел эту картину? (Хотел донести до нас красоту родной природы).

- Поэт донёс до нас любовь к Родине в стихах.

- Фотограф – через фотографию.

- Композитор – музыкой.

- А вы постарайтесь передать отношение к красоте родной природы с помощью слов.

 

VIII.Развитие речи (творческая работа, составления текста).

- Представьте сейчас, что вы вошли в этот лес.

- Выберете глаголы, передающие ваше ощущение, настроение, чувства, эмоции от уведенного и распределите их на группы по типу спряжения.

И в соответствии с типом спряжения вставьте безударную гласную в окончании.

 

1 группа

2 группа

3 группа

Видишь II

Дышишь II

Слышишь II

Путешествуешь I

Открываешь I

Наблюдаешь I

Слушаешь I

Восхищаешься I

Любуешься I

Движешься I

Чувствуешь I

Замечаешь I

Входишь II

Встречаешь I

Находишь II

Приносишь II

Смотришь II

Держишь II

 

 

Проверка:

- Какие глаголы I спряжения вы выбрали? (1 группа: путешествуешь, слушаешь, движешься; 2 группа: открываешь, восхищаешься, чувствуешь, встречаешься; з группа: наблюдаешь, любуешься, замечаешь).

- Какие глаголы II спряжения вы выбрали? (1 группа: видишь, входить, приносить; 2 группа: дышишь, смотришь; з группа: слышишь, находишь, держишь).

 

- А сейчас используя эти глаголы составьте небольшой текст (3-5 предложения). Форму глагола можно менять.

- На эту работу отводится 3 минуты, пока звучит музыка, вы составляете текст.

- Давайте послушаем тексты, которые у вас получились (заслушиваем каждую группу).

- У вас замечательные получились тексты, вы смогли передать своё отношение к красоте природы с помощью родного языка.

- Сегодня мы с вами слушали стихи о родной природе, рассматривали картины, сделали открытия о родном языке, узнали новое.

- Проверим насколько вы глубоко и прочно усвоили эти знания. Выполним тест.

 

IX.Тест (слайд).

1.     Чтобы определить спряжение глагола, надо:

а) посмотреть какая гласная стоит в его окончание;   

б) поставить его в неопределённую форму.

 

2.     Личным окончание глаголов I спряжения является:

а) –ет;

б) –еть;

в) – ят;

г) –ите.

 

3.     Личным окончанием глаголов II спряжения является:

а) –ить;

б) –им;

в) –ют;

г) –ете.

 

4.     В личных окончаниях глаголов стоящих во 2 л. ед.ч., н.в., б.в. на конце:

а) пишется «ь»;

б) не пишется «ь»

 

5.     К I спряжению относятся глаголы:

а) с окончаниями в н.ф. на –ить (кроме брить, стелить);

б) брить, стелить;

в) верить, обидеть, видеть, ненавидеть, терпеть, зависеть, смотреть.

г) 4 глагола на –ать: держать, гнать, дышать, слышать.

 

-Взаимопроверка (дети оценивают друг друга).

Слайд с ответами.

 

 

 

X.Итог.

- Что нового для себя вы открыли о русском языке сегодня? (для того, чтобы правильно писать окончание глаголов, мы должны уметь определить спряжение. Узнали, что есть глаголы – исключения, которые не подчиняются общим правилам).

 

- Каким было общение сегодня на уроке, покажите мне с помощью сигнальных карточек (дети поднимают, я говорю каким оно было). Я вижу для многих общение сегодня было деловым, познавательным.

 

- Спасибо за урок. Урок окончен.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Балет "Лебединое озеро". Действие 1. Интродукция (N 22316)

музыка

мультимедия

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/50c2cf77-6a4a-20f2-a098-c71f9a04850a/Chaikovskii.Balet_Lebedinoe_ozero.01.Inrodukcia.mp3

2

Правописание личного окончания глаголов

анимация

видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71911132-cf9e-43d9-97d1-3c6cd19ab68c/%5BNS-RUS_4-15%5D_%5BMA_031%5D.swf

3

Определение спряжения глагола по ударному окончанию и неопределенной форме

анимация

видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b17f50-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_nesk_09.swf

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск