План- конспект урока музыки Класс: 3
Учитель: Веселова Ирина Михайловна, учитель музыки МОУ
« Михайловская СОШ» Советского района РМЭ
Тема: Святые земли русской
Цель: Продолжать знакомство со святыми земли русской.
Задачи: 1. Углубить знания обучающихся о святых русской земли, расширять их кругозор.
2. Развивать умение работать с музыкальными терминами.
3. Способствовать патриотическому воспитанию обучающихся. Оборудование: компьютер, мультимедийные проектор, ЦОР, магнитофон, аудиозаписи, DVD – фильмы « Александр Невский» и « Князь Владимир», фортепиано. Ход урока
Муз. материал
|
Ход урока
|
Добрый день, вам… ( мелодия « Величания»)
Й. Гайдн. Мы дружим с музыкой. « Величание А. Невскому» « Величание А. Невскому»
Хор « Вставайте, люди русские!»
Фрагмент песнопения о Сергии Радонежском.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
| I. Организационный момент. 1. Музыкальное приветствие. - Ребята, сегодня мы с вами в гостях. И у нас на уроке тоже гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Повернулись. 2. Положительный настрой на урок.
- Для того, чтобы настроиться нам на общение с музыкой, предлагаю спеть песню Й. Гайдна « Мы дружим с музыкой». II.Сообщение темы и цели урока.
Слушание « Величания святому благоверному князю А. Невскому».
- Что это за произведение? Кто запомнил?
- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?
- Сегодня мы с вами будем продолжать знакомство со святыми земли русской.
III. Повторение ранее изученного материала.
1. Систематизация знаний об А. Невском.
* Исполнение фрагмента « Величания А. Невскому».
- Давайте покажем движение мелодии рукой.
- Кто заметил, сегодня на уроке случайно не пели похожую мелодию?
Какое произведение написал С.С. Прокофьев об А. Невском?
- Что такое кантата?
- С каким другим словом схоже слово « кантата»?
- Что такое кант?
- Когда начали сочинять канты? При каком императоре?
- А мне вот интересно, что означает итальянское слово « кантаре»?
( пою).
- Давайте исполним кант. ( Виват!» - движение мелодии рукой).
- Что означает « Виват?»
- Значит, из какого языка к нам пришли эти понятия?
- Где исполняют кантату?
- А « Величание»? Что такое величание? ( Молитвенное торжественное песнопение)
- Ребята, как вы думаете, за что А. Невского называем святым благоверным князем?
* - Давайте исполним хор « Вставайте, люди русские!» из кантаты
« А. Невский». Как нам нужно петь? Для чего именно так?
* Просмотр видеофрагментов из фильма « Александр Невский».
- Как вы думаете, какие качества А. Невского помогли ему победить крестоносцев? Какие качества вы хотели бы у него перенять?
2. Систематизация знаний о Сергии Радонежском.
- Во втором классе мы с вами говорили еще об одном святом Руси. Это отрок Варфоломей. ( Фото) Что это за святой? Кому он покровительствует? Кто может обращаться к нему за помощью?
Народ также сложил о нем песнопение.
- Как звучит?
IV. Минутка внимания.
- Сейчас я предлагаю отдохнуть. Давайте послушаем тишину.
- Что вы услышали?
- А сейчас « просканируем» окружающее пространство. Итак, приготовили свои ушки. Слушаем по кругу. Расскажете, с какой стороны и что вы услышали.
V.Изучение нового материала.
- Сегодня мы поговорим об одном очень важном моменте истории нашего государства – Крещении Руси.
10 веков назад на Руси была языческая вера, у людей было много богов. Княгиня Ольга, которая правила в то время, отправилась в Византию и стала первой христианкой, т.е. крестилась. А её внук – Князь Владимир ( Красное солнышко) крестился тоже и в 988 году крестил русский народ в реке Днепр, на которой стоит город Киев. В те времена столицей России был город Киев. А сейчас какой город является столицей России?
Княгиня Ольга и её внук Князь Владимир также стали святыми земли русской. О них также сложены разные песнопения. Послушаем величание.
- Как звучит? ( спокойно, величаво, распевно).
Величать – значит, славить, восхвалять.
-В 4 классе вы познакомитесь с другими святыми и узнаете, что такое стихира.
* Разучивание фрагмента « Величания».
- За что князя Владимира и княгиню Ольгу почитает народ?
Кстати, Александр Невский – это пра-правнук Князя Владимира.
VI. Обобщение.
- Итак, ребята, мы сегодня немало говорили о разных людях, событиях. Сейчас я предлагаю вспомнить их. Посмотрите, кто это? Сейчас я вам раздам даты и события. Вам нужно найти пары так, чтобы дате соответствовало одно событие и встать парами у доски.
* 1242 год ( 13 век) - битва А. Невского с Крестоносцами –
(Ледовое побоище)
* 1721год ( 18 век) – заключение мира между Россией и Швецией
( Петр 1)
* 988 год ( 10 век) - Крещение Руси ( князь Владимир)
* 1938год (20 век) – создание С.С. Прокофьевым кантаты «А. Невский»
А теперь давайте на « луче времени» отметим эти события.
! За сегодняшний урок мы с вами много повторили и узнали нового. Давайте проверим, все ли вы запомнили. Для этого предлагаю разгадать кроссворд. Если все правильно разгадаем, то получится слово, характеризующее вас.
* Решение кроссворда.
Итак, кто же вы? ( ЗНАТОКИ)
VII. Итог урока.
Сегодня на уроке все очень старались. Каждый постарался, чтобы наш урок был полезным и интересным. Отметки такие(перечисляю). На память о нашем уроке и о вашей успешной работе я дарю вам такие ордена. Я благодарю вас. Домашнее задание следующее: узнать, какой праздник будет 4 ноября, как с этим праздником связаны Минин и Пожарский, а также опера М. И. Глинки « Иван Сусанин». Кстати, что такое опера? Где её можем посмотреть? Кто-нибудь знает, где стоит памятник Минину и Пожарскому? ( На Красной площади). Красная Площадь – сердце нашей Родины. Это значит, что Минин и Пожарский сделали что- то очень важное для нашей страны. Это и узнайте на каникулах.
VIII.А напоследок. ..
Ребята, а кто желает поподробнее ознакомиться с жизнью Князя Владимира, можете посмотреть фильм « Князь Владимир».
*( просмотр фрагмента).
Сейчас давайте поблагодарим хозяев этой школы за гостеприимство и наших гостей за их внимание. Повернитесь, пожалуйста. Давайте попрощаемся. ДО СВИДАНЬЯ.
|
Характеристика урока и класса Добрый день, уважаемые коллеги. Я - Веселова И.М., учитель музыки МОУ
« Михайловская СОШ». Я работаю по программе Е.Д. Критской. Моя методическая тема – « Духовно- нравственное воспитание обучающихся посредством программы Е.Д. Критской « Музыка». По данной проблеме я предлагаю посмотреть урок по теме « Святые земли русской», который относится к разделу « О России петь – что стремиться в храм». Урок носит культурологический характер. Это не обучение основам религии, а обычное расширение кругозора детей, повышение уровня их компетентности в определенной образовательной области. В этом вопросе очень важно знать меру, так как, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», образование носит светский характер.
Урок будет дан в 3 классе, в котором 5 мальчиков и 4 девочки. Это самый маленький по численности класс нашей школы. Хочу отметить, что дети сельские и такое количество гостей у них впервые. Тем не менее, они обучаются по УМК развивающего характера « Гармония», что наложило отпечаток на формирование их личности, на мой взгляд, неплохо. Дети старательные, хотя не всегда все у нас получается, особенно страдает вокально - хоровая подготовка. Над решением этой проблемы мы работаем систематически. Надеемся на успешные результаты.
В классе 1 ребенок- инвалид, причем по олигофрении и одна девочка с ЗПР. Эти детки требуют особого внимания, поэтому вовлекаются в образовательный процесс осторожно.
В целом, класс работоспособный, активный. Посмотрим, как получится их первая встреча с незнакомой обстановкой. Несомненно, это стресс для каждого. Будем надеяться, что они пройдут это испытание успешно.
* 1938год
(20 век) * 988 год
( 10 век) * 1721год
( 18 век)
* 1242 год
( 13 век)
- Битва А. Невского с Крестоносцами –
(Ледовое побоище)
- Заключение мира между Россией и Швецией
( Петр 1)
- Крещение Руси ( князь Владимир) – Создание С.С. Прокофьевым кантаты «Александр Невский» - Битва А. Невского с Крестоносцами
(Ледовое побоище) - Заключение мира между Россией и Швецией ( Петр 1) - Крещение Руси ( князь Владимир)
– Создание С.С. Прокофьевым кантаты «Александр Невский»
КНЯЗЬ КАНТ
КАНТАТА
ВЕЛИЧАНИЕ
РАДОНЕЖСКИЙ
ПРОКОФЬЕВ
НЕВСКИЙ |