Темы контрольных работ по методике преподавания русского языка на ОЗО на 2007-2008 уч.год
Ст.преподаватель Т.А.Петрова
1. Методика изучения грамматических признаков существительного в школе.
План:
Содержание раздела «Имя существительное». » Понятие «грамматические нормы».
Типы грамматических норм существительного, изучаемых в школе. Методика изучения грамматических норм существительного в 5, 6 классах (фрагменты уроков).
2.Повторителъно-обобщающий урок по теме «Гласные о-е (ё) после шипящих».
План:
Повторительно-обобщаюший урок - один из типов урока закрепления. Формы организации урока данного типа.
Теоретические основы изучения данной темы на уроке русского
языка
• Методика проведения урока повторительно-обобщающего по данной теме. 3.Работа с абстрактными существительными в 5 классе.
План:
Содержание раздела «Имя существительное» (программа учебник).
Определение списка абстрактных имён существительных подлежащих изучению в 5 классе.
Методика организации работы со словом (анализ орфоэпического облика, лексического значения орфографического облика и происхождения). Работа со словарём.
4.Живопись на уроке русского языка (Тема «Имя прилагательное», 5 класс)
План:
Роль прилагательного в текстах описательного плана.
Основные направления работы по развитию речи при изучении темы «Имя прилагательное» (функционирование прилагательного в текстах, создаваемых учащимися).
Методика анализа текста-образца.
Методика языковой подготовки на уроке подготовки к сочинению-описанию по картине.
Фрагменты уроков.
5 Методика изучения словосочетания в 8 классе (на базе комплексной работы с текстом)
План:
Объём, содержание, цели, задачи изучения темы «Словосочетания» в школе (анализ программы и материала учебника). Взаимосвязь изучения раздела с другим учебным материалом.
Тематика уроков по данному разделу, учебные цели, задачи.
Отбор методов обучения.
Система упражнений.
Отбор языкового материала (текстового).
Синтаксический анализ словосочетаний.
Конспект одного урока по теме «Словосочетание».
6.Повторителыю-обобщающий урок по теме «Правописание чередующихся гласных в корнях»
План:
Объём и содержание темы «Правописание чередующихся гласных в корнях».
Особенности урока повторительно-обобщающего по заданной теме:
а) отбор методов и приёмов;
б) отбор языкового материала;
в) организация контроля за усвоением темы. 7.Речевой этикет на уроке русского языка (тема «Диалог»)
План:
Понятие этикета, в том числе речевого, этикетной формулы.
Содержание изучения раздела, цели и задачи. Особенности и взаимосвязь с другими разделами.
• Изучение этикета на уроках по теме «Диалог» (фрагмен-уроков).
8 Методика формирования орфоэпических норм при изучении разделе
«Фонетика»
План:
Понятие «орфографические нормы».
Взаимосвязь изучения «Фонетики» и «Орфоэпии».
Методика работы с орфоэпической нормой.
9. Урок-семинар (7 класс)
План:
Урок-семинар как одна из форм урока повторительж обобщающего типа.
Особенности урока: методы, приёмы, содержание.
Конспект урока-семинара по теме 7 класса (по выбору).
10.Урок-игра (5 класс)
План:
Психолого-педагогическое обоснование урока-игры в 5 классе.
Особенности урока данного типа.
Отбор материала на урок.
Конспект одного урока.
11 Дифферепцированное обучение русскому языку при изучении темы «Союз» (7 класс)
План:
• Понятие дифференцированного обучения, значение, его организация. Содержание, цели, задачи изучения раздела «Союз» (7 класс) с учётом уровней обучения.
12 Дифференцированное обучение русскому языку при изучении темы «Наречие» (7 класс)
План:
Понятие и организация дифференцированного обучения на уроке русского языка.
Значение дифференцированного обучения на современном уроке русского языка.
Уровни обучения.
Содержание, цели, задачи изучения по теме «Наречие».
13. Уроки о русском языке (5 класс)
План:
Роль и значение изучения русского языка в школе (программа по русскому языку).
Уроки о языке (тематический план, цели, задачи, содержание).
Урок-конспект.
14.Уроки о русском языке (6 класс) (План тот же, что и 13) 15.Комплексная работа с текстом при изучении темы «Лексика»
План:
Роль и значение работы с текстом на уроке русского языка.
Понятие текста, текста-образца.
Взаимосвязь работы с текстом при изучении темы «Лексика».
Урок-конспект.
16. Уроки ортологии при изучении частей речи
План:
Понятие ортологии.
Грамматические нормы русского языка (при изучении частей речи).
Урок-конспект.
17 .Алгоритм на уроке русского языка при изучении темы «Глагол» План:
Понятие алгоритма. Роль и значение алгоритма на уроке русского языка.
Способы алгоритмизации.
Урок-конспект с использованием алгоритма.
18.Синтаксический анализ на уроке русского языка в 5 классе
План:
Методика синтаксического анализа на уроке русского языка в 5 классе (цели, задачи, отбор материала).
Роль и значение синтаксического анализа.
Задания с синтаксическим анализом на уроке русского языка в 5 классе.
19.Этимология на уроке русского языка в 5 классе
План:
Роль этимологического анализа на уроке русского языка в 5 классе.
Взаимосвязь с другими разделами.
• Отбор материала при изучении отдельных тем.
20. Урок обобщающего повторения в форме дидактической игры по теме «Имя существительное» (5 класс)
План:
Урок - основная форма организации учебного процесса.
Уроки повторения пройденного материала как разновидность закрепления
а)цели повторения; б)виды повторения;
в)обобщающее повторение или итоговое, систематизирующее. ■ Уроки обобщающего повторения
а)цели и задачи обобщающего повторения;
б)наглядность на уроке обобщающего повторения;
в)способы активизации учащихся на уроке русского языка;
г)игра на уроке русского языка;
д)занимательность на уроке русского языка; • Уроки обобщающего повторения в форме дидактической игры по теме «Имя существительное» (5 класс). Литература:
(общая для всех тем контрольных работ)
1 .Основы методики русского языка в 4-8 классах / Под ред. А.В.
Текучева, ММ. Разумовской, ТА. Ладыженской- М., 1978.
2,Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1980.
З.Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка. - М.,
1990.
4.Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М., 1992.
5.Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1981.
6.Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка в школе — М., 1986.
7.Соколова Г.П. Урок русского языка в 5 классе. - М., 1986.
8.Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-4 классов. -
М., 1956.
9.Ладыженская Т.А. Анализ устной речи учащихся 5-7 классов. - М.,
1963.
10.Леонтьев А.А. Речь и общение. Общая психология / Под ред. А.В.
Петровского. - М., 1976.
11.Ладыженская Т.А. Живое слово. Русская речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.
12.М.Р. Львов. Словарь-справочник по методике русского языка. -
М., 1988.
13. Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках
чтения. - М., 1967.
Орфография:
Разумовская М.М. Методика орфографии // Основы методики русского языка в 4-8 классах. - М., 1983.
Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М., 1987.
Львов М.Р. Основы обучения орфографии в начальной школе. - М., 1987.
Богоявленский Д.Н. Психология обучения правописанию. - М., 1973.
Культура речи
Капинос В. И. Культура речи // Методика развития речи на уроке русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М, 1980.
Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. -М., 1971.
Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 1974.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно! Пособие для учащихся. - М., 1964.
Повторение и обобщение
Повторение и обобщение при подготовке к экзамену по русскому языку. -М., 1989.
Шатова Е.Г. Методика формирования обобщений при обучении орфографии. М, 1990.
Морфология
Озерская В.Г1. Изучение морфологии на синтаксической основе. 4 кл. М., 1978; 5 кл. - М., 1970; 6 кл. - М., 1980.
Тростенцова Л.А. Методика морфологии // Основы методики русского языка в 4-8 классах. - М., 1983.
Текучёв А.В. Методика грамматического разбора. - М., 1953.
Кубрикова Е.С. Основы морфологического анализа. - М., 1974.
Львова СИ. Значение и строение слова. - М., 1953.
Речевой этикет
Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспект. - М., 1982.
Гольдин В.Е. речь и этикет. - М., 1983.
Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. — М., 1984.
Синтаксис
1. Купалова А.Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. - М., 1974.
Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. - М.,1979.
Озерская В.П. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией. 7 класс. - М., 1982.
Алгазина Н.Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. — М., 1962.
Фомичева Га. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. - М., 1981.
Фомичева ГА. Изучение словосочетания в восьмилетней школе. -М., 1973.
Игра
Антипина Н.П. Игра на уроках русского языка. - М.,1988.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. М.,1980.
Баев П.М. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.
Алгоритмы на уроках русского языка
Власенков А.И. Материалы к тестированию по теме «Использование алгоритма в обучении орфографии». - М., 1965.
Ланда Л.Н. Ачгоритмизация в обучении. - М., 1966.
Беспально В.Л. Программированное обучение. - М., 1970.
Текст
Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. -М., 1979.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М., 1987.
|