муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Альметьевска, РТ «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по УР Директор школы
___/(__________) ___/(_________) ___/(_________)
«__»_____2013 г «__»_____2013г «__»_______2013 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку Ф.И.О. педагога Лазарева Татьяна Александровна Класс 11А, 11Б Уровень базовый 2013-2014 учебный год
Протокол №__________
заседания пед. совета
«___»____________2013г.
Альметьевск, 2013 год
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Альметьевского района (приказы Министерства образования и науки РТ № 02-678 от 01.07.2004г, 04-387 от 5.052008г, 06.05.2009г).
Учебного плана МАОУ «СОШ № 7» на 2013– 2014 учебный год.
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку.
Письмо Министерства образования и науки РТ о преподавании учебных предметов базисного учебного плана в 2009-2010 учебном году № 7931/9 от 16.10.2009г.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), Программы к учебнику по русскому языку для 10-11 классов Власенков А.И , Рыбченкова Л.М.(М.: Просвещение, 2008 г.).
Программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю. Повторение-4часа. Текст -10 часов, стили речи-12 часов,
4 часа – на выполнение письменных работ , 3 часа на выполнение контрольных работ, 2 часа –на резерв
Курс русского языка 11 класса направлен на достижение следующих целей и задач: - 1.Обеспечение единства изучения языка и развития коммуникативных умений учащихся;
2.формирование у учащихся функциональной грамотности в широком смысле слова для успешной самореализации и социализации;
3.изучение языка как средства выражения мыслей, чувств, переживаний человека, способствующего развитию коммуникативных умений;
4.развитие у учащихся чувства языка;
5.закрепление и расширение знаний о тексте, совершенствование умений конструирования и составлений текста. .Содержание программы
1 Текст как средство коммуникации Редактирование текста. Совершенствование устной и письменной речи. Понятие о редактировании текста. Единицы редактирования .Языковые ошибки .Текстовые ошибки. Ошибки в содержании текста, речевые ошибки, недочеты. Стилистические ошибки, их типы
2 Пунктуационное оформление предложения и текста
Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации .Совершенствование пунктуационных и речевых умений. Тире в простом предложении .Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложении с однородными членами .Знаки препинания в предложении с обособленными членами. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями .Знаки препинания в предложениях с союзом как.
Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложениях. 3.Речевая деятельность Коммуникативные неудачи при устном ответе. Пути их преодоления. Требование к устном ответу.
Редактирование чужого текста, нахождение и устранения языковых, текстовых и стилистических ошибок.
Требование к содержанию и оформлению ответов на письме в тестовой форме.
Учебно-научное общение в устной и письменной форме. Подготовка доклада ли сообщения.
4.Стилистика простого и сложного предложения.
Простое двусоставное предложение Синонимия форм сказуемого. Особенности употребления сказуемого, его форм.
Простой и обратный порядок слов в предложении.
Стилистические возможности однородных членов предложения- изобразительно-динамические и юмористические функции. Односоставное и неполное предложение
Синонимия односоставных и неполных предложений.
Сложное предложение .Синонимия простых и сложных предложений, осложненных причастным оборотом, и сложноподчиненных с придаточными определительными, . обстоятельственными с придаточными цели, причины, уступки, условия, их семантическое единство и различие.
Речевая деятельность .
Жанровая и стилевая специфика текстов. Сочетание основных видов изложения текстового материала: описания, повествования, рассуждения.
Тексты описательного характера; тексты –определения и собственно описания .Тексты рассуждения и тексты повествовательного характера.
Функциональные стили речи. Научные и учебные стили. Виды научной информации. Формы научных и учебных текстов.
Комплексный анализ текста совершенствование умений определять тему, тип речи, стиль текста.видеть стилистические особенности синтаксических конструкций, объяснять выбор знаков препинания. Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - написание сочинений;
- выстраивание диалога и монолога;
- подготовка и сдача ЕГЭ
- осознание роли русского языка в жизни человека и общества; роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; - приобщение к русской и мировой культуре; - официальное и неофициальное межличностное и межкультурное общение в социально-культурной, бытовой и учебной сферах; социальной адаптации; - получение знаний по другим учебным предметам; - развитие навыков речевого самоконтроля, оценки своей речи с точки зрения правильности. Учащиеся должны уметь : 1.Ориентироваться в своей системе и умений по русскому языку, осознавать необходимость новых знаний и умений. 2.Находить новую информацию в разных источниках различными способами. 3.Грамотно работать с информацией
:прогнозировать содержание текста по заголовку, по началу, по интонации, по характеру источника;
-предвидеть структуру предложения по его началу, по лексическим, морфологическим компонентам;
-прогнозировать композицию текста по его жанровым характеристикам;
-осознанно выделять тему высказывания и строить высказывание в соответствии с заданной темой;
-собирать и систематизировать материал для создания собственного текста, планировать содержание высказывания;
-определить тип и стиль текста и структурировать соответствующую композиционную форму; 4.Перерабатывать информацию разными способами.
5.Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
6.Передавать информацию в сжатом и развернутом виде.
7.Придавать высказыванию соответствующую композиционную форму и стилистическую окраску.
8.Осознанн отбирать необходимые языковые средства для оформления высказывания, уметь редактировать текст.
9.Анализировать и оценивать свою, чужую речь с точки зрения языковых норм.
10Совершенствовать свою речь в соответствии с языковыми нормами.
11.Находить ключевые слова текста, сжимать и разворачивать высказывание на основе выделенных ключевых слов.
12Отбирать лексические единицы и грамматические конструкции при оформлении связных высказываний с учетом их свойств и возможностей для решения определенной коммуникативной задачи.
13Выбирать вид чтения в зависимости от цели чтения и характера изложения материала.
14.Конспектировать устные и письменные источники, аннотировать и реферировать учебные, научные, литературно-критические статьи
Учебно-методическое и программное обеспечение
УМК для учащихся
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М.:«Просвещение», 2010.-448 с.
Власенков А.И , Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика.Текст.Стили речи.Учебник для 10-11 классов .Москва «Просвещение» , 2008г.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум – М, 2009.
Баронова М.М. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2008.
Цыбулько И.П. ЕГЭ – 2010. Русский язык: Тренировочные задания. М.: Просвещение. Эксмо, 2012.
Цыбулько И.П., Капинос В.И. ЕГЭ – 2012. Русский язык: Сборник экзаменационных заданий (Федеральный банк экзаменационных материалов). М.: Эксмо, 2012.
УМК для учителя 1. . Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М.:«Просвещение», 2010.-448 с
.2Власенков А.И , Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика.Текст.Стили речи.Учебник для 10-11 классов .Москва «Просвещение» , 2008г.
3. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя/ Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. – 5-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.- 304 с. 4Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – 43-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 286 с.; .5Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ / Т.Ю.Угроватова. – М.: Эксмо, 2008. – 336 с. – (Мастер-класс для учителя);
6. Поурочное планирование по русскому языку к Единому государственному экзамену / Е.А.Влодавская. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 190с.
7 Баронова М.М. Рабочие программы по русскому языку: 10-11 классы/ Сост. М.М.Баронова. – М.: ВАКО, 2011. – 144 с. – (Рабочие программы)
8 Русский язык. 11 кл.: Поурочные планы по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, А.А.Чешко «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений»/ Сост. Н.В.Сиденко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2010. – 96 с.
9.Вильченко Л.И.Работа с текстом на уроках русского языка.-М., 1981г.
Средства обучения Технические средства обучения
Компьютер
Экран
Печатные пособия
Толковый словарь русского языка (С.И.Ожегов, Ю.Шведова)
Таблицы
11 КЛАСС
Календарно-тематическое планирование ПОВТОРЕНИЕ (4 часа: 2+2)
№ п/п
| Тема урока
| Коли-
чество
часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Дата проведения
|
|
|
|
|
|
| план
| факт
| 1
| Текст
| Урок повторения
| Урок развития речи
| Текст как единица речи. Содержание и языковое оформление текста. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Стилевые разновидности текстов
| Знать основные элементы содержания.
Уметь определять тему текста, особенности смыслового типа, стилистических задач, отбирать языковые средства в зависимости от содержания, смыслового типа, функционального стиля речи
|
|
| 2
| Стилистика. Функциональные стили речи
| 1
| Урок развития речи
| Стилистика как раздел науки о языке. Стиль. Классификация стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль
| Знать классификацию функциональных стилей речи, отличительные признаки и жанровое своеобразие научного, публицистического, официально-делового, художественного и разговорного стилей.
Уметь аргументировано определять функционально-стилистическую принадлежность текста, создавать текст определенного стиля речи и жанра
|
|
| 3
| Основные разделы русского языка
| 1
| Повторительно-обобщающий
| Понятие о системе языка. Единицы и уровни языка. Взаимосвязь единиц разных уровней
| Знать основные уровни (разделы) языка, единицы языка, взаимосвязь единиц разных уровней языка.
Уметь выполнять основные виды разборов
|
|
| 4
| Нормы русского языка
| 1
| Повторительно-обобщающий
| Нормы литературного языка (орфоэпические, словообразовательные, лексические, морфологические, орфографические, пунктуационные)
| Знать основные нормы литературного языка.
Уметь соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи
|
|
|
Текст и его строение .Основные виды переработки текста (10ч)
5
| Основные принципы текста
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь, смысловая целостность, относительная законченность.
| Знать основные признаки текста
|
|
|
6
| Типы речи.Повествование
| 1
| Урок новых знаний
| Главные особенности разных типов речи. Композиционные особенности текса-повествования.
| уметь определять тексты-повествования, уметь составлять тексты-повествования
|
|
| 7
| Описание
|
| Урок новых знаний
| Композиционные особенности текса-повествования
| уметь определять тексты-описания, уметь составлять сочинение-миниатюру-описание какого-либо художественного изделия или помещения с использованием причастных и деепричастных оборотов
|
|
| 8
| Рассуждение
|
| Урок новых знаний
| Композиционные особенности текса-повествования
| Уметь находить в тексте элементы рассуждения
|
|
| 9
| Р.р.Сочинение-рассуждение на публицистическую тему
| 1
| Развитие речи
| Композиционные особенности текса-повествования
| Уметь создавать тексты-рассуждения публицистического стиля с использованием предложений различных по цели высказывания, применяя различные средства выразительности речи
|
|
| 10
| Сокращение текста. План.
| 1
| Урок новых знаний
| Способы сокращения текста: исключение, замена, сокращение пересказа
| Уметь правильно составлять тезисы готового текста, уметь составлять план текста
|
|
| 11
| Выписки
| 1
| Урок новых знаний
| Выдержка- , дословная или документальная запись частей текста
| Уметь делать точные выдержки, уметь их правильно оформлять
|
|
| 12
|
Конспект.Реферат
| 1
| Урок новых знаний
| Конспект-краткое письменное изложение, тематический конспект. Реферат-связное , последовательное изложение текса
| Уметь сокращать текст, конспектировать устное высказывание преподавателя, уметь подготовить реферат на предложенную тему
|
|
| 13
| Аннотация
| 1
| Урок новых знаний
| Аннотация-краткая характеристика книги, т.п.
| Уметь анализировать аннотации на произведения, составлять аннотацию на одно изученное произведение
|
|
| 14-15
| Рецензия
| 2
| Развитие речи
| Рецензия-письменный разбор, отзыв ,критическая оценка
| Уметь писать рецензию на прочитанную книгу, используя план
|
|
| 16-17
| Контрольная работа за 1 полугодие
| 1
| Урок контроля знаний
| Уровневая организация языка и взаимодействие единиц разных уровней
| Знать признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.
Уметь соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные)
|
|
|
| 2 полугодие 17 часов
Стили речи (12ч)
|
|
|
|
|
|
| 1
| Стили речи.Научный стиль
| 1
| Урок новых знаний
| Специфические черты стиля:логичность,отвлеченность,обобщенность, объективность
| Умение определять научный стиль
|
|
| 2-3
| Научно-популярный стиль
| 1
| Урок новых знаний
| Особенности научно-популярного стиля: лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля
| Умение анализировать тексты, указывая их особенности
|
|
| 4
| Публицистический стиль.
| 1
| Урок новых знаний
| Лексические особенности стиля.с редства эмоциональной выразительности в пуб.стиле текста, синтаксические особенности пуб.стиля речи
| Уметь находить признаки пуб стиля
|
|
| 5
| Жанры публицистического стиля речи
| 1
| Урок новых знаний
| Путевой очерк, портретный очерк ,проблемный очерк
| Уметь подготовить в виде путевого очерка рассказ о походе и т.п.
|
|
| 6
| Портретный очерк
| 1
| Урок новых знаний
| Внешний и внутренний портрет
| Уметь писать о себе в одной из форм: в форме дневника, в сказочной форме
|
|
| 7
| Проблемный очерк
| 1
| Урок новых знаний
| Композиция очерка по типу рассуждения
| Подготовить анализ худ.произведений
|
|
| 8
| Устные выступления
| 1
| Урок новых знаний
| Речи, доклады
| Уметь выступать перед публикой
|
|
| 9
| Дискуссия
| 1
| Урок новых знаний
| План дискуссии
| Умение проводить дискуссию
|
|
| 10
| Официально-деловой стиль
| 1
| Урок новых знаний
| Основные стилевые черты
| Умение составлять характеристику, писать заявление, резюме. Автобиографию., доверенность
|
|
| 11
| Разговорный стиль речи
| 1
| Урок новых знаний
| Общие признаки :неофициальность, непринужденность. Неподготовленность, возможность диалога
| Уметь находить прихнаки разговорного стиля в тексте
|
|
| 12
| Художественный стиль речи
| 1
| Урок новых знаний
| Тропы, стилистические фигуры
| Уметь анализировать текст
|
|
| 13-14
| Сочинение-рассуждение
| 1
| Развитие речи
| Композиция текста -рассуждени
| Умение писать сочинения о человеческих ценностях
|
|
| 15
| Анализ текста
| 1
| комбинированный
|
|
|
|
| 16
| резерв
|
|
|
|
|
|
| 17
| резерв
|
|
|
|
|
|
| всего
|
|
|
|
|
|
|
| |