Скачать 116.78 Kb.
|
Одним из самых любимых мною писателей является Н.С.Лесков Работая с учащимися 5 – 11 классов, всегда с удовольствием обращаюсь к его произведениям как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В наше время, когда средства массовой информации отнюдь не помогают улучшения нравственности общества и особенно молодого поколения, изучение произведений Н.С.Лескова становится как никогда актуальным. Русская литература была не столько литературой, сколько христианской словесностью. И начиная разговор о творчестве Н.С.Лескова, следует отметить одну очень важную тему, объединяющую все произведения писателя – вечная и важная тема для всей русской литературы – забота о душе человека, его нравственных основах. «Праведник» для Лескова означает не столько религиозную, сколько морально–этическую оценку человека, «праведничество» связано с обретением героем правды, смысла жизни. Основные качества, присущие праведнику: скромность, честность, аскетизм и другие, но следует отметить, что все-таки главным определяющим праведника является его отношение к людям, т.е. сам по себе человек может быть и скромным, и трудолюбивым, и честным, но если нет нем милосердия, сочувствия, сострадания, говорить о праведности нельзя. Лесков находит своих героев в местах, совсем не подходящих для праведников, он в каждом усматривает частицу добра, порыв, готовность к испытанию, готовность сострадать, которая превращает даже очень грешного человека в героя, могущего спасти своего ближнего. Работа опубликована: «Запечатленный ангел» и сокровенные идеи Н.С.Лескова // «Размышляя о вечном…» (приложение к информационно-справочному и аналитическому изданию «Томское образование») – Т.: ДО г.Томска, ГНМЦ. – 2008. - С.70-75. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 Открытый урок по литературе Тема: «Запечатленный ангел» и сокровенные идеи Н.С.Лескова 10 класс Разработал: Учитель русского языка и литературы Бурцева Е.В. Томск – 2006 Эпиграф: «Писатель должен быть всегда около крупных вопросов…». /Н.С.Лесков/ Цель: 1) Идея вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о загадке русского национального духа, его взгляды на то, что можно назвать прекрасной, духовно богатой личностью. 2) В процессе работы с текстом развивать умения идейно-композиционного и стилистического анализа произведения. Методы и приемы: - лекция учителя; - беседа с обучающимися; - фронтальный опрос; - проблемные вопросы; - анализ эпизодов текста; - опережающее домашнее задание по теме «История русской иконы»; - составление опорного конспекта Формы работы: - групповая работа; - индивидуальная работа Оформление урока: - портрет Н.С.Лескова - выставка произведений Лескова - иллюстрации к рассказу «Замечательный ангел» - слайды икон Андрея Рублева и др. /по опережающему домашнему заданию. Ход урока
Учащиеся делятся впечатлениями о самостоятельно прочитанных произведениях Лескова, опровергают мнение современных писателю критиков, что «в низком сословии невозможно найти поэтических характеров» и «чем ниже мы спускаемся по общественной лестнице, тем ниже встречаемые нами интересы и понятия». Беседа по первому впечатлению: У: Каково ваше первое впечатление о прочитанном рассказе? Верите ли Вы в достоверность описанного в сказе происшествия? /краткий фронтальный опрос/ У: Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Что значит по мысли автора «крупные» и «некрупные» вопросы? Какой «крупный» вопрос поднял Лесков в «Запечатленном ангеле»? /учащиеся, отвечая на данные вопросы, самостоятельно формулируют основную цель урока/ - Самый «крупный» вопрос, который поднял Лесков в своем произведении, – это вопрос национального духа, национальной природы. - Этот вопрос актуален не только для писателя, но этот феномен русской души был главным для всей литературы XVII, XVIII, XIX и даже XX веков.
/глава 1. Композиционно-организующее начало большинства «сказов» Лескова – признак жанра/
/Сюжет строится вокруг поругания, спасения и «распечатления» ангела, изображенного как самой дорогой святыней староверов/
/глава 2. Читать со слов: «Любим мы эту святыню…» до слов: «…глянешь на эти крылья, и где твой весь страх денется…»/ Осмысление фрагмента: Что такое икона для верующего человека? А для атеиста?
На иконе Андрея Рублева, например, три ангела… Ну и что же? Красиво, да и только.
Зачитать /из книги князя Евгения Трубецкого о русской иконописи/: «Икона – не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И то как этого человечества мы не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символическим его изображением. Что означает в этом изображении истоиченная телесность? Это – резко выраженное отрицание того самого биологизма, который возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь. Ведь именно этой заповедью оправдываются не только грубо-утилитарное и жестокое отношение человека к низшей твари, но и право каждого данного народа на кровавую расправу с другими народами, препятствующими его насыщению. Изможденные лики святых на иконах противополагают этому кровавому царству самодавлеющей и сытой плоти не только «истонченные чувства», но прежде всего новую норму жизненных отношений». <…> Высшее творчество религиозного искусства низводит огонь с неба и освещает им изнутри весь человеческий облик, каким бы неподвижным он ни казался…Сложенные в благословении персты святых зовут нас и в то же время преграждают нам путь: чтобы последовать их призыву, нужно отказаться от целой большой линии жизни, от той самой, которая господствует в мире… Чувство острой тошноты, которое я испытываю при виде Рубелсовской вакханалии, тотчас объяснило мне то самое свойство икон, о котором я думал: вакханалия и есть крайнее олицетворение той жизни, которая услаждается собою, жрет и непременно убивает, чтобы пожирать, - это то самое, чему прежде всего преграждает путь благословляющие персты… Когда она (икона) заговорит, она возвестит нам высшую радость – сверхбиологический смысл жизни и конец звериному царству…». Осмысление отрывка: В чем, по мысли автора высказывания, заключается для верующего человека значение иконы? /фронтальный короткий опрос обучающихся/ Как это связано с идеей рассказа? Далее чтение фрагмента из «Замечательного ангела» /глава 2/: «Да и можно ли было думать, что мы как-нибудь, по какому ни есть случаю, сей нашей драгоценнейшей святыни лишимся? А между тем такое горе нас ожидало…».
Что послужило завязкой действия? /3 – 8 главы/
У: Что значит запечатлели? - Запечатлели, т.е. грубую сургучную печать наложили на святой лик. - Своеобразное осквернение иконы: сургуч как печать греховного мира на святом лике.
У: Что происходит в стане старообрядцев после исчезновения иконы? /фронтальный опрос/ Обучающиеся работают по тексту, зачитывают цитаты: - Плохие знамения после ареста иконы, рухнули постройки, и пучина поглотила все возведения многих лет, стоившее тысяч, истаивают от жалости об ангеле, запечатленным огнем…». - Англичанин-хозяин хочет помочь и подменить икону новой. - /гл. 9/ Брат Марк рассказывает англичанину о русской иконе: Ушаковского писания, Рублевского, Парамшина и сути христианской веры: «Мы, - отвечаю, - молим христианской кончины живота и доброго ответа на страшном судилище». Как следствие: англичанин и его жена потрясены и дают деньги на поиски изографа. У: С этого момента, по существу, в сказе начинается новый сюжет – история русской иконы. Что же это за история? /проверка опережающего домашнего задания о истории русской иконы, изографах/ - Ведется рассказ от древних времен до настоящих, когда изменилось отношение к иконе и искусство изографии стало уделом ремесленничества и наживы. - Раньше художники совершали своеобразный обряд: «молились» и «постились», т.е. очищались, принимаясь за священное письмо, теперь: «обманы делают», «шайками совокупляются», чтоб сделать «адописную икону», подсовывают подделки, выдавая их за оригиналы. Иконописцы стали подвержены соблазну денег, т.е. стали грешны. А грешный человек не может создать чудотворный святой лик. - Левон – один из охранников – плакал Иосифовым плачем: «Продасна мя мои братья!» «Благодатный юноша» веры и плача исполнен по новым временам. - Из Москвы (грешного города) идут странники в нижегородские земли искать изографа Севостьяна. Осмысление эпизода «встреча с безгневным Павмой». /глава 11/ Читать начало 11 главы I абзац, а потом: «…а чтобы не заснуть…» – до конца абзаца. У: Что представляет из себя Павма? В чем его сила и истина? - Чудный старец встретился странникам: «беззавистливый и безгневный», «согрубу ему – благословит, прибей его – он в землю поклонится, демонов своим смирением из ада разгонит или к Богу обратит», «весь любовью одушевлен». - Павма – образ лесковского праведника, живущего по законам Божием, во смирении, всепрощении и любви. - В этом образе воплотилась идея Лескова о том, что смирение есть не слабость человеческая, а сила духа, способного понять и простить ближнего. - И сказал Павма Марку главное, истину о запечатленном ангеле: «Ангел тих, ангел кроток, во что ему повелит господь, он в то и оденется; что ему укажет, то он и сотворит. Вот ангел! Он в душе человечьей живет, суемурдием запечатлен, но любовь сокрушит печать». У: Что, на Ваш взгляд, означает слово суемурдие? Чем запечатлен ангел в душе человеческой? - Зная особенность лесковских героев к словотворчеству, можно предположить, что «суемурдие» – это производное от слов «суета» и «мудрость», т.е. на душе человека лежит печать как мира грешного – «суета», так и мира духовного – «мудрость». И это победит в человеке, таковым он и будет: грешником или праведником. У: Кого еще, на Ваш взгляд, можно назвать праведником в этом произведении и почему? /глава 12/ - Это изограф Севастьян, который не захотел писать украшение для жены англичанина, ибо ему, кроме святых икон, не надобно ничего писать да и денег не нужно. Таким образом, Севастьян – образ истинного художника и таланта, ярко чувствующий свое истинное предназначение и не разменивающий свой талант по мелочам. - Эта тема «истинного таланта и творчества» продолжена Лесковым вслед за Н.В.Гоголем и его «Портретом». У: Кто и почему толкает старообрядцев к заговору? - Англичанин уже не хочет помогать старообрядцам, т.к. не удовлетворены его личные запросы. Отказ Севастьяна писать по заказу жены. - Не согласился Севастьян на сговор с англичанином подменить подлинную икону. «Подделывай скорее образ, обложим его ризой и отдадим, а старый мне секретарь выкрадет» – «Но Севастьян-изограф, как человек рассудительный <…>: «Нет,– говорит,– ваша милость, наши мужички свое дело знают, и нам действительно подлинная икона вперед неужна…».
Задание классу: Проанализировать разговор Луки с англичанином накануне похищения иконы. У: Почему англичанину не понятны слова Луки: «…другой всю вину на себя примет и смерть претерпит»? - В этих словах Луки и самых серьезных намерениях Мавроя выразилась основная идея Лескова – способность простого человека совершить подвиг и пожертвовать собою во имя Веры. У: Накануне Великого христианского праздника – Пасхи – была произведена акция. Ледоход на реке, ветер, лодки унесло. Что делать? Идти по воде, по цепи, опираясь веслом… Давайте прочитаем отрывок: от слов «Я вскрикнул: «Дядя Лука, куда ты? Левонтий погиб, и ты погибнешь!» до конца 14 главы.
/Подведение итогов урока/ У: Вернемся к сюжетному действию. Почему староверы не обратились к властям за помощью, ведь бесчестный человек творил самочинение? - Староверы предпочли действовать сами, ибо от христианина Вера требует Духовного подвига, самосожжения, потребуется, смерти от рук палача, если такое случится. - Жертва – вот что страждут истинные православные. Сколько мучеников знает церковь, над этим нельзя иронизировать, ибо человек без высокой идеи «пустоша» или живет во имя чревоугодия. - Староверы исполнили свой подвиг веры, не отступились. Дело не только в одной святыне, которую они спасли от чиновничьего произвола, а дело в том, что они простые, полуграмотные бессребреники оказались состоятельны в высоком служении Вере. У: Ваши выводы подтверждает высказывание А.Аннинского: «Это – к вопросу о величии России и том, что какую цену за его платят». Заплатил Левон, умерший от трудностей пути и потрясенный посрамлением современных иконописцев в Москве. Так в чем же заключается сокровенная идея Н.С.Лескова? - Люди долга и подвига неистребимы. У: Каждый из нас в душе своей имеет веру, пусть в той или иной степени, но мы можем встать на негодный, животный путь, как Пимен или чиновник, которого одолела страсть к большой взятке. Так от чего же еще предупреждает нас писатель? - Житейские соблазны, темные идеи искушают и разрушают человека. И нужно иметь много душевных сил и большую веру, чтобы суметь противостоять этим соблазнам и сохранить чистую душу. - Лесков пишет о праведниках как главной силе русского национального духа. - Мировоззрение Лескова было далеко от канонического, строгого, проповедуемого Церковью, он сам не верил в чудеса и «чудодейственность» иконы объясняет хитростью англичанки. У: Лесков нам, тоже не верящим в чудеса, говорит, что главное чудо во всей истории – это ДУХ старообрядцев.
- Прочитать текст Н.С.Лескова «Очарованный странник». - Ответить на вопрос: «Какой «крупный» вопрос ставит Лесков в своем произведении?» Список литературы
|