Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 116.78 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.11.2013
Размер116.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Одним из самых любимых мною писателей является Н.С.Лесков Работая с учащимися 5 – 11 классов, всегда с удовольствием обращаюсь к его произведениям как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В наше время, когда средства массовой информации отнюдь не помогают улучшения нравственности общества и особенно молодого поколения, изучение произведений Н.С.Лескова становится как никогда актуальным.
Русская литература была не столько литературой, сколько христианской словесностью. И начиная разговор о творчестве Н.С.Лескова, следует отметить одну очень важную тему, объединяющую все произведения писателя – вечная и важная тема для всей русской литературы – забота о душе человека, его нравственных основах.

«Праведник» для Лескова означает не столько религиозную, сколько морально–этическую оценку человека, «праведничество» связано с обретением героем правды, смысла жизни. Основные качества, присущие праведнику: скромность, честность, аскетизм и другие, но следует отметить, что все-таки главным определяющим праведника является его отношение к людям, т.е. сам по себе человек может быть и скромным, и трудолюбивым, и честным, но если нет нем милосердия, сочувствия, сострадания, говорить о праведности нельзя.
Лесков находит своих героев в местах, совсем не подходящих для праведников, он в каждом усматривает частицу добра, порыв, готовность к испытанию, готовность сострадать, которая превращает даже очень грешного человека в героя, могущего спасти своего ближнего.


Работа опубликована:

«Запечатленный ангел» и сокровенные идеи Н.С.Лескова // «Размышляя о вечном…» (приложение к информационно-справочному и аналитическому изданию «Томское образование») – Т.: ДО г.Томска, ГНМЦ. – 2008. - С.70-75.


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8

Открытый урок по литературе
Тема: «Запечатленный ангел»

и сокровенные идеи Н.С.Лескова
10 класс

Разработал:

Учитель русского языка и литературы

Бурцева Е.В.

Томск – 2006

Эпиграф: «Писатель должен быть всегда около крупных вопросов…».

/Н.С.Лесков/
Цель: 1) Идея вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о загадке русского национального духа, его взгляды на то, что можно назвать прекрасной, духовно богатой личностью.

2) В процессе работы с текстом развивать умения идейно-композиционного и стилистического анализа произведения.

Методы и приемы: - лекция учителя;

- беседа с обучающимися;

- фронтальный опрос;

- проблемные вопросы;

- анализ эпизодов текста;

- опережающее домашнее задание по теме

«История русской иконы»;

- составление опорного конспекта

Формы работы: - групповая работа;

- индивидуальная работа

Оформление урока: - портрет Н.С.Лескова

- выставка произведений Лескова

- иллюстрации к рассказу «Замечательный ангел»

- слайды икон Андрея Рублева и др.

/по опережающему домашнему заданию.

Ход урока


  1. Организационный момент.




  1. Слово учителя о Н.С.Лескове, замечательном русском писателе, которого справедливо называют певцом русского народа и русской земли.


Учащиеся делятся впечатлениями о самостоятельно прочитанных произведениях Лескова, опровергают мнение современных писателю критиков, что «в низком сословии невозможно найти поэтических характеров» и «чем ниже мы спускаемся по общественной лестнице, тем ниже встречаемые нами интересы и понятия».

Беседа по первому впечатлению:

У: Каково ваше первое впечатление о прочитанном рассказе? Верите ли Вы в достоверность описанного в сказе происшествия?

/краткий фронтальный опрос/

У: Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Что значит по мысли автора «крупные» и «некрупные» вопросы? Какой «крупный» вопрос поднял Лесков в «Запечатленном ангеле»?

/учащиеся, отвечая на данные вопросы, самостоятельно формулируют основную цель урока/

- Самый «крупный» вопрос, который поднял Лесков в своем произведении, – это вопрос национального духа, национальной природы.

- Этот вопрос актуален не только для писателя, но этот феномен русской души был главным для всей литературы XVII, XVIII, XIX и даже XX веков.


  1. Идейно-художественное содержание сказа /беседа, анализ текста/




    1. Где «собрал» Лесков рассказчика дивной истории и его слушателей? Почему для нас важна такая завязка?

/глава 1. Композиционно-организующее начало большинства «сказов» Лескова – признак жанра/

    1. Как в названии сказа выражен сюжет?

/Сюжет строится вокруг поругания, спасения и «распечатления» ангела, изображенного как самой дорогой святыней староверов/

    1. Расчленим сюжетное действие на «узлы» и осмыслим их:

      1. Экспозиция рассказа свидетеля и участника событий – «рыжачка»; описание быта старообрядцев-строителей и их святыни.

/глава 2. Читать со слов: «Любим мы эту святыню…» до слов: «…глянешь на эти крылья, и где твой весь страх денется…»/

Осмысление фрагмента: Что такое икона для верующего человека?

А для атеиста?

        • Икона для атеиста – идол, которому молятся верующие, или просто доска с изображением какого-то мифического существа – человека, ангела или сюжета из Священного писания.

На иконе Андрея Рублева, например, три ангела…

Ну и что же? Красиво, да и только.

        • Икона для верующего христианина – одухотворенный образ святого, напоминающий о чистой, безгрешной жизни в соответствии с учением Христа, о святости, напоминающей о бессмертии души.

        • Икона для верующего – божественное благословление и реликвия, обладающая чудодейственной силой. Икона в России стала символом национальной жизни, в которой брат с братом, отец с отцом, поколение с поколением…

Зачитать /из книги князя Евгения Трубецкого о русской иконописи/:

«Икона – не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И то как этого человечества мы не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символическим его изображением. Что означает в этом изображении истоиченная телесность? Это – резко выраженное отрицание того самого биологизма, который возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь. Ведь именно этой заповедью оправдываются не только грубо-утилитарное и жестокое отношение человека к низшей твари, но и право каждого данного народа на кровавую расправу с другими народами, препятствующими его насыщению. Изможденные лики святых на иконах противополагают этому кровавому царству самодавлеющей и сытой плоти не только «истонченные чувства», но прежде всего новую норму жизненных отношений». <…>

Высшее творчество религиозного искусства низводит огонь с неба и освещает им изнутри весь человеческий облик, каким бы неподвижным он ни казался…Сложенные в благословении персты святых зовут нас и в то же время преграждают нам путь: чтобы последовать их призыву, нужно отказаться от целой большой линии жизни, от той самой, которая господствует в мире… Чувство острой тошноты, которое я испытываю при виде Рубелсовской вакханалии, тотчас объяснило мне то самое свойство икон, о котором я думал: вакханалия и есть крайнее олицетворение той жизни, которая услаждается собою, жрет и непременно убивает, чтобы пожирать, - это то самое, чему прежде всего преграждает путь благословляющие персты… Когда она (икона) заговорит, она возвестит нам высшую радость – сверхбиологический смысл жизни и конец звериному царству…».

Осмысление отрывка: В чем, по мысли автора высказывания, заключается для верующего человека значение иконы?

/фронтальный короткий опрос обучающихся/

Как это связано с идеей рассказа?

Далее чтение фрагмента из «Замечательного ангела» /глава 2/:

«Да и можно ли было думать, что мы как-нибудь, по какому ни есть случаю, сей нашей драгоценнейшей святыни лишимся? А между тем такое горе нас ожидало…».


      1. Завязка действия (конфликта):

Что послужило завязкой действия? /3 – 8 главы/


«Пимен Иванов – «слабый человек», «сластолюбец», «пустоша», «бороду маслит, а голосом сластит»; староста Марой, привезший чиновников, жандармов, солдат в стан старообрядцев изымать икону.

«немаловажное лицо» и его жена, «обновленная Иродиада» /Пимен прикинулся чудотворцем, хотя взяточник на самом деле/. «омрачнел ум», «оледенели чувства»; «блудяга–сын» барыни переведен в другой класс, дочь родилась, с дачей все уладилось – чудотворец!

После истории с мужем потребовала дать им 25 тысяч.

Оба оказались слабы в вере.

Живут по законам мира.

7 глава.

Читать со слов: «И не успели мы с Михайлицей глазом моргнуть…» до слов: «…что твое камение живо и несокрушимое».

8 глава.

Читать со слов: «Милостивые государи, вы на меня не посетуйте…» до слов: «…Все мы ахнули и, закрыв руками глаза свои, пали ниц и застонали как на пытке…»


У: Что значит запечатлели?

- Запечатлели, т.е. грубую сургучную печать наложили на святой лик.

- Своеобразное осквернение иконы: сургуч как печать греховного мира на святом лике.


      1. Развитие действия. /9 – 10 глава/

У: Что происходит в стане старообрядцев после исчезновения иконы?

/фронтальный опрос/

Обучающиеся работают по тексту, зачитывают цитаты:

- Плохие знамения после ареста иконы, рухнули постройки, и пучина поглотила все возведения многих лет, стоившее тысяч, истаивают от жалости об ангеле, запечатленным огнем…».

- Англичанин-хозяин хочет помочь и подменить икону новой.

- /гл. 9/ Брат Марк рассказывает англичанину о русской иконе: Ушаковского писания, Рублевского, Парамшина и сути христианской веры: «Мы, - отвечаю, - молим христианской кончины живота и доброго ответа на страшном судилище».

Как следствие: англичанин и его жена потрясены и дают деньги на поиски изографа.

У: С этого момента, по существу, в сказе начинается новый сюжет – история русской иконы. Что же это за история?

/проверка опережающего домашнего задания о истории русской иконы, изографах/

- Ведется рассказ от древних времен до настоящих, когда изменилось отношение к иконе и искусство изографии стало уделом ремесленничества и наживы.

- Раньше художники совершали своеобразный обряд: «молились» и «постились», т.е. очищались, принимаясь за священное письмо, теперь: «обманы делают», «шайками совокупляются», чтоб сделать «адописную икону», подсовывают подделки, выдавая их за оригиналы. Иконописцы стали подвержены соблазну денег, т.е. стали грешны. А грешный человек не может создать чудотворный святой лик.

- Левон – один из охранников – плакал Иосифовым плачем:

«Продасна мя мои братья!»

«Благодатный юноша» веры и плача исполнен по новым временам.

- Из Москвы (грешного города) идут странники в нижегородские земли искать изографа Севостьяна.

Осмысление эпизода «встреча с безгневным Павмой». /глава 11/

Читать начало 11 главы I абзац, а потом: «…а чтобы не заснуть…» – до конца абзаца.

У: Что представляет из себя Павма? В чем его сила и истина?

- Чудный старец встретился странникам: «беззавистливый и безгневный», «согрубу ему – благословит, прибей его – он в землю поклонится, демонов своим смирением из ада разгонит или к Богу обратит», «весь любовью одушевлен».

- Павма – образ лесковского праведника, живущего по законам Божием, во смирении, всепрощении и любви.

- В этом образе воплотилась идея Лескова о том, что смирение есть не слабость человеческая, а сила духа, способного понять и простить ближнего.

- И сказал Павма Марку главное, истину о запечатленном ангеле: «Ангел тих, ангел кроток, во что ему повелит господь, он в то и оденется; что ему укажет, то он и сотворит. Вот ангел! Он в душе человечьей живет, суемурдием запечатлен, но любовь сокрушит печать».

У: Что, на Ваш взгляд, означает слово суемурдие? Чем запечатлен ангел в душе человеческой?

- Зная особенность лесковских героев к словотворчеству, можно предположить, что «суемурдие» – это производное от слов «суета» и «мудрость», т.е. на душе человека лежит печать как мира грешного – «суета», так и мира духовного – «мудрость». И это победит в человеке, таковым он и будет: грешником или праведником.

У: Кого еще, на Ваш взгляд, можно назвать праведником в этом произведении и почему? /глава 12/

- Это изограф Севастьян, который не захотел писать украшение для жены англичанина, ибо ему, кроме святых икон, не надобно ничего писать да и денег не нужно.

Таким образом, Севастьян – образ истинного художника и таланта, ярко чувствующий свое истинное предназначение и не разменивающий свой талант по мелочам.

- Эта тема «истинного таланта и творчества» продолжена Лесковым вслед за Н.В.Гоголем и его «Портретом».

У: Кто и почему толкает старообрядцев к заговору?

- Англичанин уже не хочет помогать старообрядцам, т.к. не удовлетворены его личные запросы. Отказ Севастьяна писать по заказу жены.

- Не согласился Севастьян на сговор с англичанином подменить подлинную икону.

«Подделывай скорее образ, обложим его ризой и отдадим, а старый мне секретарь выкрадет» – «Но Севастьян-изограф, как человек рассудительный <…>: «Нет,– говорит,– ваша милость, наши мужички свое дело знают, и нам действительно подлинная икона вперед неужна…».


      1. Кульминация

Задание классу: Проанализировать разговор Луки с англичанином накануне похищения иконы.

У: Почему англичанину не понятны слова Луки: «…другой всю вину на себя примет и смерть претерпит»?

- В этих словах Луки и самых серьезных намерениях Мавроя выразилась основная идея Лескова – способность простого человека совершить подвиг и пожертвовать собою во имя Веры.

У: Накануне Великого христианского праздника – Пасхи – была произведена акция.

Ледоход на реке, ветер, лодки унесло. Что делать? Идти по воде, по цепи, опираясь веслом…

Давайте прочитаем отрывок:

от слов «Я вскрикнул: «Дядя Лука, куда ты? Левонтий погиб, и ты погибнешь!» до конца 14 главы.


  1. Осмысление рассказа и авторской позиции.

/Подведение итогов урока/
У: Вернемся к сюжетному действию. Почему староверы не обратились к властям за помощью, ведь бесчестный человек творил самочинение?

- Староверы предпочли действовать сами, ибо от христианина Вера требует Духовного подвига, самосожжения, потребуется, смерти от рук палача, если такое случится.

- Жертва – вот что страждут истинные православные. Сколько мучеников знает церковь, над этим нельзя иронизировать, ибо человек без высокой идеи «пустоша» или живет во имя чревоугодия.

- Староверы исполнили свой подвиг веры, не отступились. Дело не только в одной святыне, которую они спасли от чиновничьего произвола, а дело в том, что они простые, полуграмотные бессребреники оказались состоятельны в высоком служении Вере.

У: Ваши выводы подтверждает высказывание А.Аннинского: «Это – к вопросу о величии России и том, что какую цену за его платят». Заплатил Левон, умерший от трудностей пути и потрясенный посрамлением современных иконописцев в Москве. Так в чем же заключается сокровенная идея Н.С.Лескова?

- Люди долга и подвига неистребимы.

У: Каждый из нас в душе своей имеет веру, пусть в той или иной степени, но мы можем встать на негодный, животный путь, как Пимен или чиновник, которого одолела страсть к большой взятке. Так от чего же еще предупреждает нас писатель?

- Житейские соблазны, темные идеи искушают и разрушают человека. И нужно иметь много душевных сил и большую веру, чтобы суметь противостоять этим соблазнам и сохранить чистую душу.

- Лесков пишет о праведниках как главной силе русского национального духа.

- Мировоззрение Лескова было далеко от канонического, строгого, проповедуемого Церковью, он сам не верил в чудеса и «чудодейственность» иконы объясняет хитростью англичанки.

У: Лесков нам, тоже не верящим в чудеса, говорит, что главное чудо во всей истории – это ДУХ старообрядцев.


  1. Домашнее задание.


- Прочитать текст Н.С.Лескова «Очарованный странник».

- Ответить на вопрос: «Какой «крупный» вопрос ставит Лесков в своем произведении?»

Список литературы


  1. Книга для ученика и учителя. Н.С.Лесков. Очерки. Рассказы. Повести /критика и комментарии; темы и развернутые планы сочинений; материалы для подготовки к уроку/ - М.: АСТ «Олимп», 1999.

  2. Литература в школе. №2. 1991. – с 7-13.

  3. Литература в школе. №3. 1991. – с 87-101.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск