Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 101.72 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.11.2013
Размер101.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Учитель Кайгородцева О.И.


Урок литературы. 9 класс.

(План-конспект)

Тема: «Награда нашла своего героя» (по рассказу В.Б.Балашова «Махорыч») РК.



Урок начинается с кадров военной хроники.

Вступительное слово учителя.

- В этом году наша страна отмечает 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Более полвека прошло с тех пор, но забывать эту войну нельзя, как нельзя забывать и тех людей, которые эту победу одержали, которые не вернулись домой, и тех, которых с каждым годом остаётся всё меньше и меньше – ветеранов.

- Произведение В.Б.Балашова «Махорыч» не только посвящён ветерану (посмотрите посвящение перед началом текста0. но и рассказывает о фронтовике Махорыче. Сначала несколько слов о писателе.

(Сообщение делает ученица)

БАЛАШОВ

ВЛАДИМИР

БОРИСОВИЧ

Владимир Борисович Балашов родился 11 июля 1949 г. в Костромской области. Школу окончил в Ленинграде, потом заочное отделение Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Работал инженером-геодезистом, начальником топографической партии в изыскательских экспедициях Средней Азии, Дальнего Востока и Сибири. Стихи печатались в центральных журналах и коллективных сборниках. В 1992 году заочно окончил отделение прозы Литературного института имени A.M. Горького. В 1994 г. на 1-м Всероссийском совещании молодых писателей в Москве по рукописи первой книги рассказов и повестей "Приди ко мне в туман" (1995) был принят в Союз писателей России. Включен в хрестоматию для 11 класса русской школы "Литература Хакасии". Автор-составитель книг "Венок Саяногорску" (2000 г.), "Медвежья кровь, или экстрим по-саянски" (2002 г.), "Фантазии из дерева Виктора Равнушкина" (2002 г.). Живет в г. Саяногорске, работает руководителем пресс-службы ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего", главный редактор газеты "Вестник СШ ГЭС". Заслуженный работник культуры Республики Хакасия, председатель Саяногорской писательской организации, член правления Союза писателей Хакасии. Член

редакционной коллегии журнала "Абакан литературный". Первый профессиональный писатель Саяногорска, он около десяти лет являлся руководителем одного из авторитетнейших в Сибири -Саяногорского литературного объединения "Стрежень".
Запись в тетрадях: В.Б.Балашов живёт и работает в Саяногорске, член Союза писателей России. Заслуженный работник культуры Республики Хакасия.
- Название произведения - «Махорыч».Как думаете, что означает это слово?

( Ответы учащихся: Это отчество. Нет, такого отчества не бывает. Это прозвище. Связано со словом махорка)

- А что такое махорка?

(Ответы учащихся: Мелко нарезанный табак. Его курили во время войны, так как все заводы были переоборудованы для военных нужд, выпускать сигареты, папиросы во время войны – роскошь)

- В тексте вам встретится слово кисет. Кто знает, что это такое?

(Ребята не смогли ответить)

-Это мешочек, в котором махорку и держали. Пионеры, молодые девушки, бабушки посылали на фронт посылки: вязаные носки, перчатки., набрюшники и кисеты, на которых, как правило, вышивали какую-нибудь надпись, например «Дорогому защитнику Родины»)

- А что вы можете сказать о человеке, которого называют «Махорыч»?

( Ответы учащихся: Скорее всего он живёт в селе, там принято называть людей по отчеству. Он уже пожилой или старый человек)

- А его уважают?

( Ответы учащихся: Трудно сказать, раз называют по отчеству, значит, уважают. Но «Махорыч»- не отчество, а прозвище, а прозвище чаще всего дают человеку, которого не очень-то уважают.)

- Итак, уже в самом название заложена интрига. Недавно мы изучали рассказы Чехова и восхищались, как виртуозно писатель придумывал названия: «Хамелион», «Человек в футляре», «Анна на шее» и похожее название … ( Ответ учащихся: «Ионыч», его в городе не любят, но с ним считаются – врач). Кто же он, этот Махорыч? Достоин ли он уважения или, наоборот, к нему относятся пренебрежительно?
Чтение первой части рассказа подготовленными заранее учащимися.

* * *
- Можем мы уже сейчас ответить на вопрос, какой же человек Махорыч?

( Ответы учащихся: Он на самом деле герой, но никто не верит, что он совершал подвиги, потому что у него нет орденов)

- А может он и не герой, почему вы так решили? Может просто хвастун?

( Ответы учащихся: Хвастун бы не переживал, что ему не верят. А Махорыч даже плачет. Для него встречи с ветеранами в школе в День Победы– хуже наказания, он возвращается домой не по улице, а в обход, прячет под мышкой подарок, словно он его не заслужил, в этот день пьёт водку. хотя вообще-то непьющий)

- А ещё, ребята, есть одна деталь, которая подтверждает, что Махорыч – герой. Что вышито на кисете, который он так бережёт?

( Ответы учащихся: «Самому храброму бойцу от Маруси»)

- Наверное, когда на фронт пришли посылки и бойцы делили их между собой, они решили, что такой кисет должен принадлежать самому храброму из них, и отдали его Махорычу.
Последнюю часть читает сам учитель.

После чтения – пауза.

- Какие мысли и чувства вызывает это небольшое произведение?

( Ответы учащихся: Махорыча жалко, за него обидно, что столько лет ему никто не верил, даже жена - самый близкий и родной человек. Одна внучка слушает рассказы деда и не насмехается над ним. Но ведь она совсем маленькая. И на встречах с ветеранами в школе Махорычу не дают слова – до него очередь не доходит, потому что сначала ребята задают вопросы тем, у кого ордена. И Махорычу даже стыдно идти домой с подарком.)

- А ведь такой хороший конец: «Награда нашла своего героя». А мы что-то не радуемся. Давайте разберёмся, почему это произведение вызывает именно такие чувства.

Я нарочно всё время говорю «произведение». Определите жанр сами.

( Ответы учащихся: Первая часть похожа на портретный очерк, а вторая на рассказ.

Это рассказ – есть завязка. Кульминация развязка. Завязка – «Этот День Победы начался необычнее. Кульминация – рассказ полковника. Развязка – награждение ветерана Махорыча)

- А тогда, что же такое первая часть?

( Ответы учащихся: Это экспозиция – предыстория!)

- Что мы узнали из первой части, проследите по тексту.

( Ответы учащихся: Портрет и возраст Махорыча, почему его так прозвали, кем он работал, его характер, каким тяжёлым испытанием был для него День Победы, что у него нет орденов, и поэтому никто не верит, что он герой).

- Посмотрите, какая часть больше по объёму.

( Ответы учащихся: первая)

-То есть экспозиция больше, чем всё остальное! А почему?

( Ответы учащихся: Потому что она важнее. Конечно. хорошо, что наконец-то награда нашла своего героя, но ведь столько лет он испытывал обиду и унижение от недоверия, столько раз возвращался домой со слезами на глазах. И ведь ему скоро будет восемьдесят лет. Он просто мог и не дожить до этого дня!)
- А вы заметили, что обе части перекликаются?
( Ответы учащихся: школьный зал в первой части – необычность во второй – трибуна, незнакомый полковник; в первой части Махорыч всегда сидит на сцене с краю, во второй тоже хотел сесть с краю, но его взяли за руку и усадили на самом почётном месте в центре, в первой части Махорыч хочет рассказать о подвигах, но не получается – во второй его просят рассказать, но он не в состоянии, в первой он возвращается домой, пряча слёзы – во второй слёзы текут из его глаз, «но этих слёз он не стыдился»)
- А вам не кажется, что концовка рассказа какая-то скомканная? Вот смотрите: « Слушая эти слова, тайком поглядывая на ордена…»

А где же описание того, как его вывели к трибуне, как вынесли коробочку с орденами, как прикалывали эти ордена ему на грудь? Наверное, все односельчане встали со своих мест и аплодировали, стоя.

( Ответы учащихся: Наверное, Махорыч был так поражён, так взволнован, что не запомнил этих минут, он был как во сне.»Не мог поверить в реальность происходящего» Так автор передал состояние души своего героя.)
- А какова причина того, что Махорычу не дали ордена вовремя?

( Ответы учащихся: Его фамилия случайно попала в списки погибших.)

- Какое невинное слово – «случайно». А за этой случайностью многолетняя обида, стыд, недоверие близких. Но давайте всё-таки порадуемся за Махорыча, что он дожил до этого дня, что теперь все будут верить ему, что жена и внучка будут им гордиться, что День Победы теперь будет для него настоящим праздником!
Заканчивается урок клипом песни «Я буду с тобой», посвящённой воинам В.О.в.
ВЛАДИМИР

БОРИСОВИЧ
Махорыч
Тестю моему, водителю легендарной "Катюши ", Петру Алексеевичу Малышеву

посвящается

Махорыча я помню еще с босоногого своего детства. Самое удивительное, что он все эти годы, кажется, совсем не менялся: в черных волосах так и не пробилась седина, не углубились складки на лице, не выцвела васильковая синева глаз. Он уже и на пенсию пошел, а все выглядел не по годам молодцевато - никто не давал ему шестидесяти лет.

Но годы, как ни крути, как ни отмахивайся от них, а свое возьмут-два века все равно не проживешь. Вот уж скоро и восьмой десяток разменяет Махорыч, перешагнет порог, за которым возраст по науке называется старостью. И теперь уже нет-нет да и проглядывают отдельные ее предвестники. Особенно это заметно, когда Махорыч подшивает валенки сидя на маленьком самодельном стульчике - по тому, как он сутулится, как подслеповато щурится, примериваясь, куда воткнуть шило, как долго попадает дратвою в ушко иглы ...

Вообще-то его величают Семеном Макаровичем, или попросту Макарычем, а Махорычем прозвали его молодые парни за удивительное пристрастие к махорке - да так это прозвище и привязалось. Кроме махорки он не курит ничего. Угощали его папиросами и сигаретами, но он помусолив их во рту, доставал из кармана потертый, военных еще времен кисет с вышитой надписью "Самому смелому бойцу от Маруси" и скручивал невероятных размеров "козью ножку". Даже жена его, бабка Ариша, несколько раз пыталась приучить Махорыча к папиросам, которые, по ее словам, "против махорки пахнут скусно", но он, потаскав несколько дней пачку в кармане, неизменно дарил ее какому-нибудь охотнику до чужого курева. В конце концов бабка Ариша решила, что ничего из этого, кроме разора, не получается - и махнула рукой.

Сколько я помню Махорыча - и до самой пенсии он всегда пас совхозных телят: весной угонял их в тайгу, а поздней осенью пригонял уже сильно подросших бычков и телок на совхозную ферму. Чаще всего его можно было повстречать едущим верхом на коне, в брезентовом плаще до пят и в сопровождении двух меланхолично-спокойных лохматых собак. А когда он снимал выгоревший на солнце, мытый всеми дождями плащ и садился на стул, то фигурой, смуглым от постоянного загара лицом, неподвижными, словно застывшими чертами напоминал бронзового восточного божка.

Мы с Махорычем соседи, а это в селе почти как родня. Иногда он просто так заходит в гости: сядет на табурет поближе к двери и молчит. Так и сидит целый час молча, только смотрит внимательно, да головой иногда кивнет, словно мудрый всезнающий Будда. Разговорчивым он бывает лишь с малыми ребятишками, да еще когды выпьет. Хотя выпивает он редко: только по великим праздникам, да и то, пожалуй, не по всем. Но на День Победы -обязательно. Выпив, Махорыч становится словоохотливым. Поговорив сначала об одном, о другом, он потом всегда начинает рассказывать о войне. Рассказывает он интересно, и из его повествований выходит, что за годы войны он совершил немало геройского, на что, особенно если в доме чужие, обычно бабка Ариша недовольно говорит: "Ну замолол Аника-воин! Да так складно рассказывает, что, наверное, и сам этому верит".

После таких слов Махорыч замолкает. Это его давнишняя боль: как его приятель, тоже пастух - Мишка, по прозвищу Сыч, -сидя за общим столом, сказал: "Послушать тебя, Семен, как ты с немцами воевал, так тебе надо было Героя дать, а у тебя даже ордена никакого нет". Вроде и не зло сказал Мишка, а у Махорыча слезы на глазах навернулись - чуть не заплакал от обиды. А что скажешь - действительно, нет орденов - одни только медали. Но ведь такие медали почти у всех участников войны есть.

Но настоящим испытанием для Махорыча было, когда вместе с другими участниками войны приглашали его в школу на встречу с учениками. Сидел он в актовом зале за длинным, покрытым красной тканью столом обычно с самого края. У ребятишек глаза горели, когда рассказывали старики про свои ратные подвиги, и хлопали каждому из них долго и уважительно - а до Махорыча

очередь никогда не доходила. И шел он оттуда домой, неся под мышкой подарок, не по центру села, а околицей вдоль ручья. Шел и вытирал слезы, которые бежали и бежали из глаз, хотя, вроде бы, не обидели его, не отделили от других.

Дома он садился за стол и наливал стопку водки. Бабка Ариша сама никогда вина не пила и выпивших не любила. Поэтому она демонстративно уходила в гости к соседке. А Махорыч, выпив в одиночестве стопку или две, садился перед телевизором и смотрел все подряд, пока не засыпал сидя.

Бабка Ариша в гостях обычно долго не выдерживала, она хоть и любила поворчать, но Махорыча своего жалела. Поэтому, обсудив с соседкой сельские новости, через час-полтора уже спешила домой. Иногда заходила к дочери и забирала в гости внучку - пятилетнюю Оксанку.

Внучку Махорыч обожал. Он сажал ее на колени, гладил по русой головке и, словно сказку, рассказывал, каким смелым солдатом был на войне ее дед. Оксанка слушала внимательно и, когда ей становилось страшно за деда, обхватывала Махорыча ручонками за шею - и крепко прижималась к нему, бабка Ариша в таких случаях не перебивала, занимаясь своими делами, только хмыкала иногда. Она понимала, что старику нужно выговориться.

* * *

Этот праздник Победы начался не совсем обычно. За неделю до праздника Махорыча пригласили в сельсовет, и там молоденькая секретарша долго выписывала что-то из его документов, время от времени стреляя любопытными глазами. Махорыч сперва терпеливо сидел, потом спросил:

- Зачем сверка-то?

- А это, Семен Макарович, пока тайна, - секретарша заулыбалась.

- Новые льготы что ли ветеранам будут? - снова полюбопытствовал он.

- Вам на празднике все скажут, Семен Макарович, - уклончиво ответила секретарша.

Когда он к назначенному времени пришел в школу, то заметил перемену: в актовом зале, рядом с покрытым кумачом столом,

стояла красная трибуна, принесенная из клуба, а в президиуме, кроме ветеранов, парторга и директора совхоза, сидел незнакомый полковник с орденскими планками на кителе и районный партийный секретарь. А когда Махорыч хотел сесть на обычное свое место с краю, председатель взял его за руку и усадил в центре. Махорыч не знал, что и подумать.

Полковник поднялся и стал говорить о простых солдатах, которые геройством своим, а нередко и ценой собственной жизни приближали победу над фашизмом. Полковник назвал армию, номер дивизии и даже госпиталь, в котором Махорыч лежал в сорок втором с тяжелым ранением, а он все еще думал о том, как странно чей-то боевой путь совпадает с его фронтовыми дорогами. И только когда прозвучала фамилия ротного, погибшего в сорок третьем, Махорыч понял, что речь идет именно о нем.

А полковник продолжал: "За свой героизм он был представлен к двум боевым орденам, но фамилия случайно попала в списки погибших, и вот только теперь орден Красной Звезды и орден Красного Знамени нашли, наконец, вашего земляка - Семена Макаровича Зотова!"

Слушая эти торжественные слова, тайком поглядывая на ордена, Махорыч все еще не мог поверить в реальность происходящего. Он не испытывал никаких особых чувств, словно душа вдруг взяла и запряталась в непроницаемую защитную раковину. Мысли и чувства, наверное, не могли проникнуть через эту оболочку, которая сейчас предохраняла его от испепеляющей радости. Поэтому и казалось, что все происходит не с ним, а просто он, Махорыч, наблюдает со стороны.

В зале дружно хлопали, потом районный секретарь попросил рассказать, за что же он, гвардии сержант Зотов, был представлен к этим высоким наградам. Махорыч старался что-нибудь вспомнить, но в голове была такая сумятица, что он, постояв за трибуной, махнул рукой и сел на свое место.Опять долго хлопали - а Махорыч никак не мог проглотить застрявший в горле колючий ком. Слезы текли у него из глаз, но он их даже не вытирал - этих слез он не стыдился.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск