Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 98.86 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.11.2013
Размер98.86 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект
Бочарова Юлия Юрьевна,

учитель русского языка илитературы,

МБОУ «СОШ № 5 с углубленным

изучением иностранных языков»

города Новочебоксарска ЧР

План-конспект урока

«Диалог с писателем»

(на примере произведения В.Распутина «Живи и помни»)

Цели:

•познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя - современника В. Распутина;

•способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно – философских проблем его произведений на примере повести «Живи и помни»;

•сопоставить проблемы изучаемого произведения с ранее изученными произведениями русской литературы XIX века (Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Л.Н. Толстого «Война и мир», А.Н.Островского «Гроза»)

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя:

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем говорить не только и не столько о литературе, а обратимся к нравственным проблемам, которые были актуальны во все времена и останутся такими до тех пор, пока будет существовать род людской. В современной литературе XX–XXI веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин. Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Писатель Валентин Распутин - один из признанных современных писателей, который продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего, с точки зрения нравственно – философских проблем, каких - вот и должны мы это с вами увидеть, размышляя над произведением его повести «Живи и помни». Таким образом, целями и задачами нашего урока являются:

- познакомиться с личностью писателя-современника Валентина Григорьевича Распутина;

- рассмотреть проблемы повести «Живи и помни»;

- сопоставить данное произведение с ранее изученными произведениями II половины XIX века.

3. Слово учителя:

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Стыдно жить… Страшно жить… Незачем жить…». Это слова из повести Валентина Распутина «Живи и помни». Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке, почему именно эти слова, я взяла в качестве эпиграфа? (Ответы учащихся).

К уроку группа «биографов» подготовила сообщения о жизненном и творческом пути писателя, послушаем их внимательно, запишем основные жизненные и творческие вехи писателя, и в конце сообщений попытаемся ответить на вопрос: какова жизненная позиция автора, что сделало его талантливым писателем, и, прежде всего, достойным человеком, гражданином? Недаром Н.А.Некрасов сказал в одном из своих произведений:

А что такое гражданин?/ Отечества достойный сын.

4. Выступление учащихся.

В.Г.Распутин родился 15 марта 1937 года в Сибири. Иркутской области, расположенном на берегу Ангары. Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Усть-Уда было безрадостным.



Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил в тюрьму и на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.



Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Окончив четыре класса в Атланке, Распутин, конечно же, хотел продолжить учебу. Но школа, где были старшие классы, находилась за 50 километров в районном центре. Каждый день не наездишься – надо было жить там одному. Так в 11 лет началась его самостоятельная жизнь, без семьи, без матери. Учиться было сложно: нужно было преодолеть себя, преодолеть голод (мать раз в неделю посылала хлеб и картошку, но их всегда не хватало).

Но Распутин учился на совесть. Едва ли он осмеливался пойти в школу с невыученными уроками. Оценивали его знания только на “отлично”, кроме, разве только французского – не давалось произношение.



Тем не менее были и в эту пору жизни моменты отрадные, и в основном, они связаны с книгой. Писатель вспоминал, как они с приятелем частенько забирались в местную библиотеку, вынимая стекло, и “ воровали” оттуда книги. За лето он так пристрастился к чтению, что, перейдя в 5-й класс, почувствовал себя несчастным человеком: читать стало нечего, а без книг он уже не мог.



Об этом времени своего читательского созревания и сложном периоде жизни Распутин поведал в рассказе “Уроки французского”, вышедшем в 1973 году. В аттестате зрелости по окончании школы у Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, который окончил в 1959 году.




В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, стал работать журналистом, темы его публикаций были масштабные – строительство железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи.






В 1967 году после публикации повести “Деньги для Марии” Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью, ушел из журналистики.



(Звучит музыка Эннио Марриконе «Тема любви» из кинофильма «Профессионал»)




В 1970 году в журнале “Наш современник” была опубликована его повесть “Последний срок”. Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы – дети своих матерей.

Связь матери с детьми – самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. В этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть “Последний срок” принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.

В 1976 г. в новой повести «Прощание с Матерой» рассказывается о затоплении деревень в период строительства ГЭС.



(Звучит музыка Джеймс Ласт «Andante Aus Simfonia» (Моцарт))

...Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Матера. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни, для стариков – погибель. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков. В произведениях Распутина все переплетается с тончайшим психологизмом.



Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. Только начиная с повести «Живи и помни», которая вышла в 1974 году, писатель отходит от нравственно – бытовых проблем и переходит к глубинному осмыслению сложных проблем современности, что определило становление в его творчестве жанра философской повести.

Главными мерилами поступков героев Распутина остаются добро, честь, совесть, справедливость. Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом в повести “Пожар”, которая вышла в 1985 году. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье.



Он стал писать мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе. В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, “Знак Почета”, «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. Хочется назвать последние произведения В.Распутина, это повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», рассказы: «Ангел под небом ночным», «Нежданно – негаданно».

5. Слово учителя:

Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив хлеб книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться никакой другой литературой, ни любовными романами, ни дешевыми детективами, над которыми не надо думать - прочитал и все. Произведения Валентина Распутина несут незыблемые, вечные ценности. А при прочтении произведений Распутина приобретаешь только духовный и нравственный багаж.

Валентин Распутин и сейчас продолжает жить в родной ему Сибири, в городе Иркутске.

6. Беседа по биографии писателя:

Что вы узнали о жизни и творчестве писателя? Назовите основные его произведения и темы этих произведений. Как писатель стремился к знаниям? Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России?

7. Слово преподавателя - переход к изучению произведения В.Распутина «Живи и помни» (Музыка Лебедева – Кумача «Священная война»).

21 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Началась Великая Отечественная война.

Сорок первый! Июнь!

Год и месяц борьбы всенародной,

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна,

И на фронт уходила пофронтно.

Ушел и на фронт и герой повести Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов.

- Расскажите, с чего начинаются события повести?

- Что представляла из себя семья Гуськовых ?

- Как попала в Атамановку Настена?

- Расскажите, как воевал Андрей Гуськов.

8. Слово учителя:

- Об истории дезертира вообще писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие подвиги. Героями любых произведений были люди с сильными характерами, страдающие и любящие. А Валентин Распутин решил показать иную жизненную ситуацию.

- Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал?

- Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением?

- Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту?

9. Выразительное чтение по ролям эпизода первой встречи Настены и Андрея Гуськова

- Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?

Ей приходится скрываться от людей. Она делает все, чтобы спасти его. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане.



- Героиню какого романа второй половины XIX века напоминает Настена?

10. Пересказ встречи воина – односельчанина Максима Вологжина.

- Почему она не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить.

- Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Чем оправдывается Гуськов?

- К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм?

11. Показ кадров фильма «Живи и помни» (эпизодов: «Убийство теленка»; «Вой по – волчьи»).

- Как всякого хищника его ждет возмездие: облава. Расскажите, как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир?

- Выстройте «цепочку» превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:



- Почему же предпочитает гибнуть Настена, ведь она ждет «новую жизнь»?

- О чем думает Настена перед смертью? Можно ли посчитать ее самоубийство необычным гимном замечательной русской женщине, способной на подвиг самопожертвования?

- Как вы относитесь к самоубийству Настены? Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова?

- Подведем итоги анализа повести и найдем сопоставление с произведением второй половины XIX века. Есть ли нечто, объединяющее Гуськова и Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? (Достоевский и Распутин показывают разрушающее действие лжи на человека, на человеческую душу.)

- Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку?

12. Вывод учителя по уроку:

- Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное– в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной. Хочется закончить урок стихотворением А.Яшина:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство.

А есть еще: Совесть, Честь.

А если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали…

13. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение по повести В.Распутина «Живи и помни, человек...»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск