Вступление
Экспозиция
Завязка Развитие
Кульминация
Последействие
|
Развитие умения определять и сравнивать характер, настроение произведения.
Развитие умения определять характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
Осознание интонации как образной основы музыки
Раскрытие образного содержания музыкального произведения
Наблюдение за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
Умение соотнести жизненные события с произведениями искусства;
Совершенствование навыков хорового пения
| Добрый день.
Обратите внимание: на доске написано слово «Прелюдия». Что означает это слово, о чем оно может нам напомнить? – небольшая пьеса перед основным произведением…
Какие прелюдии нам уже знакомы? – прелюдии Фредерика Шопена. (портрет)
Вспомним эту музыку. После прослушивания подберите 1-2 главных, самых точных слова, которые лучше всего передадут настроение, состояние этих произведений. Ф.Шопен. Прелюдия № 7 – воспоминание, одиночество, грусть
Ф.Шопен. Прелюдия № 20 – трагедия, траур, тяжесть О чем же эта музыка нам рассказывает, почему именно такие чувства проявлены? – воспоминание о родной стране, о Польше, из-за того, что Шопен уехал из Польши.
Вспомните, кто из композиторов также был вынужден покинуть Родину? – Рахманинов.
Сегодня мы познакомимся с его музыкой, постараемся понять какой видел, чувствовал Россию С.В.Рахманинов. (портрет) Прозвучит Прелюдия № 1. Нет никаких указаний на содержание, на характер, на жанр…
Подумаем, какие слова опишут звучание музыки… С.В.Рахманинов. Прелюдия № 1 – бурная, взволнованная, тяжелая,… Кто заметил, здесь 1 тема или несколько? – 2 темы.
Они близки по характеру или контрастны? – разные, 1 – низкая, тяжелая, 2 – в более высоком регистре, взволнованная… Обратим внимание на первую тему. Что она может нам напомнить? – она звучит как удары колокола.
Для Рахманинова это не просто короткая интонация. Он писал: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства, – вспоминал Рахманинов, – связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского Софийского собора, которые я часто слышал». На всю жизнь осталось у композитора это впечатление. Звук колокола, как образ Руси, России, Родины. Впервые этот музыкальный образ колоколов появляется именно в Прелюдии № 1.
Сейчас Прелюдия прозвучит снова. Попробуем передать движением руки характер этого «колокольного звона» Прелюдия №1 (фрагмент) – пластическое интонирование Вот так, через интонацию колокольного звона мы ощущаем русский, родной Рахманинову образ… Ребята, а как вы считаете, образ в Прелюдии Рахманинова схож с образами прелюдий Шопена? – да, с Прелюдией №20, трагическая, эмоциональная.
А что общего с обеими прелюдиями? – мысль о Родине.
Да, композиторы передают свое ощущение, свое понимание образа Родины. Сделать это в музыке можно по-разному. Шопен этот образ создает через ритм польского танца. А русские композиторы? – через использование народных тем, через русскую мелодику. Приведите примеры – П.И.Чайковский, симфония №4, М.И.Глинка, интродукция из оперы «Иван Сусанин», Рахманинов С.В., концерт № 3 для ф-но с оркестром…
Все верно. Через родные напевы, ритмы, привычные образы композиторы несут нам свое понимание Родины. Удивительно, но если Шопен написал свои прелюдии, уже переживая разлуку с Польшей, то Рахманинов создал свою самую знаменитую пьесу в 19 лет. Такое глубокое чувство причастности к России дало ему возможность предощутить трагические события. Когда Рахманинов уехал из России, по его собственному признанию, он потерял желание сочинять. «Лишившись Родины, я потерял самого себя». Как вы думаете, что значат эти слова? – размышления детей (потерял основу, опору в жизни).
До конца Рахманинов оставался русским композитором, до конца сохранял глубочайшую любовь к Родине, к России. Именно это чувство, хранимое в душе, помогало ему дальше творить. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка…Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, – это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце». А что было, попробуем представить… Сергей Рахманинов
Во фраке и в манишке накрахмаленной,
Сосредоточен, строг и напряжён,
Играл Сергей Васильевич Рахманинов
В нью-йоркском зале. Публике чужой.
И чопорность холодную расплавивший,
Не замечал он ничего вокруг.
Послушно перекатывались клавиши
Под пальцами его волшебных рук.
Судьбою горькой в эту даль заброшенный,
Оторванный от родины своей,
Он вспоминал цветастый луг некошенный
И русский лес, где щёлкал соловей.
Ребячьи голоса в ушах аукали,
Колоколов позванивала медь...
И так ему хотелось вслед за звуками
В любимую Россию улететь!
Михаил Пляцковский «В любимую Россию улететь»… Сколькими словами можно высказать наше отношение… Вспомните, а как о нашей стране говорится в песне «Моя Россия» – милая, любимая, гордимся…
«Моя Россия» (муз. В.Алексеева) – исполнение Не забывайте эти слова, не забывайте слова Рахманинова, не теряйте Родину…
|