Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 56.07 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.11.2013
Размер56.07 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Литература > Задача
4 класс

ОБРАЗ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.В.РАХМАНИНОВА
Цель: осознание образа Родины как одной из главных тем искусства на основе сравнительного анализа прелюдий Ф.Шопена и С.В.Рахманинова
Задачи:

  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;

  • наблюдение за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

  • раскрыть образное содержание Прелюдии №1 С.В.Рахманинова

  • высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям;

  • осознание интонации как образной основы музыки

  • развитие умения соотнести жизненные события с произведениями искусства;

  • совершенствование навыков хорового пения


ХОД УРОКА


Этапы урока

Задача этапа

Ход урока

Вступление

Экспозиция

Завязка
Развитие

Кульминация

Последействие



Развитие умения определять и сравнивать характер, настроение произведения.


  • Развитие умения определять характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;



  • Осознание интонации как образной основы музыки



Раскрытие образного содержания музыкального произведения


  • Наблюдение за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.



Умение соотнести жизненные события с произведениями искусства;

Совершенствование навыков хорового пения

Добрый день.

Обратите внимание: на доске написано слово «Прелюдия». Что означает это слово, о чем оно может нам напомнить? – небольшая пьеса перед основным произведением…

Какие прелюдии нам уже знакомы? – прелюдии Фредерика Шопена. (портрет)

Вспомним эту музыку. После прослушивания подберите 1-2 главных, самых точных слова, которые лучше всего передадут настроение, состояние этих произведений.
Ф.Шопен. Прелюдия № 7 – воспоминание, одиночество, грусть

Ф.Шопен. Прелюдия № 20 – трагедия, траур, тяжесть
О чем же эта музыка нам рассказывает, почему именно такие чувства проявлены? – воспоминание о родной стране, о Польше, из-за того, что Шопен уехал из Польши.

Вспомните, кто из композиторов также был вынужден покинуть Родину? – Рахманинов.

Сегодня мы познакомимся с его музыкой, постараемся понять какой видел, чувствовал Россию С.В.Рахманинов. (портрет) Прозвучит Прелюдия № 1. Нет никаких указаний на содержание, на характер, на жанр…

Подумаем, какие слова опишут звучание музыки…
С.В.Рахманинов. Прелюдия № 1 – бурная, взволнованная, тяжелая,…
Кто заметил, здесь 1 тема или несколько? – 2 темы.

Они близки по характеру или контрастны? – разные, 1 – низкая, тяжелая, 2 – в более высоком регистре, взволнованная…
Обратим внимание на первую тему. Что она может нам напомнить? – она звучит как удары колокола.

Для Рахманинова это не просто короткая интонация. Он писал: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства, – вспоминал Рахманинов, – связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского Софийского собора, которые я часто слышал». На всю жизнь осталось у композитора это впечатление. Звук колокола, как образ Руси, России, Родины. Впервые этот музыкальный образ колоколов появляется именно в Прелюдии № 1.

Сейчас Прелюдия прозвучит снова. Попробуем передать движением руки характер этого «колокольного звона»
Прелюдия №1 (фрагмент) – пластическое интонирование
Вот так, через интонацию колокольного звона мы ощущаем русский, родной Рахманинову образ… Ребята, а как вы считаете, образ в Прелюдии Рахманинова схож с образами прелюдий Шопена? – да, с Прелюдией №20, трагическая, эмоциональная.

А что общего с обеими прелюдиями? – мысль о Родине.

Да, композиторы передают свое ощущение, свое понимание образа Родины. Сделать это в музыке можно по-разному. Шопен этот образ создает через ритм польского танца. А русские композиторы? – через использование народных тем, через русскую мелодику. Приведите примеры – П.И.Чайковский, симфония №4, М.И.Глинка, интродукция из оперы «Иван Сусанин», Рахманинов С.В., концерт № 3 для ф-но с оркестром…

Все верно. Через родные напевы, ритмы, привычные образы композиторы несут нам свое понимание Родины. Удивительно, но если Шопен написал свои прелюдии, уже переживая разлуку с Польшей, то Рахманинов создал свою самую знаменитую пьесу в 19 лет. Такое глубокое чувство причастности к России дало ему возможность предощутить трагические события. Когда Рахманинов уехал из России, по его собственному признанию, он потерял желание сочинять. «Лишившись Родины, я потерял самого себя». Как вы думаете, что значат эти слова? – размышления детей (потерял основу, опору в жизни).

До конца Рахманинов оставался русским композитором, до конца сохранял глубочайшую любовь к Родине, к России. Именно это чувство, хранимое в душе, помогало ему дальше творить. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка…Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, – это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце». А что было, попробуем представить…
Сергей Рахманинов

Во фраке и в манишке накрахмаленной,

Сосредоточен, строг и напряжён,

Играл Сергей Васильевич Рахманинов

В нью-йоркском зале. Публике чужой.

И чопорность холодную расплавивший,

Не замечал он ничего вокруг.

Послушно перекатывались клавиши

Под пальцами его волшебных рук.

Судьбою горькой в эту даль заброшенный,

Оторванный от родины своей,

Он вспоминал цветастый луг некошенный

И русский лес, где щёлкал соловей.

Ребячьи голоса в ушах аукали,

Колоколов позванивала медь...

И так ему хотелось вслед за звуками

В любимую Россию улететь!

Михаил Пляцковский
«В любимую Россию улететь»… Сколькими словами можно высказать наше отношение… Вспомните, а как о нашей стране говорится в песне «Моя Россия» – милая, любимая, гордимся…

«Моя Россия» (муз. В.Алексеева) – исполнение
Не забывайте эти слова, не забывайте слова Рахманинова, не теряйте Родину…


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск