Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации22.11.2013
Размер0.79 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Хакасский филиал





Риторика




Курс лекций



Абакан 2012



Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

РИТОРИКА
Учебно-методический комплекс

по дисциплине
Курс лекций

Абакан 2007

Печатается по рекомендации Методического совета

и по решению Редакционно-издательского совета

Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова


Рецензенты:

И. Б. Тазьмина, канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой русского языка и методики преподавания Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова;




И. В. Борисова, канд. филол. наук, зав. Хакасским региональным центром дистанционного обучения ХРИПК и ПРО


Лопаткина, Светлана Викторовна

Риторика: учебно-методический комплекс: курс лекций / С. В. Лопаткина. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. – 65 с.

Пособие «Риторика. Курс лекций» выполнено в рамках федерального компонента ГОС ВПО по образовательной программе специальности 030601.65 Журналистика. и представляет теоретическую часть учебно-методического комплекса по дисциплине «Риторика», являясь коммуникативно-ориентированным руководством в обучении языку в кругу современного речеведения. Настоящее пособие предназначено также для студентов, обучающихся по специальности 031001.65 Филология. Русский язык и литература, направлениям подготовки 050300.62 Филологическое образование. Русский язык и литература; 031000.62 Филология. Русский язык и литература, изучающих риторику как науку и искусство убедительной и эффективной речи. Материалы пособия могут использоваться на курсах риторики и культуры общения, а также всеми, кто интересуется проблемами речевого мастерства, ораторского искусства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......…………......................................................................................3

Лекция 1. Риторика как предмет изучения…………………………………4

Лекция 2. Из истории зарубежной риторики………………………………12

Лекция 3. История русской риторики……………………………………..18

Лекция 4. Оратор и аудитория…………………………………………….26

Лекция 5. Античный риторический канон………………………………….32

Лекция 6. Риторический канон: изобретение (инвенция)…………………34

Лекция 7. Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)…………………………………………………………………………….38

Лекция 8. Риторический канон: словесное выражение (элокуция)……….44

Лекция 9. Риторический канон: запоминание (мемория)………………..50

Лекция 10. Риторический канон: произнесение (акцио)……………….....52

Лекция 11. Публичное выступление. Виды ораторской речи…………….55

Лекция 12. Культура диалога и искусство беседы……………………….61

Библиографический список………………………………………………..64

ВВЕДЕНИЕ

Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово.

М. В. Ломоносов

Речь есть основной инструмент управления обществом и общественными процессами, а стиль современной жизни диктуется нашими речевыми поступками. Реалии современности таковы, что востребованными оказываются специалисты, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления – оригинальное решение, точно и понятно для всех сформулировать его, вызвать к нему интерес; умеющие публично мыслить, выступая с речью; способные корректировать свое речевое поведение в зависимости от речевой ситуации.

Учебно-методический комплекс содержит теоретические основы риторики, также в нем рассмотрены классическая и современная проблематика риторики, вопросы формирования личности ритора, владеющего речью – инструментом эффективного, то есть результативного, общения.

Пособие поможет организовать самостоятельную и аудиторную работу каждого студента. Весь учебный материал излагается в 12 лекциях, тематика которых соответствует типовой вузовской программе по риторике и рабочей программе. В качестве иллюстративного материала приведены примеры из публичной речи (академической, судебной, политической, богословской и др.). Завершаются лекции библиографическим списком: основная литература и дополнительная литература, позволяющая более углубленно рассмотреть ту или иную тему, либо содержащая какую-то частную информацию по проблематике.

Дисциплина «Риторика» является основной составляющей в системе речеведческих дисциплин и призвана воспитывать филологический вкус, формировать и совершенствовать филологическую и коммуникативную компетенцию будущих специалистов.

Курс лекций соответствует требованиям, предъявляемым к государственным образовательном стандартам высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания дисциплины «Риторика».

Лекция 1. РИТОРИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

План:

1.1. Риторика как учение о мысли и речи. Определение риторики

1.2. Связь риторики с другими областями гуманитарного знания

1.3. Предмет и задачи учебной дисциплины

1.4. Основные понятия дисциплины «Риторика»

1.5. Предмет общей и частной риторики

Силою слова проницать в душу других, повелевать их умами, растрогать их чувствительность разительным изображением нравственного, восхитить их воображение живейшим выражением естественного изящества, есть искусство красноречия, составляющее предмет Риторики.

И.С. Рижский

1.1. Риторика как учение о мысли и речи. Определение риторики

В древности авторитет риторики, её влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой. «Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», – пишет Аристотель, греческий философ IV в. до н.э. Марк Фабий Квинтилиан рассматривал риторику как ars bene dicendi – «искусство говорить хорошо». Отсюда и разовьется будущий термин «красноречие».

В русской традиции риторика определяется как «учение о красноречии» (М.В. Ломоносов), «наука изобретать, располагать и выражать мысли» (Н.Ф.Кошанский), предметом которой является «речь» (К.П. Зеленецкий).

Для обозначения науки риторики из бесконечного ряда существовавших синонимов «благоречие», «добрословие», «хитроязычие», «сладкоречие» М.В.Ломоносов останавливается на слове «красноречие». «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению». Таким образом, риторика – это «наука», «учение», «правила»; красноречие – «искусство», способность, умение «говорить и писать».

Обучение речи (языку, слову), по справедливому замечанию В.И. Аннушкина, невозможно без одновременного обучения мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, передавать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Личность человека как индивидуальное воплощение его телесно-духовного единства становится только тогда, когда сформируется его нравственное и интеллектуальное мировоззрение, которое находит воплощение в характере речи. Отсюда особая серьезность риторики как реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни.

Содержание риторики в XX веке не изменилось, но обогатилось новыми концепциями и идеями. С.И. Гиндин предлагает закрепить за термином риторика два смысла – узкий и широкий. В узком понимании предмет риторики – это ораторское искусство; с другой стороны, риторика «есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации» [Общая риторика 1986: 364]. Данная точка зрения нашла свое отражение во многих работах по риторике.

Таким образом, риторика – теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Современная риторика – учение об эффективном речевом построении развитого информационного общества, предполагающее исследование и овладение всеми видами общественно-речевого взаимодействия. Риторика как наука изучает законы и правила ведения речью в разных видах и жанрах современной словесности, риторика как искусство предполагает владение и умение эффективно говорить и писать, развитие речевых способностей.
1.2. Связь риторики с другими областями гуманитарного знания

Курс риторики является многоаспектным и аккумулирует в себе сведения различных отраслей знания по вопросам эффективной речи.

В составе классических наук и искусств риторика как учение об убедительной и эффективной речи связано с грамматикой (учение о правильности речи); логикой (учение об истинности суждений и непротиворечивости высказываний); поэтикой (учением о художественной речи и «вымыслах»); стилистикой (учением о средствах речевого воздействия); культурой речи (учением о нормах литературного языка).

Современная риторика рассматривается в парадигме речеведческих дисциплин. С прагматикой риторику связывает интерес к цели высказывания (иллокутивной силе) и косвенным смыслам высказывания; к степени и формам воздействия высказывания на адресата и т.д.; психолингвистикой – стремление построить модель речевой деятельности, процесс создания и восприятия речи в определенных условиях; с социолингвистикой – понятие языковой личности, интерес к тому, как социальные характеристики личности и условия общения отражаются на содержании и способах общения людей.

Риторика сопоставляется с множеством не-речевых наук: философией, этикой, психологией. Публичная речь выходит на исполнение (произнесение), поэтому риторика использует те компоненты сценического мастерства, которые обеспечивают качество подачи публичной речи и её успех у аудитории. Это работа над произношением, голосом, речевым дыханием; управление мимикой, жестами, позой и т.д.

Новые теории, рожденные в XX веке вследствие развития речевых технологий, исторически восходят к риторике, часто затрагивают аналогичные проблемы и пользуются её терминологией: теория коммуникации, связи с общественностью, менеджмент и администрирование, представляющие собой аналог деловой риторики и т.п.
1.3. Предмет и задачи учебной дисциплины

«Риторика» как учебная дисциплина предполагает изучение психологических, философских, лингвистических, литературоведческих, кинетических и других особенностей воздействующей речи. Необходимость владение риторикой современному специалисту объясняется сущностью самого предмета этой науки. Риторика – теория и искусство речи (умение владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения); искусство «мыслить» (мысле-речевая деятельность человека); теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т.д.; учение о речевом воспитании личности (его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию Словом); теория и практика речи развитого информационного общества, предполагающая изучение большого разнообразия текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации.

Предметом современной риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности их для того, чтобы сделать речь эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонирующей).

Таким образом, главной задачей дисциплины «Риторика» является формирование коммуникативно грамотной личности, обладающей высокой лингвориторической компетенцией, этической ответственностью за слово, широкой экстралингвистической эрудицией общекультурного и профессионального характера, установкой на гармонизирующий диалог.
1.4. Основные понятия дисциплины «Риторика»

Возрастающие потребности человека и человеческого коллектива в выражении всё более и более сложных понятий и мыслей обусловило развитие языка. «Язык – естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облечённых в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации» [Русский язык. Энциклопедия 1997: 652].

Речь – центральное понятие курса «Риторика». Речь – линейно организованный в пространстве и времени процесс говорения (выраженный в звуковой форме – устная речь, выраженный при помощи буквенных знаков – письменная речь). Индивидуальный характер речи – основной признак, который проявляется в том, что речь всегда осуществляется конкретным лицом, передающим собственные мысли, чувства, языковые средства. Речь всегда отражает опыт адресата (говорящего или пишущего, т.е. автора речи).

Термин речь характеризует как саму речевую деятельность, так и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Под речевой деятельностью следует понимать разновидность целенаправленного поведения человека в языке и посредством языка, направленного, с одной стороны, на порождение речи, а с другой – на восприятие речи. Единичный акт деятельности начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной цели; в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение [Леонтьев 1969: 26]. Речевое действие – подготовка и реализация высказывания целиком, независимо от объема высказывания (реплика, научная лекция и т.д.).

Речевая деятельность – это деятельность общения, конечным результатом которого является текст. Текст (дискурс) – это речевое произведение, продукт речевой деятельности, который характеризуется общим замыслом, темой, структурой, логическим и стилистическим единством, грамматической и смысловой связностью его компонентов; это результат речевой деятельности, которую осуществляют участники общения.

Основной функцией речи является общение. Слово общение обозначает связь, контактирование людей, пользующихся речью («общность», «единство», «соборность»). В общении и через него совершается человеком организации и норм коллектива, принятых средств связи, языка, культуры, в процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация. В общении и оформляются черты личности. Общением называют сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение может протекать в официальной и неофициальной обстановке. Речь, произнесенная в официальной обстановке, где оратор несет ответственность за каждое произнесенное слово, где аудитория может быть знакома и незнакома, где предмет разговора четко определен общей темой, где выступающему важна реакция каждого слушателя, называется публичной речью. Традиционно риторика занималась публичной речью. Только риторика XX века начала подчеркивать значимость всякого общения (от разговорно-бытовой речи до средств массовой информации), пытается решить вопросы эффективности достижения цели и задач в любом речевом общении, речевом действии.

Риторика – воспитание личности через Слово. Языковая личность – субъект, обладающий совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск