Скачать 33.12 Kb.
|
Практическое занятие № 5 Синтаксические нормы Теоретическая часть: 1. Порядок слов в предложении: его функции и стилистическое значение. 2. Нормы согласования: а) варианты координации главных членов предложения; б) варианты согласования определений и приложений с определяемыми словами. 3. Нормы управления. Варианты форм, связанные с управлением. 4. Стилистические возможности простых и сложных предложений. Типичные ошибки в конструировании сложных предложений. Литература 1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 1999. – С. 353-417 (Имеется в электронном виде.) 2. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978. – С. 193-232. 3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976. 4. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. – М., 2010. - Раздел 6 «Синтаксическая стилистика» (Имеется в электронном виде.) 5. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс для вузов / Под ред. доц. А. Г. Антипова. – Кемерово, 2002. (Раздел по синтаксическим нормам имеется в электронном виде.) Практическая часть: 1. Словарь «языкового расширения» (посмотрите в толсковых словарях лексические значения слов): импичмент, масс-медиа, нивелировать, таблоид, электорат. 2. Выберите подходящую для каждого предложения форму сказуемого. 1. Несколько пыльных электрических ламп погасл(о, и). 2. Несколько журналистов уехал(о, и) в свои редакции. 3. Приехал(о, и) множество народу. 4. Большинство писем доставлен(о, ы). днем. 5. Несколько слуг бросил(о, и)сь было в разные стороны. 6. Несколько мужчин и женщин стоял(о, и) у ворот больницы. 7. Большинство писателей из тех, кто не уш(ел, ли) на фронт, труд(и, я)тся в радиокомитете. 3. Допишите окончания глагола-сказуемого. 1. В зале сидел(?) сто один человек. 2. В колонне шагал(?) двести сорок четыре участника манифестации. 3. 38 попугаев стал(?) героями известного мультипликационного фильма. 4. Под расписку выдан(?) 1 000 000 рублей. 5. 1 357 635 избирателей принял(?) участие в голосовании, 1 357 621 из них подал(?) голоса в поддержку кандидата от демократов. 4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов. 1. Не только надо относиться к друг другу с добротой. Так же надо относиться и к природе. 2. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелом состоянии. 3. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию. 4. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома. 5. Художник изобразил, как Петр 1 ведет войско в бой, придерживаясь манеры Сурикова. 6. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. 7. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 8. На правлении обсуждался вопрос о подготовке к севу лошадей. 5. Раскройте скобки, поставив сказуемое, выраженное глаголом, в форму прошедшего времени и согласуя его в роде с подлежащим. 1. Шимпанзе (взобраться) на верхушку дерева. 2. Иваси (идти) густым косяком. 3. В прихожей на стене (гореть) бра. 4. Цеце (укусить) спящего мальчика. 5. Манго (продаваться) в каждом супермаркете. 6. Даже в годы войны метро (работать) в прежнем режиме. 7. На балконе (висеть) кашпо с красивым вьющимся растением. 8. Кенгуру (скрыться) из виду так быстро, что мы не успели его сфотографировать. 9. В этом ателье (был заказан, было заказано) шкаф-купе. 10. Кресло-кровать (было, была) очень удобной мебелью. 6. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже: согласно (приказ), контроль (выполнение приказа), не получил (разрешение), отзыв (курсовая работа), уплатить (проезд), ждать (поезд), опираться (результаты эксперимента), заведующий (отделение), восторгаться (красота), удивляться (трудолюбие). 7. Исправьте ошибки, связанные с использованием деепричастного оборота. 1. Раскопав ямку до дна, на солнце заблестели голубые камни. 2. Открыв окно, запахло соснами. 3. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. 4. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. 5. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 6. Родившись в такой кинематографической семье, Наташино будущее было, в общем-то, предопределено. (О.Пушкина о дочери Н.Белохвостиковой и В.Наумова – Наталье) 7. Посмотрев этот фильм, мне стало очень грустно. 8. Придя домой, радио играло на всю громкость. 9. Выйдя из квартиры, у него появились слезы. 10. Приехав домой, мне стало значительно лучше. 8. Классифицируйте и исправьте ошибки. 1. В школе дают детям не только знания, а воспитывают настоящего человека. 2. Но ведь не только эта профессия трудна, она и интересна. 3. Экзамен не только разговор двух умных людей, а одинаково заинтересованных. |