Скачать 55.55 Kb.
|
План-конспект урока учителя МОУ «Лицей №3» г. Чебоксары Семёновой Л.Ю. Тема. Синтаксический разбор словосочетания (слайд №1) Цели: 1) повторить и обобщить изученное по теме «Словосочетание» 2)стимулировать творческую и познавательную деятельность учащихся 3) научить выполнять полный разбор словосочетания 4) проверить умение учащихся определять словосочетания (слайд №2) Ход урока (слайд №3 с планом урока)
Тема нашего сегодняшнего урока «Синтаксический разбор словосочетания». Кое-что вы уже знаете о словосочетании. Повторение и обобщение. Давайте вспомним, что мы с вами знаем о словосочетании.
Мы с вами продолжаем работать над словосочетанием. Сегодня на уроке мы повторим изученный материал, узнаем, как делать синтаксический разбор словосочетания.
Знакомство с порядком разбора словосочетаний, образцом разбора( 1 минута) ( слайд №4) Порядок разбора словосочетания
( окончание, предлог и окончание, связь по смыслу)
Стр. 119, читаем образец устного разбора и записываем в шпаргалку образец разбора словосочетания V.Закрепление темы, работа с учебником ( упражнение 363(280) ). Назовите словосочетания. Сделайте разбор словосочетаний. ( 9 минут) ( слайд №5) VI. Орфографическая разминка. Сейчас обратимся к словарным словам. Вспомним правописание слов из рубрики ЗСП, но, работая над орфографией, не забываем про словосочетание: надо будет обозначить главное слово в каждом словосочетании. ( 3 минуты) Разгадать ребус, раздаваться в тишине, угодить другу, отдалённая территория, вражеская артиллерия, лингвистический рассказ, багрянец листвы, непреодолимое препятствие, чувствовать необходимость, вообразить худшее, идти по аллее, обогащать знания. VII. Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание» (5-8 минут) ( слайды № 6 – 14) Проверим, как мы с вами усвоили тему Проверочный тест №1( Слайды № 6-8: №6 формулировка задания; №7 – само задание, тест №1; №8 – ответ) .Найдите ошибки! Выпишите те сочетания слов, которые не являются словосочетаниями I. Тёплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль. 1) тёплый ветер; 4) пролетает ветер; 2) пролетает над полями; 5) поднимает пыль; 3) пролетает и поднимает; 6) цветочную пыль. II. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами. 1) весенние ветерки; 4) травой и гнёздами; 2) пахнули травой; 5) свежей травой; 3) ветерки пахнули; 6) птичьими гнёздами 7)пахнули весенние. III. Дорога к станции вилась по тропинке и спускалась в сырые ложбинки. 1) дорога к станции; 5) вилась и спускалась; 2) вилась к станции; 6) вилась в ложбинки; 3) дорога вилась; 7) в сырые ложбинки; 4) вилась по тропинке; 8) в ложбинки. Проверочный тест №2. (слайды № 9 – 11: слайд № 9 - формулировка задания; №10 – само задание, тест №2; №11 – ответ) 1. Укажите именные словосочетания: а) горячая пора; б) участие в соревновании; в) отдыхать в лагере; г) чествовать победителя; д) шёл по дороге; 2. Укажите глагольные словосочетания: а) ситцевое платье; б) сверкнуть на солнце; в) стройные берёзки; г) запах ромашек; д) работать в поле 3. Найдите глагольные словосочетания а) проливной дождь б) лесные ягоды в) расстилаться по равнине г) собирать грибы д) вершина ели Задания 3. ( Слайды № 12 -15: слайд № 12 - формулировка задания; слайд № 13 – текст; №14,15 – ответ) 1. Индивидуальная работа: 4 ученика работают индивидуально с тестами на определение типа словосочетаний 2. Выпишите из текста: I вариант – словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ II вариант - словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ Повалил снег, и вскоре белое одеяло скрыло все следы. В воздухе кружатся пушистые снежинки и тихо падают на землю. Ударили первые морозы, и скоро земля потонула в белой пелене метелей. Снега покрылись твёрдым настом. В стужу белка кормится осенними припасами. А голодные волки подходят к самой усадьбе. ( Из сборника диктантов Богдановой Г.А.) VIII. Работа по развитию речи ( 9 минут) Составьте из слов словосочетания, а затем из словосочетаний предложения, а затем связный текст. При составлении текста можно воспользоваться репродукцией картины К.Ф. Юона «Русская зима» (цветная вклейка №3) ( Слайды № 16,17: слайд № 16 - формулировка задания; 17 – репродукция картины К.Ф. Юона «Русская зима»)
Продолжи пословицу (слайды № 18 – 19: слайд № 9 - формулировка задания; №19 – ответ)
Соколу лес не в диво… Лето собирает… Зимой волка бойся… Что летом ногою толкаешь… Помни это… IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Объяснение задания на дом ( упражнение 234, по старому учебнику 463) ( 2 минуты) *Объяснение задания на дом ( упражнение 126 по старому учебнику на домашний диктант с разбором всех словосочетаний) Список литературы (слайд № 20)
Приложение: (слайд № 21-24) Типы словосочетаний:
|