Скачать 272.86 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова») Филологический факультет Кафедра литературы УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «____»________________2012 г. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» Форма обучения заочная Составитель: Т.Г. Бучугина, кандидат педагогических наук, доцент Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «13» июня 2012 г. № 11). Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Детская литература» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Психология», утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. (номер государственной регистрации № 70 гум /сп). Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплиныОПД.Ф.03 2. Детская литература Специфика детской литературы: художественный и педагогический компоненты. Круг детского чтения. Жанры детского фольклора. Система жанров детской литературы. Основные этапы истории отечественной и зарубежной детской литературы. Тенденции развития современной детской литературы. Научные основы анализа произведений детской литературы при работе с младшими школьниками. Актуальность изучения дисциплины обусловлена ее первостепенным значением для развития общегуманитарного кругозора студента и для его профессиональной подготовки как будущего учителя начальных классов. Цели и задачи дисциплиныОсновная цель курса –сформировать у студентов знание основ теории, истории и критики детской литературы. В процессе этапного ознакомления с различными периодами детской литературы студенты последовательно усваивают особенности развития каждого периода; раскрывают специфику базовых эстетических систем, ведущих художественных направлений; изучают закономерности взаимодействия общих тенденций, определяющих динамику культуры и литературы; анализируют творчество крупнейших писателей; овладевают теоретическими знаниями в рамках изучения вопросов формирования литературных жанров, эволюции художественных форм. Задачи курса: – ознакомить будущих учителей начальных классов с различными периодами детской литературы, освоить особенности развития каждого периода; – раскрыть специфику базовых эстетических систем, ведущих художественных направлений; – проанализировать творчество крупнейших детских писателей; – дать совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения детской литературе; – раскрыть ключевые понятия и термины курса. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины «Детская литература» студент должен: знать классификацию жанров детского фольклора, этапы истории детской литературы и современные тенденции ее развития; специфику детской литературы; ключевые теоретические понятия детского фольклора и детской литературы; содержание художественных произведений детской литературы (родной, русской, мировой); не менее 20 стихотворений; основные идеи критических статей; уметь самостоятельно оценивать соответствие произведения ожиданиям разных групп юных читателей; находить связи детской литературы с устным народным творчеством и мировой литературой; пользоваться научной и справочной литературой; анализировать произведения в контексте других искусств и в контексте детского творчества; владеть навыками выразительного чтения произведений детской литературы; диалогического общения с ребенком о прочитанных произведениях; составления списков литературы для чтения младших школьников. Объем дисциплины и виды учебной работы
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Детская литература как учебная дисциплина. Введение в курс. Понятие «детская литература». Детская литература и детское чтение, круг детского чтения, художественная педагогическая книга. Функции детской литературы как искусства слова: коммуникативная, гедонистическая (наслаждения), эстетическая, воспитательная, познавательная (обучающая). Основные этапы развития детской литературы в России. Эволюция приоритетов. Жанровые и педагогические доминанты. Периодика и критика. Тема 2. Фольклор и детская литература. Устное народное творчество — неиссякаемый источник идейно-эстетического богатства русского народа. Детский фольклор. Малые фольклорные жанры. Поэтическое своеобразие колыбельных песен, произведений игрового фольклора (пестушек, потешек, прибауток, считалок, припевок и др.), произведений внеигрового фольклора (закличек, молчанок, прибауток, небылиц и т.д.). Сборники русских народных песен, пословиц, загадок. Поговорки, пословицы загадки. Их идейное и тематическое богатство, жанровые особенности. Педагогическое значение этих жанров. Анализ пословиц, поговорок, загадок, вошедших в программу классного и внеклассного чтения учащихся. Былины. Историзм былин, своеобразие жанра, образы героев: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича и др. Русские народные сказки. Споры о необходимости включения сказки в детское чтение. Сказки о животных, волшебные, социально-бытовые. Принципы, объединяющие различные сказки в единый жанр. Нравственно-этические и социальные мотивы в сказках. Роль сказочной фантастики в развитии творческого воображения детей. Тема 3. Детская литература первой половины 19 века. Литературая сказка. Отечественная литературная сказка: прозаическая и стихотворная. Различные способы портретирования предшествующего фольклорного и литературного материала. Стихотворные сказки А. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова. Баллада, поэма, былина, песня в стиле стихотворных сказок. Фольклорные традиции в стихах и сказках для детей В. Жуковского. Образная выразительность, эмоциональность, поэтичность. Юмористические мотивы в сказках. Стихотворения «Птичка», «Жаворонок» и сказки «Спящая царевна», «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик» и др. Привлекательность произведений В.А. Жуковского для маленьких детей. Значение произведений поэта для нравственного и эстетического воспитания. Сказки А.С. Пушкина. Связь их с устным народным творчеством. Система образов, характеры героев, богатство и глубина содержания. Традиционные черты сказочных героев в персонажах сказок. Сочетание волшебного, бытового и сатирического начал. Особенности композиции и стиля сказок. Легкость и музыкальность стиха, богатство и выразительность языка. Красочность пейзажа. Сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Народные и литературные источники сказки. Отражение народных идеалов храбрости, искренности, трудолюбия, смекалки; народный герой сказки — Иванушка. Социально-сатирические мотивы. Волшебные образы: конек-горбунок, жар-птица, рыба-кит и др. Композиция сказки. Народность, эмоциональность стиля. Прозаические сказки А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, Д.Н. Мамина-Сибиряка. Нравственно-философская сказка А. Погорельского «Чёрная курица». Проблематика сказки. Соотношение реального и фантастического. Особенности композиции. Различные стилевые пласты в сказке. Образ Алёши, психологизм в изображении мира ребёнка. Научно-познавательные казки В.Ф. Одоевского, их тематическое многообразие. Взгляд писателя на роль детской книги. Сказки «Городок в табакерке», «Мороз Иванович», «Разбитый кувшин», «О четырёх глухих», «Игоша». Тема 4. Детская литература второй половины 19 века. Идея народности и ее воплощение в учебниках и учебных книгах К.Д. Ушинского. Новые подходы к обучению языку и подбору материала в учебных книгах «Родное слово» и «Детский мир». Роль Л.Н. Толстого в развитии детской литературы и детского чтения. «Азбука», «Русская книга для чтения». Идейно-тематическое и жанровое разнообразие произведений, включенных в «Русскую книгу для чтения». Источники этих произведений. Произведения писателя, доступные для детей младшего школьного возраста. Разнообразие тематики, богатство содержания рассказов о детях, их воспитательная направленность («Косточка», «Филипок», «Корова» и др.). Реализм в изображении действительности. Психологическая обоснованность поступков героев. Сюжетность, глубина и искренность чувства, простота композиции, яркость образов, богатство, выразительность, народность языка. Рассказы о животных («Булька», «Корова», «Лев и собачка», «Котенок», «Как волки учат своих детей»). Гуманизм рассказов о животных, яркая эмоциональная окраска сюжета. Рассказы-басни («Старый дед и внучек», «Два товарища», «Лгун» и др.). Глубина и ясность педагогической идеи. Повести «Детство», «Кавказский пленник» (обзор). Значение Л.Н. Толстого для развития детской литературы. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Создание Маминым-Сибиряком рассказов и сказок для детей: «Емеля-охотник», «Приемыш», «Серая Шейка» и др. Сборник «Аленушкины сказки». Галерея сказочных образов животного мира. Острая сюжетность, комизм, динамика действия. Поэтическое обрамление цикла сказок. Автобиографическая повесть о детстве в русской литературе. «Детство» Л.Н. Толстого и «Детские годы Багрова-внука» СТ. Аксакова. Автобиографические повести Н.Г. Гарина-Михайловского, А.М. Горького, А.Н. Толстого. Поэзия середины XIX века в детском чтении. Общая картина русской поэзии середины XIX века. Н.А. Некрасов и поэты некрасовской школы. Поэзия «чистого искусства». Поэзия Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого. Стихи А.А. Фета, И.З. Сурикова, Н.А. Некрасова о детях и для детей. Пейзажная лирика поэтов середины XIX века, вошедшая в круг детского чтения. Тема 5. Литература первой половины XX века. Роль Горького в развитии русской детской литературы. Дореволюционное творчество Горького в области детской литературы (сказки «Утро», «Воробьишко»; рассказы «Дед Архип и Ленька», «Встряска» и др.). Идейно-эстетические особенности сказок Горького для детей: «Утро», «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой», «Яшка», «Иванушка-дурачок». Связь с жизнью, социальная насыщенность, новаторское овладение традициями народных сказок. Развитие сказочного жанра в советское и постсоветское время. «Три толстяка» Ю. Олеши. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого. «Волшебник изумрудного города» A.M. Волкова. Своеобразие сказок и сказочных повестей одного из писателей советского или постсоветского периодов (на выбор): Л.И. Лагин, В. Катаев, В.А. Каверин, Б.В. Заходер, И.П. Токмакова, Э.Н. Успенский, Г.Б. Остер и др. Пьесы-сказки Е.Л. Шварца и Т.Г. Габбе. А. П. Гайдар. Глубина изображения психологии детей, товарищеских взаимоотношений в семье и трудовом коллективе. Рассказы «Чук и Гек», «Голубая чашка». Сочетание в них лиризма и юмора. Природоведение в художественных жанрах. Жанр приключения и путешествия в подаче научного знания. Научное знание и художественная форма в произведениях В.И. Бианки, М.М. Пришвина, Е.И. Чарушина. Научно-познавательная проза. Творчество Б.С. Житкова. |