Скачать 92.44 Kb.
|
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе Антонимы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 Гусев Вадим Вячеславович 2012 год Задачи урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход урока: 1. Проверка домашнего задания.
Давайте сыграем с вами в игру: «Угадай слово». Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.
Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синоним. 4. Объяснение нового материала. 1. Ребята, сегодня к нам в гости пришли герои пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» профессор и юная принцесса. Сценка. (Профессор и королева) К. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах! П. Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное, но очень нужное занятие. Поэтому осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой несколько строчек. К. Опять писать? Ну ладно уж, диктуйте. Только я не хочу одна писать. Пусть и ребята вместе со мной напишут. Я им приказываю! П. Но, ваше величество, ребятам нельзя приказывать, их надо попросить. К. Хорошо, я прошу вас, ребята, помочь мне. П. Ребята, и вы, ваше величество, откройте свои тетради и запишите слова Льва Николаевича Толстого: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти». П. Ребята, поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте работы друг друга, а я пока посмотрю, что написала королева. (Профессор и ребята проверяют работы. В это время текст высвечивается на доске через графопроектор) П. Ваше величество, почему вы в первом предложении поставили тире? К. Почему, почему! Пусть лучше ребята отвечают. П. Хорошо. Ребята, почему в первом предложении ставится тире? Какие орфограммы есть в словах «соединить», «разъединить»? К. Какой же вы любопытный человек! Все спрашиваете и спрашиваете. Лучше бы сами что-нибудь интересное рассказали. П. Что же вам рассказать? К. Вот вы на прошлом уроке так интересно рассказывали нам о синонимах. Расскажите нам еще о словах и об их значениях. П. Действительно, тема очень интересная, но расскажет вам об этом моя коллега – Елена Геннадьевна. А мы все внимательно послушаем. 2. Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями. Запишите тему сегодняшнего урока: «Антонимы». Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом. При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель). Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д. 3. Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов. О нем вам сейчас расскажет….. (Ребята, посмотрите на «Словарь антонимов» Н.П. Колесникова. В нем собрано более 1300 пар слов, представляющих собой противопоставляемые в каком-либо одном отношении лексические единицы. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. (На графопроекторе) Добрый – злой Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.) Итак, что же такое антонимы? 5. Закрепление материала. 1. Вернемся к словам Л.Н. Толстого, которые вы записали в тетрадь. Найдите, пожалуйста, антонимы. Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной. Прочитайте слова Я. Козловского и найдите в них антонимы. Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Прочитайте слова Ф. Кривина о русском языке и найдите антонимы. Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, язык объединяющий и разъединяющий людей. 2. А теперь пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко, А ты ответишь:……….(низко). Скажу я слово далеко, Ты возразишь мне:……….(близко). Скажу я слово потерял, А ты кричи скорей:………(нашел). Скажу тебе с укором: трус, Ты гордо скажешь: я - …………(храбрец). Теперь начало я скажу, А ты ответишь: нет,………….(конец). 3. Посмотрите на рисунок, на котором изображены два мальчика, и постарайтесь подобрать как можно больше пар антонимичных слов. (Высокий – низкий, толстый – худой, румяный – бледный, темноволосый – светловолосый, веселый – грустный, добрый – злой и т.д.) 4. Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов. Посмотрите на картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы. (Зима – лето, холодно – жарко, солнечно – пасмурно, отдых – работа. Весна – осень, увядает – расцветает и т.д.) 5. Вы все любите музыку, но она бывает разной. Послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте охарактеризовать их с помощью антонимов. (Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая – возбуждающая и т.д.) 6. А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетради. 1группа. Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях: Добрый друг - …………..(злой враг) Теплый день - …………..(холодная ночь) Хорошее начало - ……….(плохой конец) Полезный труд - ………….(вредное безделье) Утренний уход - …………..(вечерний приход) Последнее поражение - …………(первая победа) 2 группа. К словам левой колонки подберите антонимы из правой. близкий злой честь холодный редкий незнакомый правдивый новый узкий молчать известный дальний говорить ложный активный густой старый бесчестье горячий широкий добрый пассивный 3 группа. Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова. Посеешь – пожнешь. Летом – зимой. Дело – потеха. Свет – тьма. Легко – трудно. Больше – меньше. 4 группа. Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Корень учения горек, да плод его сладок. Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. Маленькая ложь за собой большую ведет. Добрая ссора лучше худого согласия. Правой рукой строит, а левой разрушает. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Сытый голодного не разумеет. 5 группа. Заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.
6 группа. Подобрать синонимы и антонимы к слову чуткий. (равнодушный, невнимательный, бессердечный; отзывчивый, внимательный, сердечный, душевный). 7. Игра «Отгадай, что я». Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня ……….(прохлада). Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь……..(тишина). 6. Домашнее задание.
Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов (задание выполняется по желанию сильными учениками). |