Скачать 124.51 Kb.
|
Информационно-образовательные продукты участников конкурсов педагогического мастерства: терминология, структура, правила оформления Учебно-программные издания Учебно-программное издание - учебное издание, регламентирующее состав, объем, порядок, сроки изучения учебных дисциплин, предусмотренных для данного учебного заведения. Основными разновидностями учебно-программных изданий являются учебный план, тематический план, календарно-тематический план, учебная программа, учебная программа факультативного курса, учебная программа элективного курса, программа практики. Тематический план учебно-программное издание, нормативный документ, представляющий собой систематизированный перечень основных частей, разделов и тем учебной дисциплины, с указанием количества часов, отведенных на их изучение, а также планируемых форм организации учебного процесса (уроков, лекций, семинарских, лабораторных и других занятий). Основным структурным элементом тематического плана учебного курса является тема. Синоним: учебно-тематический план Элементы тематического плана: - титульный лист; - таблица, содержащая следующие графы: наименование разделов и тем курса; количество часов, в т.ч.: всего, теоретич., практич., самостоят. Календарно-тематический план - разновидность тематического плана, содержащая указание конкретных дат изучения той или иной темы. Рассчитан на определенный период обучения (четверть, полугодие, год) и позволяет проследить последовательность изучения отдельных тем и разделов курса в конкретном академическом (учебном) году Элементы календарно-тематического плана: - титульный лист; - таблица, содержащая следующие графы: дата, наименование разделов и тем курса; количество часов, тип занятия (теоретич., практич., самостоят., комбинированный урок и т.п.) Учебная программа - учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует как деятельность педагогов, так и учебную работу учащихся. Элементы учебной программы:
Учебная программа элективного курса - разновидность учебной программы, характеризующей обязательный курс, входящий в состав профиля обучения на старшей ступени школы (10-11 классы), способствующий профессиональному самоопределению старшеклассника. Отличается включением в раздел «Введение» учебной программы обоснования необходимости освоения данного элективного курса в условиях профильного обучения, его специфических особенностей. Синонимы: Программа элективного учебного предмета, программа элективного курса Элементы учебной программы элективного курса:
Учебная программа факультативного курса - разновидность учебной программы, характеризующей необязательный учебный курс, изучаемый по желанию учащихся средней и старшей ступени школы, направленный на углубление знаний, развитие индивидуальных интересов, способностей учащихся. Отличается включением в раздел «Введение» учебной программы обоснования необходимости освоения данного факультативного курса, его специфических особенностей. Синонимы: Программа факультативного курса, программа факультативного учебного предмета. Элементы учебной программы факультативного курса:
Учебно-теоретические издания Учебно-теоретическое издание - учебное издание, содержащее систематизированные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Основными разновидностями учебно-теоретических изданий являются учебник и учебное пособие Учебное пособие - учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Основные разновидности учебных пособий: учебные пособия по части курса (частично освещающие курс); лекции (отдельная лекция, текст лекций, курс лекций, конспект лекций). Элементы учебного пособия:
Учебно-практические издания Учебно-практическое издание - учебное издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Предназначено для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний. Основными разновидностями учебно-практических изданий являются задачники, сборники упражнений, практикумы, хрестоматии, рабочие тетради, сборники тестовых заданий и др. Рабочая тетрадь - разновидность учебно-практического издания, представляющая собой дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в классе и дома. Отличается сочетанием элементов краткого теоретического справочника, алгоритмов решения типовых задач; системы разнообразных заданий: задач, ребусов, упражнений, проблемных задач, кроссвордов по всем темам изучаемого учебного курса. Преследует цель закрепления основ теоретических знаний и практических умений, развития навыков самостоятельной деятельности и творческих способностей учащихся. Позволяет продуктивно расходовать время на выполнение самостоятельной работы за счет исключения и сокращения рутинных, механических процедур и алгоритмизации деятельности учащихся. Элементы рабочей тетради:
Сборник тестовых заданий - разновидность учебно-практического издания, содержащая стандартизованные задания, по результатам выполнения которых судят о степени обученности учащихся по определенной учебной дисциплине. Обеспечивает различные виды контроля: входной, текущий, итоговый. Синоним: сборник тестов Элементы сборника:
Учебно-методические издания Учебно-методическое издание - учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике обучения или самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний, изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения. Основными разновидностями учебно-методических изданий являются методические рекомендации, методические разработки, методические пособия, учебно-методические комплексы. Методические рекомендации - разновидность учебно-методического издания, раскрывающая порядок, логику и специфику изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия с целью распространения наиболее эффективных, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду деятельности. Обязательным элементом является включение конкретных примеров, иллюстрирующих описываемую методику на практике. В отличие от методических разработок методические рекомендации ориентированы не столько на описание последовательности осуществляемых действий, сколько на раскрытие содержания одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Выделяют методические рекомендации по изучению курса, выполнению контрольных работ и др. Структура методических рекомендаций:
Методические рекомендации по изучению курса - разновидность учебно-методического издания, содержащего материалы по методике самостоятельного изучения учащимися учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. Структура методических рекомендаций по изучению курса:
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ - разновидность учебно-методического издания, включающего тематику контрольных работ и методические указания по их выполнению, список рекомендуемой литературы. Структура методических рекомендаций по выполнению контрольных работ:
Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь учителю, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами. Различают методические разработки уроков и методические разработки внеклассных мероприятий. Методические разработки уроков - разновидность учебно-методического издания в помощь учителю, в систематизированном виде отражающая содержание и ход урока. Среди методических разработок уроков различают планы уроков и конспекты уроков. Синоним: Поурочные методические разработки Элементы методических разработок уроков:
План урока - разновидность методической разработки, представляющая собой логически упорядоченный перечень вопросов, подлежащих изучению на уроке, лаконично отражающая последовательность изложения материала и ход урока. Важнейшим требованием, предъявляемым к плану урока, является прегнатность (от лат. Praegnaus – точность) – содержательная лаконичность, т.е. возможность в минимальном объеме текста максимально полно и точно отражать содержание и ход урока. Структура плана урока: • титульный лист • дата проведения урока с указанием класса, в котором он проводится; его номер по тематическому плану • тема урока; • цель урока; • задачи урока; • тип урока; • перечень этапов урока • методы, используемые в ходе урока • перечень используемого учебного оборудования План-конспект урока - разновидность методической разработки, представляющая собой совокупность плана и краткой письменной записи содержания и последовательности этапов урока, имеющая авторский, индивидуализированный характер. Предназначен для последующего восстановления учебной информации с различной степенью полноты в ходе урока. Характеризуется многоадресностью: учителя; ученики; администрация школы и/или представители органов управления образованием. В отличие от плана урока план-конспект или конспект урока содержит не только перечень рассматриваемых на уроке вопросов и этапов урока, но и фрагменты речи учителя или полный текст нового материала. Различают следующие виды планов-конспектов: -по объему (по степени свертывания информации): краткие, подробные или развернутые, смешанные (допускающие совмещение краткого - в виде пунктов плана, тезисов, схемы - и полного, развернутого изложения информации); - по форме: текстовый конспект, конспект-таблица, конспект-схема, конспект-«поурочная картотека», смешанный конспект урока, в котором объединяются названные виды. Синонимы: конспект урока, конспект разработки урока Структура плана-конспекта урока: • обложка • титульный лист • дата проведения урока с указанием класса, в котором он проводится; его номер по тематическому плану • тема урока; • цель урока; • задачи урока; • тип урока • структура (сценарий) урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; • методы и приемы работы учителя в каждой части урока; • учебное оборудование, необходимое для проведения урока; • содержание учебного материала (фрагменты на речи учителя или полный текст нового материала); • задания для учащихся на каждом из этапов; • алгоритмы выполнения заданий; • задание на дом; Методическая разработка внеклассных мероприятий - разновидность учебно-методического издания в помощь учителю, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения внеклассного мероприятия (родительского собрания, тематического вечера, викторины и т.п.). Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами. Структура методической разработки внеклассных мероприятий: • титульный лист • дата проведения мероприятия с указанием класса, в котором оно проводится • тема внеклассного мероприятия; • цель внеклассного мероприятия; • задачи внеклассного мероприятия; • тип внеклассного мероприятия • структура (сценарий) внеклассного мероприятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; • методы и приемы работы учителя, использованные в ходе мероприятия; • учебное оборудование, необходимое для проведения внеклассного мероприятия; • содержание использованного материала (фрагменты речи учителя или полный текст материала); • задания для учащихся на каждом из этапов внеклассного мероприятия; • алгоритмы выполнения заданий; • список источников Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе. Структура методического пособия:
Учебно-методический комплекс - совокупность учебно-программных, учебно-теоретических, учебно-практических и учебно-наглядных материалов, объединенных единством авторского замысла и принципами построения. Предназначен для обеспечения качественного проведения всех видов занятий по определенной дисциплине. Структура учебно-методического комплекса:
Учебно-наглядные издания Учебно-наглядное издание - учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенной дисциплины, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основными разновидностями учебно-наглядных изданий являются альбомы и атласы. Самостоятельную группу представляют электронные учебно-наглядные издания, например, тематические подборки цифровых материалов, мультимедийные презентации и др. Тематическая подборка цифровых материалов – разновидность электронного учебно-наглядного издания, представляющая в оцифрованном виде подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенной теме (например, подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.). Структура тематической подборки цифровых материалов: - обложка - титульный лист - содержание - введение - основная я часть (систематизированное представление материала) - список источников Список литературы
|