Конспект логопедического занятия для 3-го класса.
Тема: Логопедическая – лексико-грамматические категории. Синонимы. Грамматическая – закрепление знаний о частях речи: существительном, прилагательном и глаголе.
Цель: Учить детей подбирать подходящие по смыслу синонимы. Закрепить знания о частях речи.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
Актуализировать и расширить знания детей о синонимах;
Развивать навыки связного высказывания;
Развивать слухоречевую память;
Развивать эмоциональное восприятие нового материала;
Учить видеть оттенки значений слов;
Учить дифференцировать понятия на основе выделения их существенных признаков;
Развивать пространственное ориентирование;
Обогащать словарный запас;
Формировать навык самостоятельного построения умозаключений;
Развивать слуховое и зрительное внимание;
Развивать межполушарное взаимодействие.
Образовательные:
Активизировать знания учащихся в области лексикологии, познакомить учащихся с синонимами как лексической группой слов;
Формировать умения находить синонимы в тексте, самостоятельно подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в речи;
Закрепить знания о частях речи.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к обучению;
Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку, к родной культуре, интерес к изучению русского языка;
Развивать умение работать в команде;
Формировать самоконтроль, самооценку учащихся;
Воспитывать трудолюбие;
Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы;
Воспитывать умение слушать и слышать обращенную речь.
Оборудование: презентационный материал, карточки-лото «синонимы», компьютер, проектор, экран, карточки со стихотворениями, раздаточный материал (диски).
Ход урока:
Организационный момент.
Л: «Подружили» свои спинки со спинками стульев, ножки - с полом, глазки - с моими глазами. Сосредоточились и готовы слушать и отвечать».
Введение в тему урока.
Л: Ребята! Есть в русском языке слова- друзья .Сегодня мы познакомимся с ними. Помогут нам герои книги Н. Носова «Приключение Незнайки». Мы совершим путешествие в школу Цветочного города на улицу Друзей. (Слайд 1.) Коротышки, живущие на улице Друзей очень дружат со словами - друзьями. Как - то у меня некрасиво получилось. Скорей за помощью в Цветочный город! Что-то не получается……(Слайд 2). Ой! А где же все?
Незнайка: «Не сердитесь на нас, что мы опоздали».
Появляется Гусля: «Не обижайтесь».
Появляется Пончик: «Не дуйтесь».
«Нас все потеряли, а мы были рядом», сообщил Незнайка.
«Недалеко», подтвердил Гусля.
«Близко», прошептал Пончик.
(слайд 3)
«Немедленно на урок! Быстро в Цветочный город!» произнес Знайка.
Л: Чтобы узнать с какими словами нас хотят познакомить коротышки, надо вспомнить что они произнесли. (слайд 4). Слова Знайка спрятал в кроссворд, разгадав его, мы узнаем тему урока.
Знакомство учащихся с синонимами как лексической группой слов.
Л: Какие слова называются синонимами? (Ответы детей)
(Слайд 5) Дети зачитывают определение слов-синонимов.
Формирование умения находить синонимы в тексте, самостоятельно подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в речи;
(Слайд 6).
Л: кто это ребята? (Дети читают: поэт, стихотворец, певец). К какой части речи относятся все эти слова? Могут ли синонимы быть другими частями речи? (Дети отвечают).
Л: Цветик приготовил для вас стихотворения, в которых есть слова-друзья разных частей речи. Попробуйте их найти. (Дети зачитывают по очереди текст, называют найденные синонимы, уточняют часть речи)
Л: Друзья, какой вывод мы можем сделать? (Дети уточняют, что синонимы могут быть разными частями речи).
Л: Теперь мы попробуем вместе с Цветиком сочинять стихи, подобрав правильную рифму в виде синонима и назвав часть речи. (Дети выполняют задание)
Л: А вот и новый герой спешит к нам. Кто же это? (Слайд 7) (Дети читают: способный, талантливый, одаренный, гениальный). К какой части речи относятся все эти слова?
Л: Тюбик приглашает нас к себе на выставку «Слов друзей» (Слайд 8) А давайте попробуем подобрать слово-синоним к каждой картинке. (Дети подбирают синонимы).
Л: Почему картинки карандаша, ели и ромашки исчезли с выставки? Какой вывод мы можем сделать? (дети делают вывод, что не ко всем словам можно подобрать синонимы).
Л: Смотрите, а это кто? (Слайд 9) (Кинезиология под музыку).
Л: (Слайд 10) Вы улыбнулись? Вы засмеялись? Вы захохотали? Посмотрите! Синонимы отличаются так, как и улыбка на этих лицах. Слова обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употребления в речи.
Л: (Слайд 11). Снова Знайка к нам вернулся. Он очень любит заглядывать в словарь, и вам предлагает поработать с ним. Откройте страничку на закладке и прочитайте выделенное слово и все синонимы к нему. ( Работа со словарем) Только задумайтесь: всего одно слово и к нему столько можно подобрать слов – друзей, синонимов. А теперь сыграем со Знайкой в лото. (Детям раздаются карточки со словами. Логопед уточняет, все ли слова знакомы, затем зачитывает карточку – синоним и раздает детям).
Л: Пора нам вспомнить и про наши тетради. Взяли, пожалуйста, орешки, положили их между ладонями, правя ладонь вверху. (круговые движения).
«Прилетела птичка, всем дала яичко.
Птичка - невеличка, не роняй, яичко! (перевернули ладони).
Разобьешь скорлупку – вылетит голубка!»
(Слайд12) Л: Открываем тетради, записываем число. Посмотрите, дети, на экран. Прочитайте и составьте пары слов-синонимов. Запишите их в тетрадь.
(Слайд 13). Л: А вот и Незнайка! Он пытался составить правило. Получилось не очень красиво. Подберите слова-синонимы, чтобы правило зазвучало. Что получилось? Давайте его запишем. (Слайд 14)
Итог занятия.
Л: Вот и подходит к концу наше путешествие. Кто может сказать, как называются слова-друзья ,с которыми нас знакомили коротышки? Что это за слова? Какими частями речи они могут быть? (Слайд15) Что понравилось? А Коротышки приготовили в подарок диск с уроками радионяни. Прилежному (Имя)….старательной (Имя)……… трудолюбивой (Имя)……. |