№ урока
| Тема урока
| Тип урока. Методы обуче
ния
| Задачи
| Вопросы к изучаемой теме
| Проверяя
емый материал
| Внутрипредметные и межпред
метные связи, НРК
| Виды самостоятель
ной работы. Планируемые умения и навыки
| Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности
| Домашнее задание
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
|
1
| Вводный урок. Введение. Русская литерату
ра и история
| Урок- исследо
вание, беседа
| Дать представле
ние о связи литературы и истории. Вызвать интерес к изучению творчества писателей и поэтов.
| 1.Как связана история и литература?
2. Как история влияла на развитие литературы?
3. Какие исторические лица стали героями произведений русской и татарской литературы?
| Умение высказывать мнение о прочитанном материале, помещенном в учебнике. Пересказать текст. Ответить на вопросы по содержанию.
| Какие историчес
кие лица стали героями произведе
ний русских и писателей?
| Умение составлять конспект по статье, строить связный текст, высказывание впечатлений; анализировать прочитанное
| Фронтальный опрос: 1.В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?
2. С какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.
3. Какие важные исторические события были воспроизведены в литературных произведениях? Назовите эти произведения.
| 1.Прочитать вводную статью учебника /с.3-4/
2. Составить простой план ответа. Тезисы, статьи учебника.
3. Вспомнить фольклор
ные жанры, изученные в предыдущих классах
|
|
2
| Устное народное творчест
во.
| Рассказ с элемен
тами беседы.
| Расширить представле
ние
| 1. Что такое фольклор?
2. Какие малые жанры вы знаете?
3.Какие существуют группы народных песен?
4. Какова познаватель
ная ценность русской народной песни?.
| Знание художественно-выразитель
ных средств. Словарная работа: «лирическая песня», «историческая песня».
| Связь русского и татарского устного народного творчества..
Татарская народная песня «Ай, былбылым»
| Умение сопоставлять русские и татарские песни; выявлять сходство и различие
| Групповая работа, оформление альбома «Русская народная и татарская народная песня»
| 1.Мини-сочинение «Песня-душа народа»
2. Подгото
вить исполнение частушек.
Сочинить частушку.
|
|
3
| Древнерусская литература «Из жития Александра Невского»
| Рассказ учителя, работа с книгой, иллюстрациями
| Познако
мить учащихся с подвигом А. Невского, его духовным самопожертвованием. Показать особенности повести и жития.
| 1. Какие темы привлекли внимание авторов древнерусс
кой литературы?
2. Какой теме посвящена повесть.
3. С помощью каких средств создавался образ героя?
4. Каков последний подвиг А. Невского?
5. Зачем он пошел к царю?
6. Как об этом говорится в повести?
| Определение предания, летописи. Восприятие сведений историческо
го прошлого Родины
| Картина П. Корина «Александр Невский», музыкаль
ное сопровождение произведения
| Чтение и анализ текста. Рассматривание иллюстрации учебника. Высказывания собственного отношения к герою жития А. Невского
| Фронтальный опрос.
1. Почему народ сложил легенду об А. Невском?
2. Чем привлекает вас этот образ?
3. Как художники отобразили жизнь А. Невского в своих произведениях
| Подгото
вить устную или письмен
ную характеристику князя Александра. Выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести
|
|
4
| « Шемякин суд» (повесть)
| Рассказ учителя, работа с текстом, беседа
| Проверить ранее изученный материал. Познако
мить учащихся новшеством в литературе 17 века, изображе
ние действительных и вымышлен
ных событий. Показ своеобраз
ной сатиры как комического жанра
| 1. Кто герой повести «Шемякин суд»?.
2. Кто герой повести?
3. Кого высмеивает повесть?
| Слушание сочинений учащихся. Игра- путешествие.
| Связь с историей половины 17 века. Сопоставление образов жизни русского и татарского человека II половины 17 века.
| Работа в тетрадях. Чтение по ролям.
| Беседа по вопросам:
Кто из героев оказался прав?
На чьей стороне автор?
Какие приемы
сатиричес
кого изображения используются в повести?
| Выразительное чтение повести. Подгото
вить пересказ близко к тексту по традициям.
|
|
5
| Класси
цизм
| Урок изуче
ния нового материала, сообще
ния учителя, беседа.
| Познако
мить учащихся с понятием «класси
цизм». Выявить его особеннос
ти. Совершенствовать умение работы с книгой.
| 1.Какой период охватывает эпоха классицизма?
2.Каковы основные черты ?
3.Какие из произведений искусства эпохи классицизма вам известны?
| Рассказы учащихся с использова
нием выражения Шемякин суд.
| Иллюстра
ции «Петров
ский дворец»; МГУ, Казаков, портреты Д.Левицкого и др.
| Составление тезисного плана. Словарная работа «классицизм», самостоятельная работа со словарем.
| Коллективное обсуждение. Умение выделять основные признаки классицизма
| Прочитать статью учебника. Подгото
вить рассказ о каком- либо деятеле эпохи классициз
ма.
|
|
6
| Литература 18 века Д.И. Фонвизин
| Знакомство с творчеством Д.И. Фонвизина. Урок сообще
ния новых знаний
| Познако
мить учащихся с творчест
вом писателя. Совершенствовать навыки составления хронологической таблицы. Навыки самостоятельной работы с учебником.
| 1. Назовите годы жизни Д.И. Фонвизина.
2. Как трактуется происхожде
ние фамилии писателя?
3. Какому жанру отдавал предпочтение Д.И. Фонвизин в своем творчестве?
| Тестирова
ние по теме : Классицизм. Рассказ учителя о деятельности Д.И. Фонвизина
|
| Составление хронологичес
кой таблицы. Формирование умения точно и логично отвечать на вопросы
| Ответы на вопросы. В чем своеобразие творчества Фонвизина?
| Прочитать 1, 2 действия комедии «Недо
росль».
|
|
7
| «Недо
росль» комедия нравов
| Метод эвристическая беседа
| Показать сатиричес
кую направлен
ность комедии. Закрепить знания особеннос
тей сатиры
| 1. В чем видите смысл названия пьесы?
2. Чем в настоящее время интересна комедия.
3. Что высмеивается в комедии?
4. Какие вопросы возникли при чтении комедии?
| Знание содержания комедии «Недоросль»
| Лексичес
кая работа (афоризмы). Характеристика персонажей через особенности его речи
| Эргономика по действиям комедии
| Предложить свой вариант афиши к комедии
| Дорисовать афишу. Повторить особенности классициз
ма. Проанализировать подробно один из понравив
шихся сцен комедии
|
|
8
| Внеклассное чтение Ж.Б. Мольер «Меща
нин во дворянстве»
| Урок-беседа
| 1. Познако
мить учащихся с проблематикой пьесы
2. Раскрытие понятия конфликта
3. Умение сравнивать героев комедии «Недоросль» и «Мещанин во дворянстве»
| 1. Кто такой мещанин?
2. К чему стремится Журден?
3. Почему он стремиться стать дворянином?
4. Что включает в себя понятие «дворянское воспитание»
5. Что обличает автор комедии
| Знание содержания текста. Ответы на вопросы. Чтение по ролям.
| Русская и зарубежная литература
| Умение сравнивать драматические произведения одной эпохи
| Составление кластеров на тему: Гражданин 18 века
| Прочитать произведе
ние Карамзина «Бедная Лиза»
|
|
9
| Мир басен И.А. Крылова. «Лягуш
ки, просящие царя».
| Урок усвое
ния материала, формирования знаний; репродуктивный
| 1. Обогатить представление учащихся о Крылове.
2. Закрепле
ние знания учащихся о басне как об одном из старейших литературных жанров.
3.соверше
нствовать знания и умения по анализу басен
| Что вам известно о Крылове? Какие басни вы знаете? О чем они? Что означает «эзопов язык»?
Что такое басня? Что характерно для басен?
Кто герои басен? Что происходит в басне Крылова «Лягушки, просящие царя»? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам? В каких строчках заключена мораль басни? Кто ее произносит?
| Словарная работа: «эзопов язык», аллегория , мораль, басенный стих, сатира, порок
| Зарубежная литература (басни Лаонтена, Эзопа), живопись (ИЗО): портрет И.А. Крылова. С оригинала О.А. Кипренского. 1816; И.А. Крылов, А.С. Грибоедов. Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Скульптор М.О. Микешин. 1862 Б.Лебедев «И.А. Крылов на вечере у В.Ф. Одоев
ского». 1947
| Определение основных понятий (басня); анализ басни (тема, идея мораль); изобразитель
ные средства.
|
|