«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МОУ
_______/Гатина С.А../ руководителя по УР «Надеждинская СОШ»
Протокол №_____ от МОУ «Надеждинская СОШ» _____\Кузнецова О.А.\
«____»________2011г. ________/Петрова Н.А../ Приказ №_____ от
«____»__________2011г. «____»_________2011г.
Рабочая программа
учителя
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного
кавалера орденов Славы имени В.Р.Платонова
Кайбицкого района Республики Татарстан»
Гатиной Светланы Анатольевны
первой квалификационной категории
по литературе в 5 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
« » 2011 г.
2011 – 2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЛИТЕРАТУРА, 5 КЛАСС Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089
от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2008).
На изучение курса отводит 70 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.
Учебно-методическое планирование
по литературе
Классы: 5 класс Учитель: Гатина Светлана Анатольевна
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 часа. Плановых контрольных уроков _____, развития речи _______, внеклассного чтения _______;
Административных контрольных уроков _________________________ Планирование составлено на основе Программы ОУ «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Ф.Чертова. – М.: Просвещение, 2007; Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2006 Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Автор-составитель В.Я.Коровина и др. – 7-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2006 Дополнительная литература:
Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. – М.: Аквариум, 1997
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 1996
О.А.Еремина. Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература 5». – М.: Экзамен, 2003
И.И.Аркин Уроки литературы в 5-6 классах. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996
Сказки Пушкина в школе. - М.: Просвещение, 1972
Крыловский вечер в школе. Инсценировки. – М.: Детская литература, 1969
Лермонтовский вечер в школе. Инсценировки. - М.: Детская литература, 1987
Вредный витамин. Сборник детских пьес для театра кукол. – М.: Советская Россия, 1966
Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999
Свищенкова Н.С. Внеклассная работа по литературе.- М.: Учпедгиз, 1963
|
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
|
| № п/п
|
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ
| Всего часов
| ДАТА
| 1
| Введение
Писатели о роли книг в жизни человека и общества.
| 1
|
| 2
| Устное народное творчество
Малые жанры фольклора (колыбельные песни, частушки, считалки, заклички, скороговорки, загадки).
| 1
|
| 3
| Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка»: добро побеждает зло.
Сказки как вид народной прозы. Образ невесты-волшебницы, ее духовный облик. Смелость, упорство Ивана-царевича. Преодоление героем трудностей. Роль бабы Яги в сказке.
| 1
|
| 4
| Герои сказки « Иван- крестьянский сын и чудо - юдо» в оценке народа.
Особенности сюжета. Волшебная сказка героического содержания.
| 1
|
| 5
| Тема мирного труда и защиты родной земли в сказке «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо».
| 1
|
| 6
| Р.р. Рассказ - характеристика сказочного героя.
«Иван - крестьянский сын - защитник родной земли».
| 1
|
| 7
| Вн./чт. Народные представления о справедливости, добре зле в сказках о животных и бытовых сказках.
| 1
|
| 8
| Древнерусская литература
Возникновение древнерусской литературы.
Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет».
| 1
|
| 9
| Подвиги героев во имя мира на родной земле в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
| 1
|
| 10
| Из литературы 18 века
Научные истины в поэтической форме в стихотворении
М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...».
| 1
|
| 11
| Из литературы 19 века
Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».
| 1
|
| 12
| Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».
Чтение и анализ басен.
| 1
|
| 13
| Вн./чт. Баснописцы 18 века.
| 1
|
| 14
| Особенности сюжета, языка сказки В.А. Жуковского. «Спящая царевна», Особенности сюжета. Герои Литературной сказки.
| 1
|
| 15
| Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок».
| 1
|
| 16
| А. С. Пушкин.
Сюжеты и образы народных сказок в Прологе.
Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Собирательная картина сюжетов.
| 1
|
| 17
| Противостояние добрых и злых сил в сказке «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Истоки рождения сюжета. Царица, мачеха и царевна. Помощники царевны: богатыри, Елисей, Соколко.
| 1
|
| 18
| Р/р. Сопоставление сказки А.С.Пушкина с народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказкой братьев Гримм «Белоснежка». «Бродячие» сюжеты.
| 1
|
| 19
| Р/р. СОЧИНЕНИЕ №1.
Отзыв на самостоятельно прочитанную литературную сказку.
| 1
|
| 20
| Вн./чт. А. Погорельский
«Чёрная курица». Нравоучительное содержание сказки.
| 1
|
|
21
22
|
М. Ю. Лермонтов.
«Бородино» (1837) — отклик на 25-ленюю годовщину Бородинского сражения.
Историческая основа стихотворения. «Бородино». Значение рассказчика - солдата в поэтическом повествовании.
|
2
|
| 23
| Н. В. Гоголь.
Поэтизация народной жизни, народных преданий в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».
Сюжет и герои повести.
| 1
|
| 24
| Р/р. Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». Особенности языка повести.
| 1
|
| 25
| Н.А. Некрасов.
Картины природы и судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге». Особенности
композиции. Авторские рассуждения о судьбе народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке.
| 1
|
| 26
| Вн./чт. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Мир детства в стихотворении.
| 1
|
| 27
| И. С. Тургенев.
« Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению людей.
| 1
|
| 28
| Духовные и нравственные качества Герасима.
| 1
|
| 29
| Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.
| 1
|
| 30
| Р/р. СОЧИНЕНИЕ №2.
По повести И.С. Тургенева «Муму».
| 1
|
| 31
| Л. Н. Толстой.
« Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Мысль писателя о дружбе народов. Жилин и горцы.
|
1
|
| 32
| Р.р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.
| 1
|
| 33
| А. П. Чехов
«Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.
| 1
|
| 34
| Вн./чт. Рассказы Антоши Чехонте.
| 1
|
| 35
| Р/р. Речь персонажей как средство их характеристики в рассказах А.П. Чехова.
| 1
|
| 36
| А.А. Фет.
Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни.
| 1
|
| 37
| Ф.И. Тютчев.
Противопоставление судеб человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…».
| 1
|
| 38
| Вн./чт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.
| 1
|
| 39
| Р/р. СОЧИНЕНИЕ №3.
Обучение анализу лирического произведения
( на материале стихотворений русских поэтов 19 века).
| 1
|
| 40
| И. Бунин
«Косцы». Человек и природа в рассказе.
| 1
|
| 41
| В.Г.Короленко
«В дурном обществе». Вася и его отец.
| 1
|
| 42
| Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.
| 1
|
| 43
| Вн./чт. Труд и талант в рассказе А.И.Куприн. Рассказ «Тапёр».Необычайная встреча признанного музыканта с талантливым мальчиком-пианистом.
| 1
|
| 44
| С.А. Есенин.
Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении «Я покинул родимый дом».
| 1
|
| 45
| П.П. Бажов
«Медной горы хозяйка». Народное представление о положительном герое.
Образ Степана. Образ Хозяйки Медной горы.
|
1
|
| 46
| К.Г. Паустовский
«Тёплый хлеб» — сказка о труде и взаимной выручке.
| 1
|
| 47
| Вн./чт. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы».
| 1
|
| 48
| С.Я. Маршак
Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки.
| 1
|
| 49
| Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».
| 1
|
| 50
| А.П. Платонов
«Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.
| 1
|
| 51
| В.П. Астафьев.
Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
| 1
|
| 52
| Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
| 1
|
| 53
| К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».
А. Твардовский « Рассказ танкиста».
Война и дети.
| 1
|
| 54
| Вн./чт. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
| 1
|
| 55
| Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе.(И.А. Бунин, Н.М. Рубцов, Дон-Аминадо).
|
1
|
| 56
| Р/р. Сопоставительный анализ стихотворений. Д. Кедрин «Алёнушка» и А. А. Прокофьева «Алёнушка».
| 1
|
| 57
| Вн./чт.
Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в стихотворениях русских поэтов 20 века.
| 1
|
| 58
| Р/р. СОЧИНЕНИЕ №4.
Обучение анализу лирического произведения
( на материале стихотворений русских поэтов 20 века).
| 1
|
| 59
| С. Черный.
«Кавказский пленник» . Юмористический сюжет рассказа.
|
1
|
| 60
| Из зарубежной литературы
Р. Стивенсон
« Вересковый мед». Подвиг героя баллады во имя сохранения традиций предков. Фольклорные традиции в поэзии писателя.
| 1
|
| 61
| Д. Дефо.
«Робинзон Крузо». Герой на острове. Тема путешествия в литературе.
| 1
|
| 62
| Г. X. Андерсен.
«Снежная королева». Кай и Герда. Мастер слов и сказок.
| 1
|
| 63
| М. Твен.
« Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Система воспитания и обучения. Гимн детству.
| 1
|
| 64
| Д. Лондон.
«Сказания о Кише». Повествование о мужестве, смелости, благородстве.
| 1
|
| 65
| Подведение итогов года. Задание для летнего чтения.
| 1
|
| 66- 68
| Резервные уроки.
| 3
|
| |