№ п/п
| Тема и основное содержание урока
| Количество часов
| Дата
| Виды и формы контроля. Измерители.
ИКТ
|
План
| Факт
|
1
| Введение.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
|
1
|
|
| Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
2
| Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях
|
1
|
|
| Пересказ.
|
3
|
Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович».
Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Составление словаря «Так говорили в древности…»
|
4
| Вн.чт. Киевский и новгородский циклы былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Садко». Своеобразие былины.
|
1
|
|
| Цитатный план.
Выразительное чтение.
|
5
| Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.
|
1
|
|
|
Творческая работа.
|
6
| Древнерусская литература. Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи.
|
1
|
|
| Конспект «Поучения Владимира Мономаха».
Творческое задание.
|
7
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Пересказ от лица одного из персонажей.
|
8
| РР Подготовка к письменной работе «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси»
|
1
|
|
|
Письменная работа.
|
9
| М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Понятие о жанре оды. Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру.
|
1
|
|
| План статьи учебника.
Индивидуальные задания.
Отрывок наизусть.
Презентация.
|
10
| Г.Р. Державин. «Признание». Личность и поэзия. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.
|
1
|
|
| План статьи учебника.
Наизусть «Признание»
Презентация.
|
11
| А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава». («Полтавский бой»).
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Индивидуальные задания.
Презентация «Слово о поэте»
|
12
| А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Медный всадник».
Прославление деяний Петра I. Образ автора.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Наизусть отрывок.
Таблица.
|
13
| А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Творческие задания. Наизусть.
|
14
| РР А.С. Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Подготовка к домашнему сочинению.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Сочинение.
|
15
| А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» Изображение «маленького человека. Гуманизм повести.
|
1
|
|
| Ответить на вопросы.
Пересказ эпизодов.
|
16
| А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Тестовый контроль.
|
17
| М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про… купца Калашникова». Картины быта ХVII века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.
|
1
|
|
| План статьи учебника. Индивидуальные задания. Выразительное чтение.
Презентация «М.Ю. Лермонтов»
|
18
| Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Тестовое задание.
Отрывок наизусть.
|
19
| М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу стихотворения. Обучение выразительному чтению.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Наизусть одно из стихотворений.
|
20
| Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
|
1
|
|
|
Тест.
|
21
|
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей.
|
1
|
|
| Индивидуальные задания.
Подготовить выразительное чтение отрывка из повести.
Образ Тараса Бульбы.
Презентация «Слово о писателе»
|
22
| Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Сопоставительная характеристика.
|
23
| РР Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба.
|
1
|
|
|
Сочинение.
|
24
|
И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.
|
1
|
|
| Индивидуальные задания.
Портретные зарисовки.
Выразительное чтение.
Презентация «Творчество И. С. Тургенева»
|
25
| РР И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.
| 1
|
|
| Выразительное чтение.
Наизусть «Русский язык».
|
26
| Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Развитие понятия о поэме. Анализ эпизода.
|
1
|
|
| Тезисный план статьи.
Выразительное чтение.
Анализ по плану.
Презентация «Н.А. Некрасов»
|
27
| Вн. чт. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины.
|
1
|
|
|
Выразительное чтение.
|
28
| Вн. чт. А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел.
|
1
|
|
| Презентация.
Ответить на вопросы.
|
29
| М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
|
1
|
|
| Презентация «М.Е. Салтыков-Щедрин»
Выразительное чтение.
Цитатный план сказки.
|
30
| РР М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Подготовка к домашнему сочинению.
|
1
|
|
|
Сочинение.
|
31
| Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина».
|
1
|
|
| Ответить на вопросы.
Мини-тест.
|
32
| Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Главы из повести «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотно-шений детей и взрослых.
|
1
|
|
| План статьи о Л. Толстом.
Выразительное чтение.
Пересказ одной из глав.
Презентация «Л.Н. Толстой»
|
33
| Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.
|
1
|
|
| Пересказ от лица одного из персонажей.
|
34
| И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Презентация «И.А. Бунин»
|
35
|
РР И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.
Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Характеристика главных персонажей по плану.
Сочинение.
|
36
| А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Презентация «А.П. Чехов»
|
37
| Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.
|
1
|
|
| Чтение по ролям.
Творческое задание.
|
38
|
Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Инсценировка.
|
39
| Вн. чт. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня».
|
1
|
|
| Индивидуальные задания.
|
40
| Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.
Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению о русской поэзии ХIХ века.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Наизусть одно из стихотворений.
|
41
| Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Презентация «М.Горький»
|
42
|
М. Горький. «Детство». Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.
|
1
|
|
| Дополнить характеристику бабушки (гл. 2-6)
Пересказ отдельных сцен.
|
43
| Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.
|
1
|
|
| Анализ эпизода по плану.
|
44
| Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
|
45
| В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Выписать неологизмы из текста.
Презентация «В.В. Маяковский»
|
46
| Вн. чт. В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Наизусть.
|
47
| Л. Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
|
1
|
|
| План «Жизнь Кусаки». Ответить на вопросы.
|
48
| А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Чем определяется ценность человека?
Презентация «А.П. Платонов»
|
49
| Вн. чт. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
|
50
| РР Подготовка к домашнему сочинению «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?» (По рассказам Л.Андреева и А. Платонова).
|
1
|
|
| Сочинение.
|
51
| Б.Л. Пастернак. Слово о писателе. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Б.Л. Пастернака..
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Презентация «Слово о писателе»
|
52
| Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.
|
1
|
|
| ИКТ. Эпизод вынесен на экран.
|
53
| Вн. чт. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Наизусть одно стих.
|
54
| Ф.А. Абрамов. Слово о писателе.
Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Художественный пересказ.
Презентация «Ф.А. Абрамов»
|
55
| Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Сочинение.
|
56
| Вн. чт. Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.
|
1
|
|
| Художественный пересказ по одному из пунктов плана.
|
57
| Вн. чт. Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира Единство человека и природы.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Наизусть.
|
58
| А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Философские проблемы в лирике А.Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
|
59
| Вн. чт. Д,С. Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Запись тезисов.
|
60
| М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
|
2
|
|
| Презентация «М.М. Зощенко»
|
61
| Вн. чт. Песни на слова русских поэтов ХХ века. А. Вертинский, И. Гофф, Б. Окуджава. Лирические размышления о жизни, времени и вечности.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Гитара.
|
62
| Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Размышления поэта об истоках и основах жизни.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
|
63
| Р. Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
Презентация «Р.Бёрнс»
|
64
| Д.Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций.
|
1
|
|
| Индивидуальные задания.
Презентация «Д.Г. Байрон»
|
65
| Японские хокку (хайку). Особенности жанра.
| 1
|
|
| Написать стихотворение.
|
66
| О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.
|
1
|
|
| Выразительное чтение.
|
67
| Вн. чт. Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.
|
1
|
|
| Пересказ. Тест.
|
68
| Подведение итогов года. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.
Итоги года и задание на лето.
|
1
|
|
| Тестовый контроль.
|
69
| РР по теме «Повторение»
| 1
|
|
|
|
70
| Резервный урок.
| 1
|
|
|
|