Скачать 94.63 Kb.
|
МКОУ «Ширинская СОШ» Учитель русского языка и литературы Артюхина Н.В. 2013 г. Конспект урока русского языка в 9 классе Тема урока: Сочинение –рассказ по картине В.П. Фельдмана «Родина» Цели урока: 1.Образовательные: - учить создавать собственные тексты заданного жанра , типа, стиля речи по произведению живописи; - совершенствовать навык монологической речи (рассказ краткий, полный, выборочный) и диалогической речи. 2. Развивающие: - развивать умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи, строить последовательные умозаключения по поводу сюжета картины, - продолжить формирование способности эмоционально выражать собственное отношение произведениям искусства , - формировать коммуникативные функции речи; - работать над коррекцией памяти , внимания, чтения, логического мышления и самооценки. 3. Воспитательные: воспитывать патриотизм, расширять и совершенствовать круг культурных потребностей обучающихся. Тип урока: урок развития речи Оборудование: - мини - презентация «Тема Победы в Великой Отечественной войне в русской живописи», - учебник русского языка для 9 класса (Л.А. Тростенцова и др.) с репродукцией картины В.П. Фельдмана «Родина», - выставка репродукций картин художника, - комплект опорных карточек и вспомогательного материала к уроку.
Рассказ -небольшое художественное произведение , Повествование о каком –нибудь эпизоде из жизни героя. -в нём мало действующих лиц, описанные события происходят за короткое время. Биография В. П. Фельдмана Владимир Петрович Фельдман родился в 1924году. В 1942 году в 18лет сразу после выпускного бала в восемнадцать лет он попал на фронт. У мужчин этого поколения в нашей стране была трагическая судьба . Из молодёжи этого года рождения из 10 человек , ушедших на войну, домой возвратились только три. Фельдман вернулся. Ему повезло, хотя он был храбрым солдатом. Он учился потом в Московском художественном училище имени Калинина, затем в аспирантуре, выучился на художника, стал знаменитым . Но после войны Владимир Петрович прожил недолго – он умер в 1961 году, когда ему было только 37 лет, от старых ран. Его работы можно встретить во многих музеях и галереях. Он всю жизнь был верен одной теме - теме Родины. Владимир Петрович рисовал родные просторы, людей, которые прославили Отечество, исторические события. Выставка картин У художника Владимира Петровича Фельдмана все картины о Родине, её истории. Есть картины о декабристах, но я их не нашёл. Есть портрет Кутузова после совета в Филях, это часть Бородинской панорамы. В Интернете есть 3 репродукции: -натюрморт с бюстом Калинина, -«Родина», -портрет «Гагарин», написал прямо перед смертью. Сочинение Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: «Война закончилась». Все поехали по домам. Я же был тяжело ранен и выписался из госпиталя только в середине сентября. Больше недели я добирался до родной деревни. Был серенький, но тёплый осенний день, когда я, наконец, подошёл к околице родного села. Зашёл в деревенскую рощу и словно ноги отнялись. Сил нет идти дальше. Сердце сжалось и замерло. Старая шинель на плечах стала тяжёлой, как камень .Оперся я на ствол старой берёзы , гляжу вокруг и не узнаю родную сторону. Маленькие берёзки на холме подросли, но как будто не возмужали. Такие же тоненькие, как до войны. Будто и им тяжело эти годы было. Хлеба давно убраны, поля вспаханы. А деревня стала как будто меньше, притихла как-то. Видно, что мужских рук давно не хватает. Там забор покосился, там калитка упала. Много работы ждёт нас ,мужчин, на родине. Но мы вернулись. Теперь жить станет легче. По-дняя ос-нь, Тёплый осен?ий день Бледное счас-ливое лицо. П-жухлая тр-ва, П-следние (не)яркие цв-ты Старая выт-ртая ш-нель П-дросшая б-рёзовая рощ-. Стройная кр-савица берё-ка Ист-сковавшиеся по крест-янскому труду руки Убран?ые и вспахан?ые п-ля. Ста-шие ни-кими д-ма р-дной д-ревни. Ставшие у-кими улоч?ки Поздняя осень, Тёплый осенний день Бледное счастливое лицо. Пожухлая трава, Последние неяркие цветы Старая вытертая шинель Подросшая берёзовая роща. Стройная красавица берёзка Истосковавшиеся по крестьянскому труду руки Убранные и вспаханные поля. Ставшие низкими дома родной деревни. Ставшие узкими улочки Как писать рассказ по картине
2) Обратите внимание на название картины. Оно часто говорит нам о замысле художника, о том, что он читал самым главным. Почему картина называется «Родина»? Ведь есть близкие по значению слова - Отчизна, Отечество. Эти слова звучат более торжественно. А на картине –солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился. Слово родина имеет и это значение. 3) Рассмотрите картину, вдумайтесь в её содержание ( что здесь произошло, почему и когда) 4) Словарная работа (сбор материала к описаниям) 5) Беседа по вопросам карточки: - В какое время года солдат возвратился с войны? - Что представляет собой родина солдата? - Почему он остановился у берёзки? Обнял он её или прислонился к ней? - Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? - Куда устремлён его взгляд? - Как выглядит родная деревня солдата? - О чём говорит его одежда? - Что он чувствует? - О чём он думает? 6) Сформулируйте тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его.(Заглавие вашего рассказа и название картины могут не совпадать). 7) Вспомните композицию рассказа. Учитывайте, что кульминации должен соответствовать момент, изображённый на картине( ведь он самый главный) 8) Составьте план, обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: главное в нём - содержание картины. План. 1.Вступление. 2. Главная часть. 3.Заключение. 9) Постарайтесь включить в рассказ элементы описания(обстановки, природы, внешнего вида людей) 10) Сформулируйте тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его.(Заглавие вашего рассказа и название картины могут не совпадать). |