Подробный конспект урока
Организационная информация
| Тема урока
| Повторение орфографии и пунктуации на основе работы с текстом
| Предмет
| Русский язык
| Класс
| 10 класс
| Автор урока (ФИО, должность)
| Любушкина Л.Ю., учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
| Образовательное учреждение
| МОУ города Кургана «Лицей №12»
|
Методическая информация
| Тип урока
| Урок - практикум
| Цели урока
| 1. Комплексное обобщающее повторение орфографии и пунктуации на основе работы с текстом.
2. Развитие мыслительных навыков и познавательных умений, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность.
3. Воспитание бережного отношения к дружбе, чуткого отношения к родному языку.
| Задачи
| Повторить орфограммы «Безударные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корнях слов», «Личные окончания глаголов», «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи», «Правописание приставок», «Н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях» и пунктограммы «Знаки препинания в простом осложненном предложении», «Запятые между частями сложноподчиненного предложения» через ряд практических заданий.
Организовать взаимо- и самопроверку выполнения заданий.
Осуществить этап подготовки к написанию сочинения-рассуждения.
Выполнить упражнения по редактированию текста.
| Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/ закрепят/ ученики в ходе урока
| Закрепят умения определять части речи, спряжение глаголов, морфемный состав слова; делать синтаксический анализ и пунктуационный разбор предложений.
Актуализируют умение редактировать текст; познавательные умения объяснять, доказывать, делать выводы, применять знания на практике, осуществлять самоконтроль; мыслительные навыки (вычленение, сличение, анализ, синтез, конкретизация, систематизация).
Отработают умение комментировать и аргументировать свое и чужое мнение, а также потребность совершенствовать свою речь.
| Интерактивные методы обучения
| практическая задача с последующим анализом результатов;
тестирование с последующим анализом результатов;
использование и анализ видеоматериалов;
разбор ситуаций из практики участника.
| Необходимое оборудование и материалы
| Интерактивная мультимедийная система, включающая в себя мультимедийный проектор, интерактивную доску Smart, специальное программное обеспечение Smart Notebook 10, установленное на ПК.
Рабочие листы для обучающихся с текстами и заданиями к практической работе.
|
Подробный конспект урока
| Мотивация учащихся
| Главной причиной для создания мотивации к уроку является его тематика: десятиклассники осознают необходимость систематического повторения для успешной сдачи ЕГЭ. Мотивация на уроке создается и будущим домашним заданием, поэтому этот этап должен быть в начале урока. Интерес к уроку вызывает и тема текста, взятого для анализа.
| Домашнее задание
| Сочинение-рассуждение по тексту (задание части С)
| Ход и содержание урока
| 1. Организационный момент. Целеполагание. Для урока необходима атмосфера доброжелательности, доверительности и открытости как одно из условий эффективной подготовки к сочинению-рассуждению. Этого требует тема текста. Поэтому последовательность действий учителя на данном этапе урока должна быть следующей: орг.момент – создание контакта с обучающимися и нужной атмосферы – постановка целей – создание мотивации к уроку – нужная информация к тексту:
текст Антуана де Сент-Экзюпери из его эссе «Письмо заложнику», которое написано в США и там же впервые опубликовано в феврале 1943 года. Обращено к другу, Леону Верту, находящемуся в оккупированной Франции. Интерактивная доска: страница с темой 2. Домашнее задание - Мы с вами поставили перед собой задачу - в этом году научиться выполнять задание части С ЕГЭ. В качестве домашнего задания я предлагаю вам поразмышлять над этим текстом и написать сочинение-рассуждение. 3. Повторение орфографии.
Интерактивная доска: страница с фотографиями писателя
Задание №1. Вставить пропущенные безударные гласные, подобрать, где возможно, проверочные слова.
Ф…н...тизма, в…ршина, пут…шественника, стор…ну, пл…неты, запов...дям, вел...ка, дал…ко, благ…дарят, гн…тущей, во пл…ти, б…льного, ув...жение, сл…пая, сп…сителей, пол…тический, т..пла, эк…номический. Интерактивная доска: 1 обучающийся выполняет задание (утилита множественного клонирования) с комментарием. Вывод к заданию: Какие орфограммы встретились в задании? (проверяемые, непроверяемые гласные в корне, соединительные гласные между корнями слов)
1 вариант. Распределите глаголы по двум столбикам в зависимости от гласной в их окончании. Определите спряжение глаголов.
(Не)облачаясь, (не)подчиняясь, (не)отрекаясь, (не)уклюжими, (не)ра…деляешь, (не)весомо, (не)одолимая, (не)много, (не)терпимость, (не)обходим.
Интерактивная доска: работа 1 ученика за компьютером с интерактивным средством «Сортировка».
2 вариант. Распределите слова с не по двум столбикам в зависимости от их написания.
Вид..шь, разделяя…шь, расспрашива…шь, наход…т, дыш…тся, уход…шь, соединя…т, уважа…т, встрет…мся, озаря…т, вспомина…т. Проверка выполнения:
1 вариант: проверка правильности через функцию интерактивного средства «Сортировка», объяснение учеником ошибочности своих рассуждений.
2 вариант: проверка выполнения с помощью интерактивного средства «Водоворот».
Для остальных обучающихся – самоконтроль.
1) В каком ряду во всех словах на конце приставки пишется –с?
во…награждают, во…несет;
и…гнаннику, ра…спрашиваешь;
ра…деляешь, и…редка;
в…поминается, ра…суждениями.
2) В каком слове пишется одна буква н?
радость ра…деле…ая;
дарова…ое и…гнаннику;
уважение заложе…о;
рожде…ыми рассудком.
3) В каком ряду все слова содержат чередующиеся гласные в корне?
дорогу, терпел, создадут;
вспоминается, принимаешь, рожде…ыми;
соединяет, заложено, озаряет;
поднимаясь, прощение, убежище.
4) В каком ряду орфограммы находятся в одной и той же морфеме?
…бретаю, …свобождала, …снова;
…даривала, …деляя, …кружают;
п…сланец, п..ломник, п..кой;
пр…красны, пр…выше, пр…суща.
Проверка: правильность выполнения проверяется через функцию интерактивного средства «Тест», объяснение учеником (или одноклассниками) ошибочности своих рассуждений. 3. Повторение пунктуации.
Задание № 1. Расставьте знаки препинания в предпоследнем абзаце. Устно определите вид каждого предложения.
Проверка: с помощью интерактивного средства «Восстанови последовательность» проверяется понимание учащимися структуры предложения, затем объясняется постановка знаков препинания.
Задание № 2. Расставьте знаки препинания в последнем абзаце, графически объясните их постановку.
Интерактивная доска: страница с самопроверкой. 4. Работа с содержанием текста. - Экзюпери – писатель-мыслитель, его книги дают ответы на многие вопросы, созвучны многим человеческим душам. А что вам показалось правильным и близким в рассуждениях автора о дружбе? Какую мысль вы выберете для комментирования и аргументации?
- Вспомните литературные образы друзей. Отношения какой пары персонажей, на ваш взгляд, близки точке зрения Экзюпери на дружбу? А какие персонажи могли бы стать антипримером?
Интерактивная доска: пустая страница для записей
5. Работа с видеофильмом. - Я вижу, что текст затронул вас. Я была в этом уверена, когда выбирала его для урока. Лишнее подтверждение тому, что это тема близка каждому, я нашла в Интернете. Забейте в строку поиска слово «дружба», и вы найдете множество теплых строк, стихов и даже видеофильмов, посвященных друзьям. «Вот то, что нужно!» - подумала я, но тут же огорчилась. «Вот то, что нужно», - подумала я уже с огорчением. Посмотрите на один из таких фильмов и назовите причину моих огорчений. 6. Редактирование текста. - Да, в фильме много ошибок. И, к сожалению, ни одной грамотного признания я не нашла. А, может быть, это, на ваш взгляд, не важно?
- Давайте отредактируем текст. Интерактивная доска: страницы с кадрами из фильма; исправление ошибок с помощью инструмента «Перо». 1 кадр: Небо очень пасмурное, погода напоминает конец октября начало ноября. (Требуется тире для обозначения временных периодов)
2 кадр: Дома как всегда никого нет, моя девушка не отвечает на мои звонки… (Требуется обособление сравнительного оборота)
3 кадр: Опять глубокое ощущение одиночества, бесконечная внутриняя пустота…(Суффикс –енн- прилагательного)
4 кадр: Помню беение сердца, когда рядом стоял человек который мне дорог…(Биение – биться; требуется запятая между главной и придаточной частями сложного предложения)
5 кадр: Помню как мы дурачились в детстве… (Требуется запятая между главной и придаточной частями сложного предложения)
6 кадр: Время шло и все изменилось. (Требуется запятая между частями сложного предложения)
7 кадр: Жизнь, раскидала нас по своим углам…(Лишняя запятая между подлежащим и сказуемым)
8 кадр: И изредка встречая их на улице, я прохожу мимо…(Требуется запятая, открывающая обособленное обстоятельство)
9 кадр: Не забывайте своих друзей, чтобы не случилось… (Частица ни и раздельное написание частицы бы в придаточном уступительном предложении)
10 кадр: Посвещается всем моим друзьям… (Посвящается) 7. Подведение итогов урока. - Вот и подходит к концу наш урок. Какие выводы мы сделаем?
- А я хочу пожелать вам, чтобы вы всегда все свои светлые и добрые мысли и чувства могли облечь в достойную форму. Спасибо за урок.
| Рефлексия деятельности на уроке
| Рефлексия деятельности осуществляется при выполнении всех практических заданий через самопроверку и на заключительном этапе урока.
|
В помощь учителю
| Использованные источники и литература
| 1. Антуан де Сент-Экзюпери «Письмо заложнику»
2.Видео: http://www.youtube.com/watch?v=8Appufkw4UM
3. Интерактивные средства из коллекции Lesson Activity Toolkit 2.0 к ПО Smart Notebook 10.
| Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
| Использование интерактивной мультимедийной системы на традиционном уроке по повторению и обобщению материала дает возможность максимально сократить время на проверку выполнения заданий без ущерба для ее качества, позволяет продемонстрировать обучающимся актуальность тематики текста, сделать материал личностно и практически значимым для них. При отсутствии интерактивной доски можно использовать презентацию, выполненную в программе Microsoft Office Power Point, создав интерактивность при помощи триггеров.
| Место урока в системе уроков
| Данный урок может быть проведен в 9-11 классах в рамках повторения орфографии и пунктуации и подготовки к итоговой аттестации. Урок может быть включен в систему уроков по повторению, ориентирован подходит для любой программы и УМК.
| Приложения
| 1. Текст
2. Задания для практической работы (1 и 2 вариант)
| Примечание
| Так как без установления на ваш компьютер программы Smart Notebook 10 материалы для интерактивной доски не могут быть рассмотрены, они заменены видеозаписями, демонстрирующими их работу. Видеозаписи можно посмотреть в презентации, которая является презентацией урока, а не материалом к нему.
|
Приложение 1
Текст Я так устал от словесных распрей, от (не)терпимости, от ф…натизма! К тебе я могу прийти, (не)облачаясь в какой-либо мундир, (не)подчиняясь заповедям никакого Корана, (не)отрекаясь от моей внутре…ей родины. Перед тобой мне нет нужды оправдываться, защищаться, что-то доказывать; с тобой я обретаю душевный мир. За моими (не)уклюжими словами, за ра…суждениями ты вид…шь во мне просто Человека. Ты чтишь во мне п…сланца тех верований, привычек и пр…страстий, которых, может быть, и (не)ра…деляешь. Ты ра…спрашива…шь меня, как ра…спрашивают пут…шестве…ика. А я, как всякий человек, жажду, чтобы меня поняли. Спасибо тебе за то, что ты прин…ма…шь меня вот таким, какой я есть.
Друг мой, ты нужен мне, как горная в…ршина, где вольно дыш…тся! Уход…шь ли в другую комнату или на другую стор…ну пл…неты, разница не так уж в…лика. Пр…сутствие друга, который где-то дал…ко, подчас ощутимей, чем его пр…сутствие во пл…ти.
Самое важное чаще всего (не)весомо, как твоя улыбка. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благ…дарят, во…нагр…ждают, дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть, потому что эта особе…ая улыбка осв…бождала меня от гн…тущей т…ски наших дней, оделяла увере…остью, надеждой и п…коем. Улыбка сп…сителей, когда я т…рпел аварию, улыбка п…терпевших аварию, которых сп…сал я, часто вспомина…тся мне. Подли…ая радость - это радость ра…деле…ая. И, спасая людей, наход…шь эту радость. Заботы, которыми окружают б…льного, убежище, дарова…ое изгна…ику, даже пр…щение в…ны только тогда и пр…красны, когда праздник этот оз…ряет улыбка. Улыбка со…диня…т нас наперекор различиям языков, каст и партий.
Ув..жение к Человеку!.. Если в сердцах людей заложе…о уважение к человеку люди в к..нце к…нцов с…здадут такой обществе…ый пол…тический или эк…номический строй который во…несет это ув…жение пр…выше всего. Основа всякой культуры прежде всего в самом человеке. Человеку пр…суща сл…пая (не)одолимая жажда т…пла. А потому ошибаясь снова и снова он находит дорогу к огню.
Вот потому-то друг мой мне так нужна твоя дружба. Мне как гл…ток воды (не)обходим товарищ который подн…маясь над спорами рожде…ыми ра…судком ув…жа…т во мне п…ломника идущего к этому огню. Мне так нужно хоть изредка заранее вкусить обетова…ого тепла, (не)много подняться над собой и отд…хнуть на высотах, где мы обязательно встрет…мся.
Антуан де Сент-Экзюпери
Приложение 2
Задания для практической работы Повторение орфографии и пунктуации на основе работы с текстом
Вариант 1 Задания
Вставьте пропущенные буквы в подчеркнутых словах, устно подберите проверочные слова, где это возможно. Сделайте вывод, какие орфограммы встретились в задании.
Распределите глаголы по двум столбикам в зависимости от гласной в их окончании. Определите спряжение глаголов:
-
Выполните тестовые задания:
В каком ряду во всех словах на конце приставки пишется –с?
во…награждают, во…несет;
и…гнаннику, ра…спрашиваешь;
ра…деляешь, и…редка;
в…поминается, ра…суждениями.
2) В каком слове пишется одна буква н?
радость ра…деле…ая;
дарова…ое и…гнаннику;
уважение заложе…о;
рожде…ыми рассудком.
3) В каком ряду все слова содержат чередующиеся гласные в корне?
дорогу, терпел, создадут;
вспоминается, принимаешь, рожде…ыми;
соединяет, заложено, озаряет;
поднимаясь, прощение, убежище.
3) В каком ряду орфограммы находятся в одной и той же морфеме?
…бретаю, …свобождала, …снова;
…даривала, …деляя, …кружают;
п…сланец, п..ломник, п..кой;
пр…красны, пр…выше, пр…суща.
Расставьте знаки препинания в последнем абзаце, объясните их постановку.
Повторение орфографии и пунктуации на основе работы с текстом
Вариант 2 Задания
Вставьте пропущенные буквы в подчеркнутых словах, устно подберите проверочные слова, где это возможно. Сделайте вывод, какие орфограммы встретились в задании.
Распределите слова с не по двум столбикам в зависимости от их написания:
-
Выполните тестовые задания:
1) В каком ряду во всех словах на конце приставки пишется –с?
во…награждают, во…несет;
и…гнаннику, ра…спрашиваешь;
ра…деляешь, и…редка;
в…поминается, ра…суждениями.
2) В каком слове пишется одна буква н?
радость ра…деле…ая;
дарова…ое и…гнаннику;
уважение заложе…о;
рожде…ыми рассудком.
3) В каком ряду все слова содержат чередующиеся гласные в корне?
дорогу, терпел, создадут;
вспоминается, принимаешь, рожде…ыми;
соединяет, заложено, озаряет;
поднимаясь, прощение, убежище.
3) В каком ряду орфограммы находятся в одной и той же морфеме?
…бретаю, …свобождала, …снова;
…даривала, …деляя, …кружают;
п…сланец, п..ломник, п..кой;
пр…красны, пр…выше, пр…суща.
Расставьте знаки препинания в предпоследнем абзаце. Устно определите вид каждого предложения.
|