Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.11.2013
Размер60.4 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект

Журавлева Юлия Игоревна, учитель русского языка и литературы.

Молодой специалист

МБОУ ОСОШ № 13 Московского района г. Казани

Класс: 9

Конспект урока по теме: "Придаточные предложения сравнения".


Цели:

  1. Дать понятие о сложноподчиненном предложении (СПП) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте, постановку знаков препинания при союзе как.

  2. Содействовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, умений определять значения придаточных СПП, осуществлять синтаксический разбор сложного предложения.

  3. Содействовать нравственному воспитанию учащихся.

Тип урока: Изучение нового материала и повторение пройденного ранее.

Оборудование урока: раздаточный материал.

Ход урока.

Сегодня мы продолжаем изучение СПП. (Что такое СПП? В чем его отличие от ССП? Опрос по типам придаточных)

Сегодня нам предстоит разобраться в СПП с придат. сравнительными. Сравнение вообще играет большую роль в жизни людей и в жизни языка. Сравнение делает нашу речь образнее, богаче, насыщает ее. И сравниваться могут абсолютно различные понятия.

Я привожу примеры, вы даете определение:

Горный хребет (метафора), белые мухи (о снеге – метафора), белоснежный цвет лица (эпитет. Даже в основе эпитетов лежит сравнение двух понятий), тих, как первый снег (сравнение),

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром (сравнение) и т.д.
Давайте же подведем итог, какие есть способы выражения сравнения в русском языке (некоторые из них мы уже озвучили)?

Верно, метафора, сравнительные обороты и сравнительные придаточные. И если художники слова чаще всего используют метафору и эпитеты и другие средства выразительности, но чаще всего в нашей обиходной речи используется сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что. Им мы и посвятим начало нашего сегодняшнего урока. (рассказать о том, что это за сравнительные обороты? Вы помните, как расставляются знаки препинания при них? Тогда вспоминаем. Работа с таблицей).


Ставится запятая

Запятая не ставится

  1. В придаточном сравнения.

  2. Как в составе вводных конструкций.

  3. Как в сравнительном обороте

  4. Как в составе приложения в значении причины

  1. Как в составе сказуемого.

  2. Как в составе устойчивых словосочетаний.

  3. Как в составе приложения со значением “в качестве”.


Имея перед глазами табличку-подсказку и освежив в памяти свои знания, прошу вас объяснить постановку знаков препинания и некоторые орфограммы в данных ниже таблицы предложениях.

  1. Снег как бархат.

  2. Снег, как бархат, покрывает землю.

  3. Снег мягкий, как пух, бесшумно ложился на город.

  4. Надо беречь родную природу как зеницу ока.

  5. Зимний лес встречает меня как старого знакомого.

  6. Снег все сыпался, словно стеклянный дождь падал с неба.

Найдите предложения с обособленным сравнительным оборотом. Спишите, выделите грамматическую основу. Объясните постановку знаков препинания.

Объяснение нового материала. Отдельно выписываем предложение 6, находим главное и придаточное, выделим грамматические основы.

Какой вопрос задаем от главного предложения к придаточному? (КАК?) Какое значение несет в себе вопрос «как» в данном случае? (Значение сравнения). Верно. Как вы уже догадались, перед нами CПП с придаточным сравнительным. Записываем, тема нашего сегодняшнего занятия: «Придаточные сравнительные». Как вы сами понимаете, придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения, некоего уподобления. Вследствие этого отличить придаточные сравнения от других видов придат-х не так сложно. Но и тут есть одна сложность. Какой вопрос мы задали к прид. сравнения? Верно, «КАК?». К какому еще виду придаточных мы задаем подобный вопрос? (прид. образа действия). Верно. Прид. сравнения относятся так же, как и прид. образа, действия ко всему главному предложению. Но присоединяется специфическими, характерными только для него союзами «как», «подобно тому, как»; «чем»; «словно»; «будто»; «как будто»; «чем, тем». Так что не путайте.

Записываем опорную таблицу в тетради.

Значение

Вопрос

Средства связи

Пример

Обстоятельственные

сравнения

Как?

Союзы:

Как; подобно тому,

как; чем; словно; будто; как будто; чем, тем ….

Ветер дул изо всех сил, (как будто за ним кто-то гнался).


Вспомните, мы с вами об этом говорили, чем присоединяются придаточные образа действия к гл.предлож-ю? Чем оно отличается от прид. сравнения? (союз.слово + указ слово в гл. предлож-и).

Перед вами два предложения. Где какое придаточное?

  1. Ветер дул изо всех сил, как будто за ним кто-то гнался. (сравн)

  2. Ветер дул так, как будто за ним кто-то гнался. (обр.действ)

Упражнение на закрепление. (С прид. сравнения выписать и разобрать. У других составить схему). Читаем по порядку. Придаточные сравнения записываем и делаем разбор в тетради. Объясняем ход своих мыслей.

  1. Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю снежной бездны.

  2. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.

  3. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.

  4. Было так светло от выпавшего снега, что ясно чернели стрелки часов-ходиков, которые показывали два ночи.

  5. Птица так же медленно поднялась и улетела, как медленно и безмятежно падал снег.

  6. Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.

Творческое задание. (м.б. устно).

Запишите предложения, добавив: а) сравнительный оборот, б) придаточное сравнения.

1)Снежинка кружится в воздухе.

2) Тучи ползут по небу.

Подведение итогов.

Что нового узнали на уроке?

Как отличить придаточное сравнения от придаточного образа действия?

Ставится ли знак препинания при придаточном сравнения?

Чем отличаются сравнительные обороты от придаточных сравнительных?
Выставление оценок. Домашнее задание: упр. 104, стр. 44

Раздаточный материал к уроку.

I. Сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что.

Ставится запятая

Запятая не ставится

  1. В придаточном сравнения.

  2. Как в составе вводных конструкций.

  3. Как в сравнительном обороте

  4. Как в составе приложения в значении причины

  1. Как в составе сказуемого.

  2. Как в составе устойчивых словосочетаний.

  3. Как в составе приложения со значением “в качестве”.

II. Объясните постановку знаков препинания.

1. Снег как бархат.

2. Снег, как бархат, покрывает землю.

3. Снег мягкий, как пух, бесшумно ложился на город.

4. Надо беречь родную природу как зеницу ока.

5. Зимний лес встречает меня как старого знакомого.

6. Снег все сыпался, словно стеклянный дождь падал с неба.

III. Упражнение на закрепление.

  1. Маленький дом стоит как последний маяк на краю снежной без(?)ны.

  2. Звезды дрожали в (темно) синей глубине неба как дрожат капли росы утром на траве.

  3. Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена в саду.

  4. Было так светло от выпавшего снега что ясно чернели стрелки часов-ходиков которые показывали два ночи.

  5. Птица так же медле(н,нн)о подн(и,я)лась и улетела как медле(н,нн)о и бе(с,з)мятежно падал снег.

  6. Море все в живых белых пятнах словно бе(з, с, сс)численные стаи птиц опустились на его синюю р..внину.








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск