Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Южи Ивановской области
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
«____»_____________2012г. «____»_____________2012г. «____»_____________2012г.
Директор школы: Зам. дир. по УР: на заседании ШМО
______________________ _______________________ ________________________
Паничева Л. Б Ерохина Л. В Протокол №
Рабочая программа по русскому языку
на 2012 – 2013 учебный год
9 класс
Составила учитель русского языка и литературы
Шеронова Н.В.
2012 – 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам 5-9 кл.(М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н.М. Шанский.-М.: Просвещение, 2006).
В результате сопоставления примерной и авторской программ выявлено, что доминирующая идея примерной программы – интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся – не нашла полного отражения в авторской программе, которая представляет в основном перечень дидактических единиц, отражает устройство языка, но недостаточно обеспечивает речевую деятельность и одним из основных направлений преподавание русского языка считает организацию по овладению учащимся прочными и осознанными знаниями. Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.
Примерная программа наряду с этим используется курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подхода к обучению русского языка.
Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижения следующих целей:
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствования;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционирование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса к любви к русскому языку;
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен:
Знать/ понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально – смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
нормы речевого этика;
Уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АУДИРОВАНИЕ:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
замечать в собственной и чужой речи отступление от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержание прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально – культурные, нравственно – этические, социально – бытовые, учебные темы;
владеть основными нормами построение устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытие темы, достоверность фактического материала, последовательности изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической использования невербальных средств (жестов, мимики);
строить научно рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
владеть основными нормами построение письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытие темы; достоверность выведение абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композицию формы, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в тексте изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествование);
писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построение и содержание высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
проводить текстоведческий анализ текстовых разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
анализировать и оценить собственную и чужую речь с точки зрения наблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа –ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т. п.);
пользоваться разными статьями морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно – политической и моральной – этической тематики, правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
-оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текст.
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить эти орфографический анализ текста.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- изучать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов.
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменяя прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях;
- строить пунктуационные схемы предложений;
- проводить пунктуационный анализ текста.
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение по картине;
- изложение с элементами сочинения;
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Литература
Для учащихся
Тростенцова А.А. Русский язык 9 кл. / А.А. Тростенцова. – М.: Просвящение, 2006.
Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9 кл. – Саратов: Лицей, 2005.
Для учителя
Тростенцова Л.А. обучение русскому языку в 9 классе /
Л.А. Тростенцова. – М.: Просвящение, 2004.
Крстяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т.А. Костяева . – М.: Мнемозина, 2003.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа, из них на развитие речи – 15 часов.
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки (знать, уметь)
| Виды контроля, измерители
| Элементы допол сод-ния
| Форма урока
| Средства наглядности
| Домашнее задание
| Дата (по плану, фактически)
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
| 1.
| Основные формы существования национального русского языка
| 2
| Уроки усвоения новых знаний
| Основные формы существования национального русского языка: Русский литературный язык, территориальные диалекты, социальные диалекты и просторечия.
| Знать Формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики литературного языка.
| Анализ текстов Д. Лихачёва о языке.
|
|
| Учебник.
| Объяснить разницу между понятиями, выраженные словами «русский язык» и «русский литературный язык».
|
|
| 2.
| Понятие о литературном языке
| 1
| Урок освоения новых знаний
| Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы
| Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка.
| Составить таблицу
|
|
|
| Подготовить устное сообщение
|
|
| 3
| Нормированность отличительная особенность современного литературного языка
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Нормированность отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка.
| Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их
| Тест
|
|
|
| Понаблюдать за речью телеведущих, родных, товарищей
|
|
| Раздел II.повторение изученного в 5-8 классах (5 часов)
|
| 4
| Устная и
письменная речь. Монолог и диалог
| 1
| Урок развития речи
| Разновидность речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое их особенности
| Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией.
| Устное монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского образования»
|
|
|
| Написать письмо другу, используя памятку(упр. 12)
|
|
| 5
| Стили речи
| 1
| Урок развития речи
| Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей
| Уметь: различать разговорную речь, научный публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально- смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общению, адресата , используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка
| Составить план учебной статьи. Проанализировать речевое высказывание с точки зрения его соотнесённости с функциональными разновидностями языка, сферами общения и задачами речи. Анализ статьи журнала: выявить языковые средства публицистического стиля.
|
|
|
| $3, упр.27
|
|
| 6
| Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами
| 1
| Повтор ительно обобщающий урок
| Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания при них.
| Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различат изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами
| Объяснительный диктант
|
|
|
| Упр.31
|
|
| 7
| Предложения с обособленными членами
| 1
| Повторительно обобщающий урок
| Предложения с обособленными второстепенными членами
| Уметь опознавать предложения с обособленными членами , интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами ,использовать их в речи
| Коментированное письмо
|
|
|
| Упр. 37
|
|
| 8
| Предложения с обращениями вводными словами, и вставными конструкциями
| 1
| Повторительно обобщающий урок
| Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями
| Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями , вводными словами и вставными конструкциями ,объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи
| Диктант «Проверяю себя»
|
|
|
| Упр. 39
|
|
| 9
| Сложное предложение. Понятие о сложном предложенииСложное предложение как единица синтаксиса
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Сложное предложение единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения . Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения
| Уметь различать изученные виды предложений, определять средства связи частей сложного предложения , пунктуационно оформлять их
| Составить таблицу «Основные виды сложных предложений»
|
|
|
| $7 Диктант с продолжением
|
|
| 10 - 11
| Союзные и бессоюзные предложения
| 2
| Урок освоения знаний
| Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях
| Знать классификацию сложных предложений, уметь разграничивать сложные предложения разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные предложения, строить предложения с заданной конструкцией
| Конструирование предложений по схемам
|
|
|
| $8 упр. 51
|
|
| 12.
| Р.р
Сочинение в форме дневниковой записи
| 1
| Урок развития речи
| Запись впечатлений от картины Т. Назаренко
| Уметь создавать текст публицистического стиля в жанре дневника, использовать языковые средства : экспрессивную лексику ,многозначные слова ,формы повелительного наклонения глагола, учитывая интонационные и синтаксические особенности стиля, свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста
|
|
|
|
| Сочинение по картине
|
|
| 13.
| Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения Интонация сложного предложения
| 1
| Урок закрепления изученного
| Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в сложном предложении. Авторское употребление знаков препинания
| Уметь интонационно оформлять сложные предложения с разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предположения, расставлять знаки препинания
| Синтаксический пунктуационный разбор предложений
|
|
|
| $ 9,10 Упр.59
|
|
| 14
| Сложносочинённые предложенияПонятие о сложносочинённом предложенииСмысловые отношения в сложносочинённых предложениях
| 1
| Урок освоения нового материала
| Сложносочинённое предложение (ССП), его грамматические признаки, строение . Смысловые отношения между его частями и способы их выражения
| Знать грамматические признаки ССП, его строение. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания , составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме
| Тестирование
|
|
|
| $11,12 Упр.62
|
|
| 15 -16.
| Средства связи частей сложносочинённого предложения. Новые группы ССП по значению и союзам
| 2
| Урок усвоения новых знаний
| Сложносочинённые предложения с с соединительными, разделительными, противительными союзами
| Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения; соодновременность последовательность
| Диктант» Проверяю себя».Составить таблицу»Группы сложносочинённых предложений »
|
|
|
| $13-15
Работа по группам:
1 группа-упр.64.
2 группа-упр.65
3 группа-упр.68
|
|
| |