Скачать 48.32 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 Волжского района г. Саратова» 410031, Саратов, ул. Соборная, д. 33. Тел./факс: (8452) 23-62-11, skt8@mail/ru КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы». (4 класс, УМК «Школа 2100»)
САРАТОВ 2009г Тема: Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы. Цель: научить детей определять падеж у имен существительных и изменять их по падежам. Задачи:
Оборудование: учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Русский язык»,алгоритм определения падежей ХОД УРОКА
Сегодня на уроке мы попробуем вывести алгоритм определения падежей у имён существительных.
У желтоглазой ромашки приятелем был легкокрылый мотылёк.
III. Письменный опрос. - Запишите падежи и соответствующие им вопросы. (Проверка учителем). IV. Закрепление изученного.
На доске под руководством учителя записывается слово стол в указанных падежах: Р.п. (чего?) стола Д.п. (чему?) столу Т.п. (чем?) столом Запись остальных слов выполняется по вариантам. Коллективная проверка. Ученики составляют словосочетания и записывают с комментированием. Запись: х П.п. х Р.п. х Т.п. х Д.п. Сидеть на траве, смотреть из окна, сижу за столом, иду по траве. И. т. д.
Сначала выполняется устно: провариваются словосочетания. Образец записи даётся на доске, затем работают самостоятельно. х кого? х с кем? х к кому? Увидеть брата (В.п.), увидеться с братом (Т. п.), подошёл к брату (Д.п.), х о ком? позаботился о брате (П.п.) ФИЗМИНУТКА гимнастика для глаз V. Постановка проблемного вопроса Легко ли определить падеж имени существительного? Достаточно ли только одного слова? Можно ли определить падеж у слова земле? Точно ответить на этот вопрос нельзя. Почему? (Нет ни предложения, ни словосочетания, ни предлога.) А как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного? VI. Решение проблемы 1. работа на доске. Прочитайте предложение. Одинокий лист лежит на земле. Подчеркните имена существительные. Нам надо определить их падеж. Ваши действия? (ученики предлагают варианты.) На доске появляется алгоритм:
Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым? (Нет. Это главный член предложения.) В каком падеже всегда стоит подлежащее? Определите (В И.п.) Определите падеж слова (на) земле. Находим слово, от которого зависит слово (на) земле. Это слово лежит. Ставим, от него вопрос лежит (где? на чём?) на земле. Слово (на) земле стоит в П.п. Как ещё можно определить падеж у имени существительного? Прочитаем задание к упр.123. Что ещё можно использовать? (Вспомогательные слова.) Напишите их. (Ученики хором называют падеж, вспомогательное слово, вопрос.) ФИЗМИНУТКА VII. Закрепление изученного. 1. Упр. 123 выполняется на доске под руководством учителя. Запись: Что? Чего? Что? Разбиваю палатку (В.п.), под пол палатки (Р.п.), натягивать палатку (В.п.), Чего? Где? В чём? по бокам палатки (Р.п.), читаю в палатке (П.п.) 2. Упр. 124.Ученики самостоятельно списывают текст, падеж выделенных имён существительных определяют вслух коллективно. 3. Упр. 125. С.99 выполняется по «шагам» в задании. В разных падежах встречаются слова: снег, рябчик, пища. Ученики списывают текст, подчёркивают знакомые орфограммы, указывают падеж. Например: / Р.п. П.п / / / Т.п. / / У рябчика в снегу есть два спасения: первое – что под снегом тепло ночевать… VIII. Итог урока. Чему сегодня учились? Как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного? Попробуйте предположить, для чего мы изучаем падежи имён существительных в курсе русого языка? IX. Домашнее задание. |