Скачать 59.5 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 37 Конспект урока по русскому языку в 5 классе: «Гласные в суффиксах имён существительных - ЕК, -ИК». Подготовила учитель русского языка и литературы Машурова С.В. Кострома 2010 год Тип урока: урок усвоения новых знаний. Тема урока: гласные в суффиксах имен существительных -ек,-ик. Цель урока: - познакомиться с правописанием суффиксов ек и ик; - сформировать умение правильно писать слова с данной орфографией; - научиться правильно обозначать орфограмму. Оборудование: проектор, диафильм, карточки. Методы урока: - репродуктивный - информационно- рецептивный - частично- поисковый или исследовательский. Для каждого метода подобраны следующие приемы: - для репродуктивного: - слово учителя - слово ученика - беседа - для информационно- рецептивного: - слово учителя - беседа - просмотр фрагмента мультфильма - для исследовательского: - решение проблемного вопроса - поиск решения орфографического правила Форма урока: - коллективная - индивидуальная - работа в группах Задачи урока Образовательные задачи: - научить правильно писать слова с орфограммой «Правописание ек – ик»; - сформировать умение правильно писать слова с данной орфограммой; - научить правильно обозначать орфограмму. Развивающие задачи: - развивать логическое мышление (постановка проблемного вопроса, поиск нужной информации); - развивать речь учащихся (работа над обогащением речи школьников, над выразительностью речи); - уметь строить рассуждения, сравнивать, обобщать; - развивать память школьников. Воспитательные задачи: - вызвать интерес к урокам русского языка; - развивать культуру речи; - воспитывать внимательное, бережное отношение к родному слову. 1. Ход урока Предлагаем начать урок с мультфильма «В стране невыученных уроков». Ваша задача – внимательно посмотреть фрагмент фильма и подумать, о чем пойдет речь сегодня на уроке. (показ фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков») Итак, произнесите слова, над которыми задумался Витя Перестукин : ключик, замочек. Какой звук слышится после Ч в этих словах ? ( И ) - А посмотрите, как у меня написано (ключик, замочек). - В какой части слова находится орфограмма ? (в суффиксе). Сформулируйте тему урока. «Правописание суффиксов ЕК и ИК». Сформулируйте цели урока. Конкретизирую цель : сегодня мы познакомимся с правописанием суффиксов ЕК – ИК, сформируем умение правильно писать слова с данной орфограммой, научимся правильно обозначать орфограмму. Посмотрите на доску : И.п, ключИк замочЕк Р.п. ключИка замочка - Какую особенность при склонении существительных вы заметили ? (варианты ответов) - Что нужно сделать, чтобы определить, какую гласную нужно писать в суффиксе. - Сформулируйте орфографическое правило. (варианты) Обобщение учителя. - Как графически обозначается орфограмма ? 2. А интересно вам узнать, как сформулировал это правило Витя Перестукин ? (показ фрагмента мультфильма, где Витя объясняет правописание Е и И в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК). Так правы ли мы и Витя, давайте сравним с формулировкой правила в учебнике. 1. Внимание на доску. Выпишите только существительные с суффиксами ЕК и ИК (слова можно набрать на компьютере и прикрепить на доску). Обозначьте орфограмму. Действуйте по образцу, данному выше: И.П. ключик замочек Р.П. ключика замочка 1-й ученик за доской. Кармашек, плащик, костюмчик, мячик, колокольчик. Вывод. Оценка класса. 2. Предлагаю вашему вниманию отрывок из произведения. Ваша задача- внимательно его слушать. Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега и г…рело в н…бесной сини косматое со…нце. Стайка веселых клестов с приятным свистом ра(сс, с)елась на ветках сосны. Стоишь и любуеш(?)ся, как ловко они вонзают свой кривой клюв…к в шишку. А в ней лежит ореш…к ! Жила и пила поднебесную синеву на сосне каждая пара иголоч…к. Все иголочки дружно облепляли тонкий сосновый прут…к. Каждый куст…к радовался нам. - Является ли прочитанный отрывок текстом ? - Почему ? Из этого текста запишем несколько предложений. ЗАДАНИЕ: а) найти слова с новой орфограммой, объяснить правописание ЕК и ИК, выделить орфограммы. «Они вонзают свой кривой клювик в шишку. А в ней лежит орешек !» 3. 1-й ученик за доской. Вывод ! Самооценка работы. б) Работа в группах. Найти в тексте остальные слова с суффиксами ЕК и ИК, объяснить правописание, выделить орфограммы. Дополнительное задание - графически объяснить орфограммы в выделенных словах. Вывод ! Продолжаем закреплять изученную орфограмму 3. Буквенный диктант. 1 2 3 4 5 6 7 носик горошек камешек кусочек листик звоночек ежик
Вывод ! Самооценка. Поднимите руку, кто справился с работой на «5», «4», «3», «2» ЗАДАНИЕ: «5»- составьте текст, используя слова с новой орфограммой (3- 4 предложения). самолет…к, карандаш…к, мяч…к, подароч…к, сыноч…к «4» – Творческое задание (вставить слова, подходящие по смыслу) а) Пирожок лишь разломила да ……………. прикусила. б) Мальчик поплыл, расталкивая воду коричневым атласным ……………. . в) Джим устроил на плоту уютный ………………. . 4. «3» – Работа с учебником, упр. 351 (1 строчка). ПРОВЕРКА : на «5» - (слушаем 1 ученика). на «4» - (1 ученик работает у доски). на «3» - (проверка тетрадей дома). Подведение итога урока. - Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании ЕК и ИК у существительных? - Что нового узнали? - Что было самым трудным? - Что было самым интересным? Домашнее задание: правило на странице 12, на выбор: упражнение 352 или найти семь предложений из художественных произведений на изученную орфограмму. |