Класс
| 3 класс
| Предмет, тема урока
| Русский язык, тема: «Изменение имён существительных
по числам»
| Образовательная область
| филология
| Этап обучения по данной теме
| основной
| Цели и задачи урока
| Цели: 1) обобщение знаний об изменении имён существительных по
числам, формирование умения изменить имена существительные по числам,
определять числовую принадлежность имён существительных;
2) развитие внимания, логического мышления;
3) воспитание чувства ответственности, толерантности;
4) формирование коммуникативной компетенции
Задачи: обобщить знания об изменении имён существительных по
числам;
познакомить с правилом изменения имён существительных
на –мя во множественном числе;
повторить орфограммы «жи-ши», «разделительный Ь»
| Тип урока
|
| Используемые приёмы, методы, технологии обучения
|
| Используемые формы познавательной деятельности детей
|
| Оборудование
| 1) учебник «Русский язык 3 класс» часть 1, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др. – М.: Вентана-Граф, 2007г.
2) печатная тетрадь автор М.И.Кузнецова;
3) рабочая тетрадь;
4) раздаточный материал: карточки со словами-помощниками, карточки со
стихами
5) презентация урока
| Прогнозируемый результат
|
| Список используемой литературы
|
|
|
|
Цели: 1) обобщение знаний об изменении имён существительных по
числам, формирование умения изменить имена существительные по числам,
определять числовую принадлежность имён существительных;
2) развитие внимания, логического мышления;
3) воспитание чувства ответственности, толерантности;
4) формирование коммуникативной компетенции
Задачи: обобщить знания об изменении имён существительных по
числам;
познакомить с правилом изменения имён существительных
на –мя во множественном числе;
повторить орфограммы «жи-ши», «разделительный Ь»
Оборудование: 1) учебник «Русский язык 3 класс» часть 1,
автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др. – М.: Вентана-Граф, 2007г.
2) печатная тетрадь автор М.И.Кузнецова;
3) рабочая тетрадь;
4) раздаточный материал: карточки со словами-помощниками,
карточки со стихами;
5) презентация урока Опорный конспект
Ход урока
| Время
| УУД
| I. Орг. момент
- Начинаем урок русского языка.
- Сейчас в природе господствует зима. Красивое, сказочное время весёлых игр и забав. За что вы любите зиму? (…). А многие из вас были в зимнем лесу? Сегодня на уроке совершим путешествие по зимнему лесу. Вот дерево, похожее на волшебника, а вот под кустиком притаился снежный гномик… Но лес откроет свои сказочные тайны, если мы разгадаем его загадки и выполним все задания. Какие? Для этого нужно узнать тему урока, тогда наше путешествие поможет сформировать предметные и универсальные умения (слайд 1).
Итак, выполнение первого задания поможет нам определить тему урока, даст пропуск в зимний сказочный лес.
II. Актуализация знаний
1. Создание проблемной ситуации
- Составим слова из распавшихся букв. (презентация слайд 2)
- Какой частью речи являются составленные слова?
(имена существительные)
- На какие группы можно разделить данные слова?
(имена существительные единственного и множественного числа)
- Назовём слова каждой группы. Проверьте себя. (презентация слайд 2)
- Сформулируем тему урока. (Изменение имён существительных по числам)
Что нам поможет убедиться, что мы правильно ли сформулировали тему урока? (учебник)
- Докажем, что мы правильно сформулировали тему урока. (Надо открыть учебник и прочитать тему урока) (приложение 1)
(Слайд 2) Ой, смотрите, правильно определили тему урока - перед нами зимний лес. Но мы выйдем вот на ту тропинку, если составим опорную схему по новой теме.
Составление опорной схемы
- К какому выводу мы пришли, поработав над категорией числа имени существительного (имена существительные имеет форму единственного и множественного числа)
- Поможет нам систематизировать знания опорная схема, которую мы с вами сейчас составим. (составление опорной схемы на доске)
- Сколько предметов называют имена существительные в форме единственного числа? (один)
Сколько предметов называют имена существительные в форме множественного числа? (два и более)
Назовите местоимения, которые помогают определить число имён существительных. (он, она, оно, они)
- У нас получилась опорная схема.
(опорная схема на доске: ед.ч. мн.ч.
один много
он, она, оно они
- Где может пригодиться составленная схема? (при выполнении последующих заданий)
Вышли на нужную тропинку. Вперёд. Нас ждёт много интересного. (Слайд 3).
Работа с учебником
Стоп. Перед нами преграда. Не выполним задание - не пройдём дальше.
- Опираясь на составленную схему, выполните упр.5 стр.146 (приложение 2)
- С чего начнём работу? (прочитаем задание)
- Дополнительное условие:
1 вариант: среди данных слов выбирает и записывает
им.сущ., при записи которых в форме
мн.ч. появляется орфограмма «жи – ши»
2 вариант: среди данных слов выбирает и записывает
им.сущ., при записи которых в форме
мн.ч. появляется орфограмма «разд.Ь»
- Проверим правильность выполненного задания. (презентация слайд 3)
- Какие умения помогли вам без ошибок написать слова?
Молодцы! Путешествуем дальше. Смотрите, сказка начинается… (Слайд 4). Красавица-белка замёрзла, голодная. Как нам ей помочь? (…) Чем покормить? (…). Добудем шишку, если выполним белкино задание. 4. Подвижный диктант
- Возьмите листочки для подвижного диктанта.
- Я диктую слова в форме ед. числа, вы записываете в форме мн. числа.
Торт, повар, друг, ребёнок, воздух - Проверим записанные слова: (презентация слайд 4) торты, повар, друзья, дети, … - Почему не образовали форму множественного числа от слова воздух? (нет формы множественного числа)
- А где можно найти ответ на наши «почему»? (в учебнике)
- Докажем наше предположение. (знакомство с правилом на стр. 142) (приложение 3)
(Слайд 5).
Молодцы! И белку накормили, и получили новое знание. Пошли дальше. (Слайд 6).
5. Выбор способа работы
- Как вы думаете, в русском языке много слов, которые не имеют форму множественного числа? (наверное, не очень много)
- Сейчас мы сможем это проверить.
- Открываем печатную тетрадь на стр. 43 и читаем задание к упр.1 (приложение 4)
- Предлагайте, как вам интереснее работать (индивидуально, в парах, в группах)
- Давайте проверим, как вы справились с заданием: прочитаем подчёркнутые слова. (презентация слайд )
III. Физминутка
- Устали?
- Отдохнём с пользой. (Слайд 7).Ой, от нашей работы даже мишка проснулся. Давайте вместе с ним разомнёмся.(Слайд 8). Встали. Если мы слышим им. сущ., которые образуют форму и мн.числа и ед. числа, то хлопаем; если мы слышим им. сущ., которые образуют форму только ед. числа – топаем:
Костёр, шофёр, доброта, фамилии, серебро, детство, профессии, свет, брюки, ножницы.
- Какие слова оказались лишними?
- Почему?
- Как можно проверить правильность нашего вывода? (учебник стр. 143) (приложение 5)
Отдохнули? В путь. Ой, ужас, зайчика спасать надо – в капкан попал.(слайд 9). Поможем? Выполним задание – освободим зайчика.
IV. Открытие новых знаний
1. Фронтальная работа
- Прочитаем им.сущ.: окно, мороз, время. (презентация слайд 6)
- Определим число имён существительных
- Изменим число данных имён существительных.
- Какая часть слова меняется при изменении формы слова? (окончание)
- Какое слово выделяется из этой группы? (время – времена)
- Почему? (при изменении числа появляется новая часть слова)
- А вы знаете ещё такие слова? Если да, то приведите примеры (варианты ответов детей) - Существует ещё 9 слов на данное правило. Но чтобы узнать эти слова, выполним следующее задание. 2. Работа в группах (подвижная форма работы) - Организуем 3 группы.
- Прошу каждую группу помочь поэту закончить стихотворение.
- В каждой строке не дописано последнее слово. Эти карточки со словами спрятаны в классе. Как только вы их найдёте, то легко закончите работу. (презентация 7) В стародавнее давнее …
Жило – было первобытное …
Не умели дикари писать …
Не понимали: зачем корове … С утра до вечера чесали они …
Не знали, как в булку превратить простое …
Не понимали, что из искры появится …
Что на ветру вождь развевает … Удивительное было это …
Они гадали: зачем лошадке …
Угнетало дикарей заботы …
Да, нелегко им было жить в то …
- Прочитайте получившееся стихотворение. (презентация слайд 7)
- Что объединяет данные слова? (это имена существительные, оканчивающиеся на –мя)
- Поставим их в форме мн. числа. (презентация слайд 8)
- Какую особенность вы заметили? (когда мы меняем форму имён существительных на –мя, то в словах появляется суффикс -ен-)
- Как можем проверить, правы ли мы? (нам поможет правило на стр. 146 учебника)
(Слайд 10). Ура! Зайчик свободен.
Холодно в лесу. Эх, костёр бы сейчас. Как в лесу разжечь зимой костёр? (…)
Собираем хворост, разжигаем костёр, выполняем самостоятельную работу V. Самостоятельная работа - Сейчас мы поработаем редакторами: запишем рассказ,(упр.3 стр.146) ставя имена существительные в скобках в нужном числе.
- Проверяем текст.
(Слайд 11). Как хорошо посидеть у костра, отдохнуть, подвести итоги нашей работы.
VI. Рефлексия
- Подумайте, как каждый из вас поработал на уроке, какое участие принял в нашем путешествии.
VII. Итог урока
- Какие умения вы приобретали сегодня на уроке русского языка? (умения образовывать формы единственного и множественного числа имён существительных, умения работать в парах и группах, умения высказывать свою точку зрения)
Рефлексия учителя
- Мы сегодня с вами очень хорошо поработали, поэтому лес дарит вам в подарок ёлочку, даже она сверкает и радуется нашим успехам. (Слайд 12).
VIII. Домашнее задание
- Задание по выбору
1. Выполнить в учебнике упражнение 5 на стр.146
2. Выполнить в печатной тетради
3. Составить и записать в рабочей тетради 3 – 4 предложения с существительными на –мя.
|
|
| |