Скачать 49.01 Kb.
|
План-конспект интегрированного урока (чтения + русский язык) по теме "Сказка Л.Толстого "Кто страшнее?". Однокоренные слова Сайгафарова Зульфия Шаяхметовна
Тема: Л. Н. Толстой «Кто страшнее?». Однокоренные слова. Цели:
Оборудование:
Литература:
Ход урока I. Оргмомент II. Беседа о сказках - Какие сказки мы прочитали на прошлых уроках? Какая сказка больше всего понравилась? Почему? Кто выступает в качестве основных героев сказок (люди, животные, звери, насекомые…)? Каждая сказка имеет свою мораль, т. е. чему-то учит. Как вы думаете, чему учат нас сказки? (Доброте, трудолюбию, смелости, решительности, справедливости, правдивости). III. Сообщение темы и цели урока. (Начинается показ презентации, слайды 1, 2, 3). - Сегодня мы прочитаем сказку «Кто страшнее?». Эту сказку написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Вспомните, какие сказки и рассказы Толстого вы уже знаете? IV. Работа над развитием речи, образного мышления. Закрепление понятия однокоренных слов. 1. Прежде, чем читать сказку, давайте отгадаем загадки и поработаем над их отгадками. 1) У него четыре лапки, Лапки—цап-царапки, Пара чутких ушей. Он гроза для мышей. (Слайд 4) - Давайте, напишем отгадку в тетрадях: к о т. Найдите родственные слова: кошка, котёнок, котята, кошачий, кошкин. Выделите общую часть этих слов, т. е. корень. Проверьте (слайд 5). Составьте предложения с этими словами. - А сейчас познакомимся ещё с одним образным выражением (дети уже работали с образными выражениями). Рассмотрите рисунок (слайд 6), подумайте и расскажите содержание. Какие предметы вы видите? Как можно их связать? Что должен делать мальчик? А что он делает? Почему? Да, мальчик не хочет работать, заниматься, поэтому бездельничает. - Читайте (слайд 7):
- Составьте предложение. (Сеня не хочет учить уроки, поэтому тянет время.) 2) Сами—крошки, Боятся кошки, Под полом живут, Туда всё несут. (Слайд 8) - Кто это? Напишите отгадку: мыши - мышь Подберите родственные (однокоренные) слова: мышка, мышонок, мышиный, мышеловка. Выделите корень слов. Проверьте (слайд 9). 3) Качая клювом и хвостом, Будильник ходит под окном. На лапах шпоры, сам с вершок, А на макушке гребешок. (Слайд 10) - Напишите отгадку: п е т у х - Заглянем в этимологический словарик: «Петух — домашняя птица с ярким, разноцветным оперением, красным гребешком на голове и красной бородкой. В некоторых районах нашей страны петуха называют певень, певун». Слова певень, певун, петух русские, и образовались они от слова петь. Так называют петуха за его любовь к пению (слайд 11). - Напишите однокоренные слова, выделите корень (слайд 12). Петухи поют на рассвете, поэтому образно говорят (слайд 13):
Предложение: Отец встал с первыми петухами и поехал на рыбалку. Напишите в тетрадках, дома сделаете рисунок. 2. Хоровое чтение стихотворения (слайд 14): Петуха спросили дети: - Почему зовут Вас Петей? Так ответил Петя детям: - Хорошо умею петь я. V. Музыкальная пауза: латышская народная песня «Петушок» (слайд 15). VI. Работа над текстом (учебник, стр. 130; слайд 16). - А теперь скажите, о ком мы прочитаем в сказке «Кто страшнее?»? 1. Первое чтение текста учителем. - Слушайте внимательно. Постарайтесь запомнить содержание текста. 2. Работа над содержанием текста. (Слайды 17, 18). - Кого встретила мышка во дворе? - Кто показался ей добрым зверем, а кто страшным? - Почему старая мышь ругала мышку? 3. Словарная работа. Пояснение выделенных слов. 4. Второе чтение учителем. - Следите по тексту. Обратите внимание, каким голосом я читаю слова мышонка и старой мыши. 5. Подготовка к чтению по ролям. - Каким вы представляете мышонка (выражение лица, мимика), когда он рассказывает о петухе, каким – о кошке? (Испуганным, радостным) - Почему? - Каким голосом будем читать о петухе (о страшном звере); о кошке (о добром звере)? - Найдите и прочитайте слова автора (мышки, мыши). 6. Чтение по ролям. V. Итог урока. - Какую сказку прочитали? - Понравилась ли сказка? - Кто её написал? - Какова мораль этой сказки? - Какие новые образные выражения узнали на этом уроке? (Слайды 7, 13). VI. Домашнее задание. - Выучите образные выражения, нарисуйте их содержание. - Перескажите эту интересную сказку своему младшему брату (сестрёнке, родителям). |