Скачать 76.9 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34» Город Саратов Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстой подготовила учитель начальных классов Ерохина Ирина Владимировна г. Саратов 2011 Тема урока: А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Предмет изучения: главы из сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Цели: Обучающие:* определить характеры героев через исследование их поступков и и действий; * выявить положительных и отрицательных героев произведения, выяснить основные отличия; Развивающие: * развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
Воспитательные: * воспитывать чувства дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, Взаимопомощи на примерах характеров героев. Оборудование:
1.Организационнный момент 2. Музыкальный настрой (звучит аудиозапись песни Буратино из х.ф.) Кто доброй сказкой входит в дом? Кто с детства каждому знаком? Кто не учёный, не поэт, А покорил весь белый свет. Кого повсюду узнают? Скажите, как его зовут? (Буратино) 3.Вступление * У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный. Но любил папаша сына Шалунишку …Буратино
Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года, в Николаевске (ныне Пугачёвск) Саратовской губернии. Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого. Русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах ( два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т.д.)прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Во время Отечественной войны Толстой написал ряд рассказов: «Русский характер», «Иван Грозный» Личность Толстого чрезвычайно противоречива так же, как его творчество. Толстой – очень национальный, русский писатель, душа любого общества. 4.Эмоциональный настрой. * - Дорогие ребята! Сегодня на уроке нас ожидают встречи с героями произведения А Толстого «Приключения Буратино» * - Послушайте, как сам автор говорит о том, как и почему он написал всеми нами любимое произведение о Буратино. ** «Когда я был маленький, очень, очень давно, - я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по – итальянски Буратино). Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, замечательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по – разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было. Теперь, через много, много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочкам и мальчикам, необычную историю про деревянного человечка. А.Толстой
5. Активация познавательной деятельности. * Какое полное название имеет это произведение А. Толстого про мальчишку – шалунишку? * К какому жанру литературы относится это произведение? * Какого вида эта сказка? (Авторская) * Какие ещё вы знаете сказки?(народные) * Чем похожи все сказки? (В сказках добро побеждает зло.) * Все ли герои в сказках одинаковые? (Герои бывают положительные и отрицательные.) 6. Целеполагание. * Значит во всех сказках существует мир Добра и Зла. Перед вами две дверцы. Как вы думаете, какая дверь ведёт в мир Добра и почему? (Светлая дверь ведёт в мир Добра, потому что добро должно быть ярким, светлым, радостным.) В любимой нашей сказке Есть волшебная стена В стене той заветная дверца. За дверцей большая страна. Ключом золотым открываем Заветную дверцу в стене. Живущие в сказке герои Мечтают о счастье, добре. *Сегодня мы широко распахнём эту волшебную дверцу для положительных героев сказки. А тёмную и мрачную дверцу мы чуть приоткроем для отрицательных героев. *Наша задача – определить место, где должны находиться герои , либо в стране Добра, либо в стране Зла, исследовав их характеры и поступки. 7.Исследование характеров героев. **В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением под музыку добывал себе на хлеб. (Шарманщик Карло ) (3 слайд – Карло в каморке) -Где жил папа Карло? (выборочное чтение текста стр. 26) -Из чего Карло сделал Буратино? (3 абзац) -Расскажите, как Буратино появился на свет.(Старый шарманщик Карло получил от своего друга в подарок удивительное говорящее полено…) - Как относился папа Карло к Буратино? -Прочитайте о том, что люди думали о шарманщике. - В какую дверь войдёт папа Карло? - Кто ещё жил в каморке? ** Существо немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно на стене над очагом и тихо потрескивало: «Кри – кри». Существо глядело выпуклыми, как из стекла, глазами, шевелило усиками.(Говорящий сверчок)(Чтение текста по ролям стр. 30 – 31) - Какой подарок получил Буратино от папы Карло? - Куда попал Буратино вместо школы? (4 слайд) -С кем Буратино встретился в театре? ** Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто, это был не человек, а крокодил. (Карабас – Барабас) (5 слайд) - Какой это герой? В какую страну мы его отправим? Почему? ** На головах у них были надеты мешки с прорезанными для глаз дырками. Один пониже ростом, другой, повыше, держал пистолет. - С кем произошла следующая встреча? ( Кот Базилио и Лиса Алиса) (6 слайд) - Куда кот и лиса заманили Буратино? Почему он пошёл с ними? (7 слайд) - Какие они герои? Куда они отправятся? Почему? ** Кудрявая, хорошенькая девочка с приподнятым носиком и хорошими манерами.(Мальвина) (8 слайд). 8.Физ.минутка (проводят Мальвина и Буратино) Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл. Видно ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. 9.Сценка «Урок Мальвины». - Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. – Мы займёмся математикой… У вас в кармане два яблока… Буратино хитро подмигнул: - Врёте, ни одного… - Я говорю, -терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? - Два… - Почему? - Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись! - У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся диктантом. Она подняла к потолку хорошенькие глазки: - Пишите: « А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочитайте эту волшебную фразу наоборот. Буратино посадил кляксу. - Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны! - Почему Буратино не смог решить задачу? - Что думала Мальвина о Буратино? - Доволен ли оставался Буратино уроками своей воспитательницы? (Он ворчал, ругался. 9 слайд) * Как вы думаете, ребятам удалось передать характер героев? Какой вы увидели Мальвину? - В какую страну мы отправим Мальвину? - Мальвина хотела бы взять в страну Добра своих друзей. Кто они? (Дети читают приготовленные отрывки) ** Маленький человечек в длинной рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. (Пьеро) ** Из – за картонного дерева выскочил человечек, весь клетчатый, как шахматная доска. (Арлекин) ** Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчёсана, кисточка на кончике хвоста перевязана чёрным бантом. (Пудель Артемон ) - Этих героев мы можем отправить с Мальвиной в страну Добра? **Все обходят место это. Здесь земля, как- будто тесто; Здесь осока, кочки, мох… Нет опоры для ноги.( слайд 10) - Что за странное место? С кем здесь встретился Буратино? ** Появилась большая, страшная змеиная голова. (Черепаха Тортила) - Что подарила черепаха Буратино? - В какую дверь войдёт Тортила? Почему? - С кем ещё встретился Буратино на пруду? ** Длинный мокрый – мокрый человек с маленьким – маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок. (Дуремар) - Какой он герой? В какую дверь войдёт Дуремар? 10. Обобщение. Два мира в сказке. - Есть ещё один предмет в сказке, очень важный и значимый. Из- за него началась борьба между добром и злом. Что это за предмет ? (Золотой ключик) - Для чего нужен Золотой ключик Карабасу Барабасу? - С какой целью искал ключик Буратино? - Кто раскрыл тайну Золотого ключика? ( слайд 11) - Какую волшебную дверь хотели бы открыть вы? - А как быть с тёмной дверью? (Закрыть Золотым ключиком навсегда!) 11. Рефлексия - Как вы думаете, почему эту сказку, которой уже более 70 лет, с удовольствием читают и взрослые и дети? - Чему она учит? - Чему вы научились, прочитав эту сказку? - Ключиком всегда что – то открывают. Что главное для себя открыл Буратино? - А сейчас в заключении нашего урока вспомним героев сказки: (Дети выразительно рассказывают отрывки о героях сказки) Алексей Толстой когда –то Книжку подарил ребятам « Приключения Буратино». В ней Пьеро есть и ….? (Мальвина) Папа Карло удивлён: Стукнул по полено он – И сучок стал носом длинным … Так родился …? (Буратино ) Много приключений было С Буратино в сказке той: Дарит старая Тортила Куклам ключик …? (Золотой) Белый пудель Артемон Был бесстрашен и умён. Никого он не боялся: С крысой Шушерой сражался И рычал, в бою он, басом На злодея…? (Карабаса ) Хулиганили в округе Кот Базилио с подругой … Притворялась доброй лиской Хитрая лиса …? (Алиска ) Карабас Барабас Падал в сказке много раз. Путалась в ногах всегда У злодея …? (борода ) Кто пиявки добывал, Всем леченье предлагал? Сам был болен он и стар – Друг злодея …? (Дуремар ) Вот мы книжку прочитали, Тайну ключика узнали. И опять вернулись в дом Папы Карло. За холстом Дверь была … Пришли ребята В чудный кукольный ..? ( театр ) - Вы ребята, молодцы! Хорошо поработали! Пора подкрепиться. Мальвина и Буратино вам приготовили угощение – конфеты « Золотой ключик» Список использованной литературы 1. Э.Э.Кац «Литературное чтение» 2 класс АСТ Астрель Москва 2010. 2. А.Толстой « Золотой ключик, или Приключения Буратино» Использованные материалы и Интернет-ресурсы 1. http://nahalka.ru |