Скачать 26.57 Kb.
|
Методические рекомендации Урок «Концепт «цветы» в русской национальной культуре» предложен как урок развития речи в 7 классе национальных школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Урок запланирован в соответствии с Программой по русскому языку для 5-11 классов башкирской школы (Составители: Альмухаметов Р.В., Закирьянов К.З., Саяхова Л.Г., Уфа, 2004) и базовым учебником «Русский язык. Учебник для 7-8 классов башкирской школы под редакцией профессора К.З. Закирьянова» (Уфа, 2006). Проводится после изучения на уроках литературы рассказов И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника» («Бежин луг», «Свидание», «Живые мощи»). Перед проведением урока необходимо провести подготовительную работу. Группам учащихся предлагается составить сообщения о том или ином цветке (в данном случае это василёк и ландыш) по определённому плану: 1. Происхождение названия цветка (работа с этимологическими словарями). 2. Подбор фразеологизмов, в которых упоминается название данного цветка. 3. Поиск произведений устного народного творчества и художественной литературы, где встречается названия цветка. Ещё одна группа учащихся готовит инсценирование отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Свидание». Совместно с учителем технологии изготавливаются необходимые для инсценировки макеты цветов: полевой рябинки, маткиной душки (фиалки), васильков и др. По желанию некоторые учащиеся делают веночки из изготовленных цветов. Ключевое понятие урока – понятие «концепт» вполне доступно для понимания семиклассников. Вводится оно с помощью проблемных вопросов. На примере происхождения названия подснежника в языках разных народов ребята видят, как отражается культура, обычаи народа в языке. Учащимся также предлагается индивидуальная работа со словарями. Необходимо, чтобы у каждого ребёнка была возможность использовать несколько словарей. Ему предлагается выбрать наиболее интересные для него словари: этимологические, толковые (разных составителей), фразеологические, словари пословиц и поговорок, лингвокульторологические. Для устного сочинения предлагается репродукция картины Венецианова «Девушка с васильками». Работа с произведениями устного народного творчества и художественной литературой учит выделять единицы языка с национально-культурным компонентом. Подготовленная учителем презентация, фрагмент мультфильма «Щелкунчик» позволяют провести урок плодотворно, эмоционально, красочно. В использовании ИКТ выделяются мотивационный и практический аспекты. Мотивационный призван воздействовать на эмоциональную сферу. Практический содержит познавательный материал, материалы для различных видов анализа, для составления ассоциативного ряда и цепочки эпитетов. Для успешного использования данной презентации необходим достаточный уровень подготовленности учащихся, который достигается при систематичности применения ИКТ на уроках русского языка и литературы. При работе на данном уроке была использованы инструментальная среда Microsoft Office Word, Power Point 2003. Необходимое оборудование – компьютер учителя, мультимедийный проектор. Предлагаемый урок позволяет обогатить словарный запас учащихся, их фразеологический запас, овладеть различными видами анализа текста, развивает эстетический вкус и вкус к красивой, образной и грамотной речи. Проведение уроков с использованием метода диалога культур, лингвокультурологического подхода обусловлено всё более утверждающейся личностноформирующей направленностью в обучении языкам. Данный урок был апробирован в рамках республиканского семинара директоров учебных заведений интернатского типа. Конспект урока опубликован в учебно-методическом пособии «Самореализация одарённой личности» (Уфа, 2008), презентация входит в школьную коллекцию цифровых образовательных ресурсов, созданных учителями ГБОУ «Стерлитамакский лицей-интернат №2 им. В.И. Ленина». |