Скачать 124.08 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кукаринская средняя общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области Итоговая работа. План-конспект урока. Синтаксис и культура речи Учитель русского языка и литературы Овсянникова Ольга Петровна Кукарка 2011 Связь слов в словосочетании Цель – повторить, обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по данной теме, необходимые для выполнения задания А3 ЕГЭ. Задачи: 1)знать о трудных случаях управления в словосочетании, уметь исправлять в них ошибки и правильно употреблять в речи; знать типы подчинительной связи слов в словосочетании; 2) уметь определять тип связи слов в словосочетании, находить в предложении словосочетание определённого типа; 3) воспитывать бережное отношение и уважение к родному языку. Оборудование и наглядность: проектор, карточки со словосочетаниями для проверки домашнего задания, презентация для повторения теории и проверки знаний, электронная версия тестирования. Литература: 1) Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ. – М.: Экзамен, 2010; 2) Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2008; 3) Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2011: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион-М, 2010; 4) Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык: тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2011. Ход урока І. Организационный момент. 1. Слово учителя. Мы продолжаем повторять раздел языкознания, в котором изучаются строение и значение синтаксических единиц – словосочетаний и предложений. Как называется этот раздел языкознания? (Синтаксис.) 2. Проверка домашнего задания. Трудные случаи управления. 1) Учащиеся по очереди берут карточку и исправляют ошибку, поясняя ответ: а) скучает по нам* (глагол скучать с предлогом по управляет личными местоимениями 1 и 2 лица в предложном падеже. Правильно: скучает по нас); б) согласно договора* (предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже. Правильно: согласно договору); в) по окончанию школы* (при обозначении действия, после которого что-либо совершается, предлог по употребляется с существительным в предложном падеже. Правильно: по окончании школы); г) он любил и увлекался классической музыкой* (общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа. Правильно: он любил классическую музыку и увлекался ею); д) заведующий клуба (слово заведующий управляет существительным в творительном падеже. Правильно: заведующий клубом); е) уделять внимание на мелочи* (употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции. Правильно: уделять внимание мелочам); ж) туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах* (неправильное употребление предлогов при однородных членах. Правильно: туристов можно встретить на улицах, площадях, в скверах). 2) Составить словосочетания по записи на доске: а) оплатить, уплатить (проезд); ответ: оплатить проезд, уплатить за проезд; б) обрадован, обрадоваться (встреча); ответ: обрадован встречей, обрадоваться встрече; в) руководитель, руководить (учреждение); ответ: руководитель учреждения, руководить учреждением; г) тормозить, препятствовать (развитие); ответ: тормозить развитие, препятствовать развитию. II. Основная часть. Обобщение изученного о словосочетании. 1.Беседа. - Что такое словосочетание? Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: мокрый луг, думая о ней, сложно представить. - Каковы основные признаки словосочетания?
- Как выделить словосочетания в предложении? Чтобы выделить словосочетания в предложении, нужно:
Например, В универсальных библиотеках детская литература подобрана по возрастным группам. Основа – литература подобрана; словосочетания: литература (какая?) детская, подобрана (где?) в библиотеках, в библиотеках (каких?) универсальных, подобрана (как?) по группам, по группам (каким?) возрастным. - Назовите способы подчинительной связи между словами в словосочетании. Способы связи слов в словосочетании: Согласование – способ связи в словосочетании, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: пятый десяток, милый друг, наш дом и т.п. Главное слово: существительное. Зависимое слово отвечает на вопросы какой? чей? и выражается частями речи, отвечающими на эти вопросы: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное. Например, синее море, в первый раз, танцующий на сцене, твой брат, эта книга, иные нравы, кое-какие детали. Подсказка: согласование – два слова «согласны» друг с другом. Измени одно (главное), изменится и другое (зависимое). Изменять можно род, число или падеж. Чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос какой?, а затем найти слово, от которого оно зависит. Управление – такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога: ходил в кино, сделанный мной и т.п. То есть от главного к зависимому слову ставятся вопросы косвенных падежей. Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное. Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное. Например, роман в стихах, нет сборника, сделать добро, верность призванию, мечтать о чём-то, умножить на пять, сказать ему, интересен всем, вспоминая каникулы, занимающийся спортом. Подсказка: управление – одно слово «управляет» другим (главное – зависимым, то есть требует от него «встать» в определённом падеже, определённой форме. При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: письмо другу, письмом другу, письма другу. Поиск словосочетания с управлением – это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на вопрос косвенного падежа, а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного. Примыкание – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно, чаще всего отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное. Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное). Например, спешить (куда?) домой, петь (как?) приплясывая, вышли (зачем?) объявить, по-прежнему хорошо, мальчик постарше. Примечание: притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его портфель, её подруга, их дом. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: знал его, позвал её, поздравил их. Подсказка: «примыкают» неизменяемые слова. Найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит. Компоненты словосочетаний могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетания помогает вопрос. Например, в предложении Многими поколениями мастеров создавалась совершенная форма этих предметов, совместившая скульптурный образ с удобной вместительной чашей находим словосочетание с согласованием – форма (какая?) совместившая. 2. Тренировочные упражнения. 1)Определить способ связи и средства её выражения: золотое кольцо (прил.+сущ., кольцо (какое?) золотое – согласование); ваш журнал (притяж. мест.+сущ., журнал (чей?) ваш – согласование: вашего журнала, вашему журналу и т.д.); вера в победу (сущ.+сущ в в. п., вера (во что?) в победу – управление: верой в победу, вере в победу и т.д.); плотно закрыв (нареч.+деепр., закрыв (как?) плотно – примыкание: зависимое слово неизменяемое); что-нибудь найдёт (неопр. мест.+глаг., найдёт (что?) что-нибудь – управление: найдём что-нибудь, найдут что-нибудь и т.д.); никогда не смеялся (нареч.+глаг., не смеялся (когда?) никогда – примыкание: зависимое слово неизменяемое). 2) Выписать из предложения все словосочетания и указать способ связи (самостоятельно, проверка коллективная): Хорошая книга иногда решает судьбу человека, становится его путеводной звездой. Ответ: книга (какая?) хорошая – согласование; решает (когда?) иногда – примыкание; решает (что?) судьбу – управление; судьбу (кого?) человека - управление; становится (чем?) звездой – управление; звездой (какой?) путеводной – согласование; звездой (чьей?) его – примыкание. 3) Образовать словосочетания с разными видами подчинительной связи, используя слово закрытый (самостоятельно, каждый зачитывает свои словосочетания). Примерный ответ: закрытая дверь – согласование, закрытая из-за дождей – управление, плотно закрытая – примыкание. 4) Тестирование. ? – В каком словосочетании неправильно определено главное слово? а)сдал экзамен, б)на лесной поляне, в)идти по саду, г)твой взгляд. Ответ: б) ?? – Сколько словосочетаний в предложении Поэзия Пушкина мудра? а) 1, б) 2, в) 3, г) ни одного. Ответ: а) 1 – поэзия Пушкина (управление) ??? - Какие слова не являются словосочетанием? а)уже пришёл, б)согласно приказу, в)в тёмную ночь, г)увидел вдали. ???? – Укажите словосочетание со связью согласование: а)над кудрявыми берёзами, б)с ними рядом, в)его дом, г)сделан из дерева. –Укажите словосочетание со связью управление: а) улыбающихся детей, б) подошёл к нему, в) светит ярко, г) пуховый платок. – Укажите словосочетание со связью примыкание: а)вспомнил сказку, б)увидев его, в)это небо, г)медленно говорить. 5)Записать нужное словосочетание в бланки ответов (первые два – под руководством учителя, далее – самостоятельно, после выполнения – взаимопроверка). В3.1. Из предложения (1) выпишите подчинительные словосочетание со связью примыкание. (1) Стихи Цветаевой подчас трудны, требуют вдумчивого распутывания хода мысли. Находим в предложении неизменяемое слово – наречие подчас, затем слово, к которому оно относится – трудны. Ответ: подчас трудны. В3.2. Из предложения (2) выпишите все подчинительные словосочетания со связью управление. (2) Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. Находим слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей, и устанавливаем их зависимость от других слов в предложении. Ответ: не хватает дома, мне не хватает. В3.3. Из предложения (3) выпишите подчинительное словосочетание(-я) со связью согласование. (3) Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть, сколько разобраться со значением слова в целом. (И.Кабыш). Ответ: первую часть. В3.4. Из предложения (4) выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание. (4) Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (Н.Гоголь). Ответ: пересчитать нельзя. В3.5. Из предложения (5) выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование. (5) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек в большом городе. Ответ: в большом городе. В3.6. Укажите тип подчинительной связи, используемый в словосочетании чудесной формой (предложение 6). (6) И какой чудесной формой обладал этот конь!.. (Д.С.Лихачёв). Ответ: согласование. В3.7. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании совершается издавна (предложение 7). (7) Обе культуры – плод исторического развития, причём развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна… (Д.С.Лихачёв). Ответ: примыкание. В3.8. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании создавал красоту (предложение 8). (8) Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы. (Д.С.Лихачёв). Ответ: управление. 3. Проверочная работа. Работа с текстом. Самостоятельное выполнение задания ЕГЭ В3. Текст на мониторах компьютеров. Учащиеся выбирают правильный ответ и фиксируют его. После выполнения работы высвечивается результат и оценка. (1)Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3)(Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которой сам только стремлюсь.) (4)Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет – по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7)Может, она кроется в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет. (9)Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». (11)Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом…» (12)И ещё – «вникай сам». (13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый. (14)Сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой весёлый?» (15)А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». (16)Дух мой был здоров. (17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». (18)Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе – беда. (В.Розов) В3.1. Из предложения 21 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. В3.2. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. В3.3. Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. В3.4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. В3.5. Укажите тип связи слов в словосочетании В УДОБНОЙ КВАРТИРЕ (предложение4). В3.6. Укажите тип связи слов в словосочетании ИХ ПОТРЕБНОСТЬ (предложение 1). В3.7. Укажите тип связи слов в словосочетании ЛЕЖАЛ ПОЛГОДА (предложение 13). В3.8. Укажите тип связи слов в словосочетании ИГРАЮТ РОЛЬ (предложение 18). Ответы: 1 – хорошую жизнь, 2 – сердцевина счастья, 3 – кроется в здоровье, 4 – где кроется, 5 – согласование, 6 – примыкание, 7 – примыкание, 8 –управление. III. Итог. Анализ результатов, работа над ошибками, выставление оценок в дневники, домашнее задание. Итоги тестирования: «5» - 2 учащихся, «4» - 5 учащихся, «3» - 4 учащихся, «2» - 1 учащийся. |