МОУ Непецинская средняя общеобразовательная школа
План – конспект урока
по литературному чтению в 1 классе по теме:
« Устное народное творчество. Русские народные сказки».
Бодрова Ольга Ивановна
Учитель начальных классов
Литературное чтение
1 класс
Раздел « Устное народное творчество». Урок 3 « Русские народные сказки» Литературное чтение. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. Концепция и программыдля начальных классов «Школа России», Москва, « Просвещение», 2009
Формирование новых знаний о видах сказок.
Формирование предметных и УУД на основе применения ранее сформированных знаний.
Формирование позитивного опыта применения ранее сформированных знаний о жанрах устного народного творчества на основе их переноса в новые условия в ситуациях неопределённости.
Тип урока: комбинированный
АРМ учителя – класс
Необходимое оборудование:
Иллюстрации к русским народным сказкам.
Дидактический материал для каждого ученика.
Костюмы для инсценировок сказок.
Мультимедийное оборудование.
Структура и ход урока
№
| Этап урока
| Решаемая
задача
| Деятельность ученика
| Деятельность учителя
| Исполь-
зуемые
Э О Р
| Время
| Время
| 1
2
3
| Адаптацион-ный
Этап
Основной этап.
Творческий этап.
| 1.Адаптировать
учащихся к деятельности
на уроке.
Интеллектуальная
разминка.
Речевая разминка.
2.Выявить предварительные
знания учащихся о жанрах устного народного творчества и определить их границы
Интеллектуальное затруднение
1.Формирование предметных знаний, отношений, действий, опыта.
2.Разрешение интеллектуального затруднения ( находят ответ на проблемный вопрос)
1 Первичное закрепление знаний о видах сказок, отношений к сказочным героям.
2 Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий.
| Учащиеся загадывают загадки, составленные ими самими, своим одноклассникам.
(приложение 1)
Быстрое и чёткое чтение скороговорок в учебнике
Учащиеся вступают в диалог с одноклассниками
и с учителем.
Задают встречные вопросы на уточнение и понимание.
Учащиеся работают в парах, соединяя карточку с текстом с карточкой с названием жанра.
Затем каждая пара выступает со своими вариантами ответов.(приложение 2)
Учащиеся слушают, рассматривают иллюстрации.
Учащиеся высказывают свои предположения, дополняют и развивают высказывания одноклассников, сравнивают точки зрения, находят общие черты.
Учащиеся приходят к выводу, что народные сказки делятся по сюжету и главным героям на волшебные, сказки о животных и бытовые.
Учащиеся читают сказку «Каша из топора». Дают характеристику главным героям, оценивают их поступки, определяют вид сказки.
1 Учащиеся читают отрывки из сказок и угадывают название сказки и её вид.
2 Учащиеся в малых группах показывают драматизации отрывков из различных сказок о животных: «Теремок», «Лиса и Волк», «Заячья избушка».
3 Анализ сказки по плану.
План.
1.Назови сказку и её автора.
2.Кто в сказке действует? Какие это герои?
3.Какие события описываются в сказке?
4.Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
5.Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?
4 Сочини свою сказку или нарисуй иллюстрацию.
| Учитель демонстрирует правильность ответов (презентация)
Учитель организует работу по учебнику.
Учитель организует и участвует в беседе (демократической):
Какие жанры устного народного творчества мы знаем? Что, как вы думаете, обозначает слово
«устное», «народное»? Почему учебник
начинается с данного раздела?
Учитель предлагает определить жанры устного народного. творчества .в самостоятельной работе.
Учитель читает стихотворение о сказках демонстрирует
иллюстрации к сказкам, предлагая
найти критерии их классификации. (приложение 3)
Учитель организует дискуссию, предлагая учащимся пронаблюдать за сюжетами сказок, их главными героями.
Учитель благодарит учащихся за высказывания.
Учитель организует работу в учебнике, беседу по сказке.
Учитель организует работу в рабочей тетради.
Игра « Угадай сказку»
Учитель предлагает учащимся выполнение
разноуровневых заданий.
| http shool-collection edu.ru
демонстрация
http//fcio
| 12 мин.
2 мин.
2 мин.
3 мин.
3 мин.
2 мин.
6 мин.
2 мин.
23 мин.
|
|
Приложение 1 Загадки.
1.Летает, а не бабочка, с крыльями, а не птица. (самолёт)
2.С клубочком играет, его кусает, но не лает. (котёнок)
3.Растёт в лесу цветок, жёлтая серёдка, белый лепесток.(ромашка)
4.Круглое, а не мяч, горячее, а не огонь. (солнце)
5 Бегут по дорожке доски, да ножки. (лыжи)
В) Кладезем народной мудрости называют пословицы и поговорки. Приложение 2
Определите жанр произведения.
- Как у нашего Данилы Разыгралась скотина Овцы - в донцы, Тараканы - в барабаны, Утки - в дудки, Сверчки - в смычки. Козёл пляшет, Ножкой машет
Эх, топни нога Топни правенькая Я плясать пошла Хоть и маленькая
Ваня - Ваня простота купил лошадь без хвоста Сел задом наперёд, И поехал в огород.
Крыши полетели, Сели на ворон, Лошадь понукает Ямщика кнутом. Приложение 3
Путешествие по сказкам.
А) Хоровое чтение текста.
Со сказками все дружат-
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть и
нет. |