МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.12 Основы педиатрии и гигиены
050100.62 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование. Музыка Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Цель освоения дисциплины состоит в раскрытии общих закономерностей роста и развития детей и знакомстве с различными способами сохранения и укрепления здоровья детей, профилактики детских болезней.
Реализация заявленной цели предполагает решение ряда задач:
раскрыть особенности роста и развития детей;
сформировать представление о факторах, влияющих на здоровье детей;
дать понятие о критериях индивидуального здоровья;
сформировать представление о гигиенических требованиях, предъявляемых к дошкольному образовательному учреждению;
рассмотреть гигиенические требования к мебели, игрушкам, одежде и обуви дошкольников;
изучить организацию рационального режима дня дошкольников;
сформировать представление о гигиенических основах рационального питания детей;
дать понятие о профилактике детских болезней;
рассмотреть принципы, методы и средства валеологического образования дошкольников;
изучить гигиенические основы физического воспитания и закаливания дошкольников;
дать представление об охране психического здоровья детей дошкольного возраста;
сформировать представление о профилактике детского травматизма;
познакомить с правилами и особенностями оказания детям первой медицинской помощи.
Структура курса
Раздел 1.История педиатрии и гигиены, закономерности роста и развития детей
Раздел 2. Гигиенические требования к содержанию ДОУ
Раздел 3.Профилактика детских болезней
Раздел 4. Профилактика детского травматизма, оказание детям первой помощи. График индивидуальной работы студента по курсу
Наименование
раздела
дисциплины
| Содержание задания
| Сроки выполнения задания
| | Изучить и законспектировать вопросы по данному разделу
| февраль
|
| Изучить и законспектировать вопросы по данному разделу
| март
|
| Изучить и законспектировать вопросы по данному разделу
| апрель
|
| Изучить и законспектировать вопросы по данному разделу
| май
|
Сценарий изучения дисциплины
Изучите структуру курса в целом. Готовясь к ближайшему практическому занятию, познакомьтесь с планом занятия и вопросами для коллективного обсуждения. Пользуясь списками основной и дополнительной литературы, законспектируйте ответы на вопросы. Конспект занятия может быть представлен как в рукописном, так и в электронном виде. Если Вы пользуетесь материалами из Интернета, убедитесь, что источником информации является научная литература. Соотносите найденный материал с формулировками вопросов для коллективного обсуждения. Имейте в виду, что на обсуждение каждого вопроса уделяется около 10 минут. Пользуйтесь глоссарием. Выполните задания для самостоятельной работы.
По окончании изучения каждой темы выполните тестовые задания по данной теме. Список рекомендуемой литературы
Основная литература
Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни [Текст]: Учебное пособие для высшей школы /Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. – 2-е изд., перераб. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с. – («Gaudeamus»).
Вулф Л. Жив и здоров : Полное pуководство по оказанию пеpвой помощи детям и подpосткам и пpоведению неотложного лечения / Вулф Л. ; мед. pед. Д. Зайдман ; пpедисл. Э. Ренцен ; ил. Г. Манpо и Б. Томас ; автоp. пеp. с англ. и науч. pед. В. М. Студеникина. - М. : Рус.кн., 1994. - 328 с.
Голубева Л. Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста : Учеб.пособие для студ. фак.дошк.образования пед.вузов / Голубева Л. Г., Лещенко М. В., Печора К. Л. ; Под ред.В.А.Доскина,С.А.Козловой. - М. : Академия, 2002. - 192 с.
Голубев, В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед.учеб.заведений / В.В. Голубев В.В., С.В.Голубев – М.: Издательский центр«Академия», 2000. – 320 с.
Голубев В. В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Голубев В. В., Лещенко М. В., Голубев С. В. - М. : Академия, 2000. - 200 с.
Дробинская, А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.О. Дробинская. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст]: /А.И. Захаров. – СПб: Союз, 2000. – 448 с.
Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст]: /А.И. Захаров. – СПб: КАРО, 2006. – 672 с.
Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст]: Пособие для практических работников дошкольных учреждений./М.Д. Маханева –М.: АРКТИ, 1997. – 88 с.
Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста[Текст]: методическое пособие/авт.-сост. Л.Н. Рябых. – Мурманск, МГГУ, 2011. – 66 с.
Ребенок до года : полная энциклопедия для родителей : пер. с итал. - М. : АСТ, 2003 ; Астрель. - 48 с.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249 – 03«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.rospotrebnadzor.ru/
Сергеева К. М. Справочник по заболеваниям детей раннего возраста [Электронный ресурс] / Сергеева К. М. ; ИДДК. - М. : Питер-Принт, 2006 ; Бизнессофт. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Дополнительна литература
Балабанова, М.А. Сказкотерапия: суггестивное значение сказок и психическое здоровье ребенка [Текст]: /М.А. Балабанова //Логопед в детском саду. – 2008. – № 9-10. – С. 31-36.
Баранов, А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста [Текст]:/А. Баранов //Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9. – С. 6-11.
Безрукова, Е.В. Сколиоз и плоскостопие. Как с ними бороться [Текст]: /Е.В. Безрукова // Дошкольная педагогика. – 2007. – №1. – С. 30-32.
Боровкова, Л.В. Педагогика здоровья [Текст]: /Л.В. Боровкова //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 3. – С. 8-9.
Герасимова, Л. Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье [Текст]: /Л. Герасимова//Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – С. 109-112.
Глушкова, Г. Игра или упражнение? [физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста] [Текст]: /Г. Глушкова //Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С. 29-34.
Гречаник, Ю.В. Психологические проблемы питания у детей [Текст]: / Ю.В. Гречаник //Психолог в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 68-85.
Грядкина, Т.С. Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: / Т.С. Грядкина // Дошкольная педагогика. – 2008. – №2. – С. 7-11.
Деркунская, В.А. Ситуационные задачи в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности [Текст]: / В.А. Деркунская //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 6. – С. 8-13.
Дмитриенко, В.Д. Дидактический материал к занятиям по валеологии [Текст]: /В.Д. Дмитриенко // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С. 19-27.
Доронина, М.А. Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ [Текст]: /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2008. – №8. – С. 27-29.
Дошкольник и компьютер: Медико-гигиенические рекомендации [Текст]: Учеб. пособие /Л.А. Леонова, А.А. Бирюкович, Т.А. Изотова и др. Под ред. Л.А. Леоновой; РАО, Ин-т возрастной физиологии РАО, Моск. Психолого-соц. ин-т. – М.: Воронеж: НПО «Модэк», 2004. – 64 с.
Ежова, Н.В. Педиатрия [Текст]: Учеб. пособие /Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – Мн.: Выш.шк., 1997. – 524 с.
Комплексная программа профилактических мероприятий по охране здоровья детей в городах Мурманской области [Текст]:(Сб. информационных документов) /Алексеев С.В., Рогозина Л.Д., Янушанец О.И. и др. – Мурманск, 1994. – 96 с. (Упр.образования адм. Мурм. обл., СПб Педиатр. мед. акад. и др.).
Коновалов В. Здоровье школьников : взгляд врача и психолога / Коновалов В.// Социальная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 39-42.
Кощавцев А. Г.Календарь развития ребенка / Кощавцев А. Г. ; под ред. А. С. Батуева ; науч. центр "Психофизиология матери и ребенка"СПб гос. ун-та. - М. : Айрис-пресс, 2002. - 128 с.
Кучер, Е.В. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления [Текст]: / Е.В. Кучер //Дошкольная педагогика. – 2009. –№ 4. – С. 8-11.
Кучирова, Е. Лыжная подготовка дошкольников на Крайнем Севере [Текст]: /Е. Кучирова //Дошкольное воспитание. – 2008. – № 1. – С. 47-52.
Макеева, А.Г. Долго ли до беды [Текст]: пед. профилактика дет. Наркотизма /А.Г. Макеева, И.А. Лысенко: Худож. Е. Чернова. – М.: Линка-пресс, 2000. – 256 с.
Малюкова, И.Б. Игровые упражнения как средство повышения эффективности гимнастики для глаз [Текст]:/И.Б. Малюкова //Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 6. – С.67-69.
Маталыгина, О.А. Как сформировать у ребенка навыки здорового питания [Текст]: /О.А. Маталыгина //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 4. – С. 4-7.
Миронюк, Н.В. Конспекты занятий в старшей группе из цикла «Познай себя» [валеология] [Текст]: / Н.В. Миронюк //Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С. 28-32.
Миронюк, Н.В. Смотри во все глаза! Познавательное занятие в старшей группе из цикла «Познай себя» [Текст]: / Н.В. Миронюк //Дошкольная педагогика. – 2007. – № 7. – С. 27-30.
Морозова, Т.Ю. О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях детского сада [Текст]: / Т.Ю. Морозова, И.Ю. Лебеденко //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С.4-6.
Никольская, И.М. Психологическая защита у детей [Текст]:/ И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2000. – 507 с.
Оценка основных антропометрических данных, полового созревания и артериального давления у детей [Текст]: /методические рекомендации под ред. И.М.Воронцова. – Мурманск, 1985. – 43 с.
Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей: Программы диагностики и коррекции нарушений [Текст] / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб.: Речь, 2002. – 162 с.
Рычкова, С.В. Функциональное питание детей [Текст]: /С.В. Рычкова //Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С. 7-8.
Сергиенко, Т.Е. Новые подходы к взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни [Текст]: /Т.Е. Сергиенко //Дошкольная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 58-62.
Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников [Текст]: /Т.Е. Сергиенко //Методист. – 2006. – № 10. – С. 63-68.
Слисенко, Е.И. Новые валеологические игровые технологии [Текст]: /Е. И. Слисенко, Н.А. Гуменюк //Дошкольная педагогика. – 2005. – № 2. – С. 6-15.
Сочеванова, Е.А. Здоровье детей и физические упражнения [Текст]: / Е.А. Сочеванова //Дошкольная педагогика. – 2008. – №1. – С. 4-6.
Спок, Б. Ребенок и уход за ним [Текст]: Пер. с англ. Н.А. Перовой. /Б. Спок. – СПб.: Лениздат, 1992. – 399 с. – (Библиотека молодой семьи).
Тайлер, Э. Скорая помощь [Текст]: пер. с англ. Домашний справочник неотложных состояний. / Э. Тайлер.- Ридерз дайждест, 2004. – 288 с.
Федорова, Т.В. Организация здоровьесберегающей среды на участке детского сада [Текст]: /Т.В. Федорова, Н.С. Сидоренко //Современный детский сад. – 2009. – № 7. – С. 45-47.
Цыдакович, Т.В. Подвижная игра как средство формирования социального здоровья [Текст]: /Т.В. Цыдакович //Дошкольная педагогика. – 2008. – №8. – С. 64-66.
Чеботарев, В.В. Комплексная оценка уровня физического здоровья детей дошкольного возраста [Текст]: /В.В. Чеботарев //Культура физическая и здоровье. – 2007. – №2. – С. 52-56.
Шабалов Н. П. Детские болезни. В 2-х т. Т. 2. : учебник для студ. педиатр. фак. мед. вузов / Шабалов Н. П. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2005. - 736 с.
Перечень видео- и аудиоматериалов
1. Видеофильм «Жизнь до рождения». Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online
электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы http://uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp
http://www.elibrary.ru/eLIBRARY.RU
Раздел 1.
История педиатрии и гигиены, закономерности роста и развития детей (практических занятий -1; 2 часа)
|