Тема урока: Как слова – части речи – становятся членами предложения.
Место урока в учебном плане: 2 урок в теме: «Возвращаемся к разговору о предложении».
Тип урока: объяснение нового материала – открытие нового знания.
Цель:знакомство с понятием член предложения
Задачи урока:
Образовательная: формировать умение отличать части речи от членов предложения.
Развивающая:развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.
Воспитательная:Способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе, прививать любовь к природе, к семье.
Формы обучения:
Коллективная (фронтальная)
Индивидуальная
Групповая (пары, четверки)
Методы:
организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:
наглядный;
словесный (рассказ, беседа);
практический (упражнения)
стимулирования и мотивации (игровой момент,);
контроля и самоконтроля:
устный и письменный;
фронтальный и групповой;
текущий и итоговый
Аннотация:
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий,
как стрелы, певучий и богатый, как песня над колыбелью.
А.Н.Толстой
Обучение на уроках русского языка по УМК «Гармония» ведёт детей от освоения общих способов действия к решению конкретных задач. Движение «от общего к частному» делает процесс обучения не только более эффективным, но и более экономным. Открыв для себя на одном уроке правильный способ действия, школьники получают возможность на всех следующих уроках накапливать опыт его свободного применения.
Тема, представленного мною урока русского языка: «Как слова – части речи – становятся членами предложения». Каждому учителю знакомы трудности, которые испытывает ученик, когда сталкивается с «двойной бухгалтерией»: появляется необходимость об одном и том же слове говорить – то имя существительное, то подлежащее, то глагол, то сказуемое. Тема достаточно сложная, но в тоже время очень важная. Детям с их прямолинейным мышлением трудно понять, почему одно и то же слово в предложении называется по-разному. Преодоление этой трудности означает новый виток в развитии ребенка. Теория членов предложения – это составная часть формальной грамматики.
Все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.
У детей младших классов преобладает наглядно-образное восприятие и мышление, а языковые понятия сложны для понимания ребенка: их нельзя «увидеть собственными глазами», «пощупать пальчиками». Поэтому задача каждого учителя – способствовать созданию в памяти ребенка эмоционально-окрашенного образа (модели-звуки, рифмованные правила, ребусы, анаграммы, символы-рисунки и т.д.) того или иного понятия, при этом развивается ассоциативное и абстрактное мышление.
Данный урокотведен для знакомства детей с понятием член предложения. В ходе урока учащиеся анализируют, классифицируют, делают выводы и обобщают языковой материал.
Система вопросов и заданий построена таким образом, что учащиеся самостоятельно делают «открытия» и выводы. Роль учителя на уроке: координировать рассуждения учащихся, стимулировать исследовательскую деятельность, контролировать и корректировать. Активная роль в ходе урока принадлежит ученикам, что является основой развивающего обучения.
Элементы игровой технологии помогают включить каждого учащегося в активную деятельность, дают возможность, независимо от способностей, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.
Конспект урока.
I.Организационный момент.
Звенит звонок, начинается урок.
-Чему мы учимся на уроках русского языка?
-Для чего мы этому учимся?
*грамотно писать
*обогащаем свою речь
*учимся применять свои знания на практике
*знакомимся с тем, как устроен наш язык
Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.
II.Оформление тетради.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
ІІI. Орфографическая минутка.
З а п и с ы в а е м в т е т р а д и:
Зимний денек, чудесная погода, легкие снежинки, веселый снеговик, играть в снежки, крепкий лед, кормушки для птиц.
-Какие орфограммы встретились и как их решили?
-Какая тема объединяет эти слова? (Зима)
ІV. Актуализация опорных знаний.
Девочка поставила санки на самую вершину горы, поудобней села и крепко взяла в руки веревку. Потом сильно оттолкнулась и поехала. Быстрые санки мчались как ветер. Мама с папой ждали меня внизу.
1.Задание к тексту:
1)Выпишите слова, которые служат для обозначения предметов (существительные), признаков предмета (прилагательные), действий предмета (глаголы).
2)Для чего служат слова? (чтобы общаться, слова объединяются в предложения)
2.Повторяем о предложении:
Прочитайте, какие группы слов нельзя назвать словом «предложение».
З а п и с ь н а д о с к е:
Снег лежать тепло весна. Снежки зима играть погода. Наша семья очень дружная.
-Почему первая и вторая записи не предложение? Докажите.
Вывод: Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу. В предложении выражается законченная мысль. Слова в предложении всегда стоят в определенном порядке.
-Прочитайте еще раз наше предложение. О чем в нем говорится? (О семье).
-Когда-то папа и мама объединились и создали семью. Каждый из них стал членом семьи. Потом появился новый член семьи – это ты. С тех пор так вы и остаетесь: кто – мамой, кто – папой, кто – сыном или дочкой. В семье есть еще дедушки и бабушки. Но одновременно каждый из вас – член семьи. Похоже ведут себя и слова.
Прочитайте сообщение в упражнении 410.
-
Соединяясь друг с другом для выражения мысли, вступая для этого в предложение, слова становятся членами предложения.
Но каждый член предложения остается словом, которое относится к какой-нибудь части речи. Поэтому о любом члене предложения обычно говорят, какой частью речи он выражен.
| V. Постановка темы.
-Как же мы можем назвать тему нашего сегодняшнего урока?
Как слова – части речи - становятся членами предложения.
VІ. Физкультпауза.
Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите! Карусель остановите.
VIІ. Изучение нового материала.
-Давайте проверим, хорошо ли поняли новую мысль. Для этого прочитайте слова из упражнения 411 и решите: 1)являются ли они частями речи, 2)являются ли они членами предложения?
-
Снежинки, пуш*стый, кружились, воздух, в, и, ле*кие, хлоп?ями, земля, на, опускались
| Ответы: 1)Эти слова являются частями речи, но не являются членами предложения, так как самого предложения нет, а есть только группа слов.
-Можно ли эти слова сделать членами предложения?
Ответ: Можно. Нужно из слов составить предложение. «Легкие пушистые снежинки кружились в воздухе и хлопьями опускались на землю.»
-Запишите в тетради предложение и сосчитайте количество слов.
-Как вы думаете? Все ли части речи могут стать членами предложения? Давайте узнаем об этом из упражнения 412.
-
Членами предложения могут быть только слова самостоятельных частей речи. Слова служебных частей речи входят в предложение, но отдельными членами его не являются. Предлоги, частицы остаются помощниками других слов и составляют с ними один член предложения; союзы помогают всему предложению.
| VIIІ. Закрепление изученного материала.
З а п и с ь н а д о с к е:
Зима пришла на реку. Лед покрыл поверхность водной глади. На высокие берега лег пушистый снег.
-Все ли слова являются частями речи? (Да)
-А являются ли они членами предложения? (Нет, только самостоятельные части речи)
-Сколько в предложении частей речи и сколько членов предложения? (15 и 13)
-Спишите предложения.
ІX. Тренировочные упражнения.
1.Цифровой диктант. ( Учитель читает предложения, а дети записывают цифрами – сколько частей речи в предложении и сколько членов предложения.)
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В нем была вода на дне. Стала галка кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Галка напилась.
X. Итог урока.
Вот и закончился урок!
Подведем скорей итог!
– Расскажите, чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
– Что получилось? – Что было трудно?
-У каждого из вас на столах лежит лесенка из пяти ступенек. С её помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?
-Урок окончен, спасибо!
XІ. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Семья зимой».
| |