Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/9
Дата публикации11.12.2013
Размер1.28 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Методические рекомендации по дисциплине

  1. «Теория и методика дошкольного образования:

  2. Теория и методика развития речи детей»



Составитель: А.А. Смага, к.п.н., доцент


Пояснительная записка.

Курс «Теории и методики развития речи детей» является одним из основных в профессионально-образовательной программе подготовки специалистов дошкольного профиля (специальность «050703.65 – Дошкольная педагогика и психология»).

Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности ребенка.

Цель курса – формирование у студентов глубокого понимания лингводидактических и психофизиологических основ обучения родной речи и вооружения их эффективными методами и приёмами работы с детьми.

Задачи курса:

  1. Дать студентам научно-методические знания о процессе развития речи и речевого общения детей.

  2. Сформировать умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности развития речи и речевого общения дошкольников на разных возрастных этапах.

  3. Научить определять содержание речевой работы с группой и отдельными детьми, правильно выбирать эффективные пути воздействия на их речь, анализировать полученный результат.

  4. Обеспечить усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения родному языку, а также знаний конкретных способов речевого развития детей и умений применять их в изменяющихся условиях.

  5. Сформировать умение анализировать и критически оценивать опыт работы других, проводить экспертизу программ развития речи детей.

  6. Стимулировать изучение инновационного опыта работы по развитию речи и стремления создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками и уметь использовать их на практике.

В результате изучения дисциплины «Теории и методики развития речи детей»

студенты должны знать:

    • теоретические основы методики развития речи;

    • особенности организации работы по развитию речи во взаимосвязи с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка;

    • цель и задачи речевого развития детей;

    • методические принципы развития речи;

    • содержание речевой работы в разных возрастных группах;

    • средства, формы, методы и приёмы работы с детьми по речевому развитию;

    • функциональные характеристики языка;

    • методы исследования в методике развития речи;

    • направления исследований детской речи (структурное, функциональное, когнитивное);

    • современные программы развития речи;

    • закономерности речевого развития детей;

    • особенности овладения речевыми сторонами (лексика, фонетика, грамматика, связность);

    • направления работы по развитию словаря, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, развитию связной речи и ознакомлению с художественной литературой, по подготовке к обучению грамоте;

    • современные подходы к развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни.


Теоретическая и практическая готовность студентов в ходе изучения данного курса должна способствовать формированию у них профессиональных умений:

  • умение обследовать речь детей;

  • составлять характеристики речевого развития;

  • выделять необходимые для предстоящего общения с детьми особенностей среды их развития;

  • составлять перспективный план, план-конспект конкретного мероприятия по развитию речи;

  • умение привлекать внимание детей, устанавливать эмоциональный контакт с ними;

  • обеспечивать мотивацию речевой деятельности;

  • умение владеть речью и использовать невербальные средства общения;

  • создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми;

  • умение анализировать коммуникативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребёнка и обобщать полученные результаты.

Программа курса базируется на следующих стержневых идеях:

  • осознание роли родного языка, как одного из фундаментальных и универсальных аспектов человеческой культуры;

  • понимание роли речи в психическом развитии ребенка, своеобразия речевого онтогенеза, процесса развития речи как качественных изменений, скачков, внутренне связанного с развитием мышления и сознания, охватывающего все функции, стороны и связи слова (А.Н. Леонтьев);

  • трактовка речевого развития как формирования языковой способности на основе языковых обобщений, воспроизведения речевых образцов, интуитивного усвоения языковых средств и норм, саморазвития речи;

  • признание ведущей роли культурной языковой среды и речевого диалогического общения в развитии речи и личности ребенка; понимание роли, специфики и методических принципов специального обучения речи детей дошкольного возраста, его место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. В основе обучения речи лежит коммуникативный подход; развитие различных сторон речи осуществляется в рамках структуры речевой деятельности;

  • осознание того, что научно обоснованная методика обучения речи и языку должна опираться на понимание; сущности и отличительных черт явлений языка и речи; механизмов и особенностей речевого онтогенеза; специфики содержания и методов дошкольной дидактики.

При изучении курса методики применяются различные формы учебной работы: лекции, практические занятия, используются технические средства обучения.

На семинарах предусматривается рассмотрение теоретических проблем на основе изучения научной литературы в области развития речи, анализ рефератов, докладов, сообщений, аннотаций и рецензий, подготовленных студентами.

Практические занятия направлены на обсуждение методических вопросов, разработку студентами конспектов диагностических и обучающих занятий с детьми, дидактических игр и лексико-грамматических упражнений, планов работы на основе ознакомления с материалами специальных исследований речевого онтогенеза и опытом работы с учетом традиций отечественной методики.

Программа рассчитана на 150 часов аудиторных занятий и 150 ч. - самостоятельной работы студентов.

Изучение курса завершается зачетом (3 курс) и экзаменом (4 курс).
Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Теоретические основы методики развития речи.

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.

10

- защита контрольной работы.


2.

Из истории методики развития речи

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.

10

- защита рефератов.


3.

Система работы по развитию речи в детском саду.

- вопросы для самостоятельного изучения,

- контрольная работа.

-тесты.

12

- защита контрольной работы,


4.

Методика развития словаря.

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- тест

-понятийный диктант

12

- защита рефератов

-выполнение тестов.

-защита альбомов «Активизации словаря», « Альбома загадок».



5.

Методика формирования грамматического строя речи.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- понятийный диктант

- конспекты занятий

12

- защита рефератов

- выполнение тестов.

- проверка конспектов занятий.


6.

Методика воспитания звуковой культуры речи.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- понятийный диктант

- конспекты занятий

12

- защита рефератов

- выполнение тестов.

-изготовление дидактических пособий.

- проверка конспектов занятий.

7.

Методика развития связной речи.

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- контрольные работы.

20

- защита рефератов

- проверка контрольных работ.


8.

Методика работы с художественной литературой в детском саду.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- понятийный диктант

-составление эскизов книжного уголка

12

- защита рефератов

-презентация эскизов книжного уголка.


9.

Подготовка детей к обучению грамоте.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- конспекты занятий

10

- защита рефератов

- проверка конспектов занятий.


10

Планирование работы по развитию речи детей в детском саду.


-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- контрольные работы.

-составление планов календарно-тематической работы.

10

- защита рефератов

- проверка контрольных работ.
-защита календарных планов.

11

Диагностика речевого развития детей.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- контрольные работы.

-подбор диагностических методик.

10

- защита рефератов

- проверка контрольных работ.

-презентация диагностических методик.


12

Методическое руководство развитием речи детей в дошкольных учреждениях и органах управления образованием.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- анализ занятий по развитию речи

10

- защита рефератов

- проверка материалов анализа.


13

Преподавание курса «Методика развития речи в дошкольных педагогических училищах и колледжах».

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

-составление уроков для студентов пед. колледжа.

10

- защита рефератов

- обыгрывание уроков по методике развития речи в аудитории.



всего




150



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Примерные темы семинарских и практических занятий.


  1. Теоретические основы методики развития речи детей.

  2. Вопросы развития речи детей в педагогической системе К. Д. Ушинского, Е.И.Тихеевой.

  3. Задачи и содержание работы по развитию речи детей. Анализ программ развития речи дошкольников.

  4. Развитие речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

  5. Обучение как средство развития речи детей дошкольного возраста.

  6. Теоретические основы словарной работы в детском саду.

  7. Теоретические основы формирования грамматического строя речи дошкольников.

  8. Методика формирования грамматической стороны речи дошкольников.

  9. Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях.

  10. Теоретические основы методики развития связной речи дошкольников.

  11. Теоретические основы методики работы с художественной литературой.

  12. Методика ознакомления с книгой.

  13. Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте.

  14. Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.

  15. Планирование работы по развитию речи.

  16. Организация методической работы по развитию речи в детском саду.

  17. Преподавание методики развития речи детей в педагогическом училище.

  18. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.


Занятие 1

Теоретические основы методики развития речи детей
Вопросы к занятию

1. Предмет методики развития речи детей и задачи курса.

2. Методологические основы методики.

3. Естественно-научные и психологические основы методики.

4. Лингвистические основы методики.

Задания для самостоятельной работы:

1.Подобрать высказывания о роли родного языка в развитии личности.

2.Составить таблицу «Письменная и устная речь» (различия).
Литература основная

  1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада : планы занятий / Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 103, [4] с.

  2. Матухно И. Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей / Матухно И. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 95-97.

  3. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 256 с.

  4. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.


Литература дополнительная

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. - 400 с. - (Педагогическое образование).

  2. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]: Учеб. пособие / Ф. А. Сохин ; РАО, Моск. психолого-соц. ин-т. - М.; Воронеж : НПО"МОДЭК", 2002. - 224 с. - ISBN 5-89502-339-8 : 60-50.

  3. Теория и методика развития речи детей : пособие для самостоятельной работы : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Дошк. педагогика и психология", "Педагогика и методика дошк. образования" / В. И. Яшина [и др.]. - М. : Академия, 2006. - 192 с. - (Высшее проф. образование). - ISBN 5-7695-2215-1 [Гриф МО] : 166-00.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск