Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации17.12.2013
Размер0.92 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра прикладной лингвистики

и образовательных технологий в филологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС дисциплины


Технологии и методики

обучения русскому языку

ООП 050300. 62 Филологическое образование: бакалавриат

Факультет: филологический

Курс 3, семестры 5-6

Москва – 2010

Учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии и методики обучения русскому языку» обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий в филологии, протокол № 8 от 27 января 2010 г.

Составитель:

Старший преподаватель кафедры прикладной

лингвистики и образовательных технологий, ст. преподаватель

Кулакова А.А.

Зав. кафедрой прикладной лингвистики и образовательных технологий в филологии, к.ф.н., профессор

Коханова В.А.



Часть I

Программа

учебной дисциплины

Технологии и методики

обучения русскому языку

П Р О Г Р А М М А У Ч Е Б Н О Й Д И С Ц И П Л И Н Ы

«ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ З А П И С К А

Программа дисциплины «Технологии и методики обучения русскому языку» входит в блок общих педагогических дисциплин, освоение которых предполагает получение звания бакалавра филологического образования.

ЦЕЛЬЮ преподавания курса «Технологии и методики обучения русскому языку» является подготовка бакалавров филологического образования, способных в процессе преподавания предмета «Русский язык» в средней школе успешно решать исследовательские и образовательные задачи и вести работу, направленную на развитие, обучение и воспитание учащихся в соответствии с моделью личностно-ориентированного образования и на

основе сознательно-коммуникативного подхода как методологической основы при изучении русского языка.

ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

- добиться осознания будущими бакалаврами особой роли школьного филологического образования, в структуру которого входит предмет «Русский язык», в освоении нравственных ценностей народа, в развитии как общегражданского сознания, так и национального самосознания личности, в приобщении ее к отечественной и мировой духовной культуре, а также в расширении возможностей активного влияния человека на свою жизнь и на жизнь общества в целом;

- воспитать учителя, способного преподавать русский язык в условиях полиэтнического и поликультурного образовательного пространства русской школы, вооружить его методами и приемами создания учебной модели диалога культур как средства понимания равной ценности своей и иной культуры и воспитания осознанной любви учащихся к изучаемому языку, в котором отражены смыслы и ценности личности с ее этническими особенностями;

- дать будущим бакалаврам научно-методические знания о содержании школьного курса русского языка, которое включает систему знаний, умений, навыков, а также опыт творческой коммуникативной деятельности школьников и их эмоционально-ценностное отношение к языку в системе школьного филологического образования;

- научить оптимально выбирать методики и технологии обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными возможностями, личностными достижениями и актуальными проблемами учащихся в области освоения русского языка;

- помочь студентам в практическом освоении технологий и методик построения и проведения современного урока, ориентированного на развитие ключевых компетентностей школьника.

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Отбор содержания дисциплины, входящей в основную образовательную программу подготовки бакалавра по направлению 540300 Филологическое образование, осуществлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2005 г.).

Организация учебного материала определена целью курса «Технологии и методики обучения русскому языку» - подготовкой студентов к практической профессиональной деятельности - и предусматривает последовательное изучение курса – от общих вопросов, качающихся методологических аспектов дисциплины, к частным вопросам методики преподавания русского языка и выбора технологий обучения.

ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

В ходе текущей аттестации качество усвоения знаний проверяется как в устной, так и в письменной форме. Предполагается проведение разных по форме и объему работ (контрольные работы, тесты по материалам лекций, планирование различных видов деятельности учителя русского языка, проведение фрагментов уроков, анализ деятельности студента в ходе подготовки и проведения фрагментов учебных занятий, решение методических задач).

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

По итогам изучения дисциплины предполагаются следующие формы аттестации: зачет по окончании первого семестра и экзамен после завершения второго семестра, однако аттестация возможна и на основании результатов, отраженных в технологической карте дисциплины. Проверка качества усвоения знаний проводится также в ходе Государственной итоговой аттестации, где на междисциплинарном экзамене студентам предлагается выполнить практические задания, в процессе выполнения которых моделируется практическая деятельность учителя русского языка.

С О Д Е Р Ж А Н И Е К У Р С А

Предмет, содержание и структура курса «Технологии и методики

обучения русскому языку». Роль курса в профессиональном

становлении учителя русского языка.

Цель курса «Технологии и методики обучения русскому языку» и его роль в профессиональной подготовке учителя русского языка. Технология преподавания учебной дисциплины и методика предметного преподавания как части педагогической науки. Проблема различения технологии и методики предметного преподавания в современной педагогической науке. Методика обучения русскому языку как основополагающий элемент в структуре и содержании курса. Современные технологии обучения в содержании и структуре курса. Разделы курса и последовательность их изучения. Контекстное обучение в процессе усвоения курса, включающее формы собственно учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности (в том числе имитационной, игровой и т.д.) как путь преодоления знаниецентрического и узкопрактического подходов при подготовке бакалавров. Контроль усвоения разделов курса и его формы.
Методика преподавания русского языка как наука. Процесс обучения, воспитания и развития учеников на уроке русского языка как объект, а исследование закономерностей этого процесса как предмет методики обучения русскому языку. Основные понятия методики русского языка. Связь методика преподавания русского языка с другими науками. Вклад выдающихся ученых-методистов в становление методики преподавания русского языка как науки.

Русский язык как учебный предмет в системе современного

филологического образования

Место русского языка как учебного предмета в разные периоды становления среднего образования в России. Теория целостного филологического образования в современной методической науке.

Сущность филологического образования, его цель и место в системе среднего образования. Единство целей, ориентированность на текст и общее понятийное ядро как предпосылки решения проблемы интеграции предметов, объединенных в систему филологического образования.

Социальные функции русского языка и образовательное и воспитательное значение предмета «Русский язык»; специфика предмета «Русский язык» как основы общего образования школьников. Общедидактические цели работы по русскому языку в школе.

Компетентностный подход в целеполагании при обучении русскому языку. Понятие языковой личности в методике преподавания русского языка. Ключевые компетенции как конкретизированные цели образования. Характеристика лингвистической (языковедческой), языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Язык как форма отражения национальной культуры и культуроведческая компетенция. Диалог культур на уроках русского языка. Эстетическая функция русского языка в системе его преподавания.

Содержание обучения русскому языку в средней школе. Основные нормативные документы, регулирующие содержание обучения русскому языку. Государственный образовательный стандарт и его компоненты.

Состав и структура курса как составные части содержания обучения русскому языку в школе.

Состав курса. Знания о языке в составе курса (общие и системные сведения о языке, его устройстве, функционировании, о единицах различных уровней языковой системы, сведения о выдающихся представителях русистики). Оценочная характеристика родного языка в содержании предмета школьного курса «Русский родной язык».

Знания о речи в составе курса русского языка (сведения о речевой деятельности, тексте как продукте речевой деятельности, о стилях и типах речи, речевых жанрах; речеведческие понятия).

Орфографические и пунктуационные правила, а также умения и навыки их применения в составе школьного курса русского языка.

Речевые умения и навыки (понимания (аудирования) русской речи, чтения, письма, говорения) и коммуникативные умения и навыки адекватного использования языка в разных сферах и ситуациях общения в соответствии с мотивами, целями и социально понятыми нормами поведения – важнейший компонент состава курса русского языка.

Отражение структуры школьного курса в распределении его состава по классам, полугодиям, четвертям.

Состав и структура курса русского языка в основных учебных программах для среднего звена общеобразовательной школы (в программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского; в программах под редакцией В.В.Бабайцевой и под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта).

Программы по русскому языку для старшей школы базового уровня Н.Г.Гольцовой и А.И.Власенкова.

Программы для старшей школы профильного уровня, предполагающего усиленную теоретическую направленность изучения русского языка (программа М.Т.Баранова, программа Г.К.Лидман –Орловой,Т.М.Пахновой и Ю.С.Пичугова).

Подходы и принципы при обучении русскому языку Подход как методологическая ориентация в образовательном процессе. Виды подходов.

Личностно-ориентированный подход, который предполагает признание ученика субъектом учебного процесса и развитие личности школьника, как дидактическая основа при преподавании русского языка. Реализация личностно-ориентированного подхода во всех компонентах системы обучения (на уровне отбора содержания предмета, выбора технологий обучения и приемов обучения). Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении.

Понятие «языковая личность» в лингводидактике и вопрос о ведущем частнодидактическом подходе методики преподавания русского языка. Коммуникативно-деятельностный подход как методологический фундамент обучения русскому языку. Принципы сознательности и текстоцентричности в структуре деятельностного подхода.

Общедидактические, общеметодические и частнометодические принципы в структуре преподавания русского языка. Общедидактические принципы (научности, последовательности, систематичности, связи теории с практикой, преемственности и перспективности, сознательности и активности, доступности, индивидуального подхода к учащимся, прочности и активности) и их реализация в процессе преподавания русского языка.

Понятие общеметодического (частнодидактического) принципа. Принципы, применяемые к учебному предмету « Русский язык» (экстралингвистический принцип, системный, структурно-семантический, функциональный, принцип различения синхронии и диахронии, принцип ориентации процесса обучения на формирование всех видов речевой деятельности), как исходные теоретические положения при выборе дидактического (учебного) языкового материала, технологий, методов и приемов его изучения и форм организации обучения.

Методы обучения русскому языку. Понятие метода в дидактике и методике. Метод и принцип обучения. Метод и методический прием.

Общедидактические методы обучения и их классификация. Классификационные системы методов, построенные с ориентацией на дидактическую цель, лежащую в основе того или иного этапа обучения (методы обучения и методы контроля), на источник получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ и др.), на способ мышления при познании (методы индукции и дедукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза).

Группы методов обучения в классификационной системе Ю.К.Бабанского:

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации познания, методы контроля и самоконтроля.

Из истории формирования системы методов обучения русскому языку. Вопрос о методах обучения в в работах Ф.И.Буслаева и К.Д.Ушинского. Многообразие подходов к систематизации методов обучения русскому языку во второй половине ХХ века.

Общедидактические методы обучения как основа системы методов обучения русскому языку. Классификация методов обучения русскому языку на базе системы общедидактических методов И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина.

Классификация методов обучения русскому языку в соответствии с этапами обучения русскому языку.

Система методов обучения русскому языку Л.П.Федоренко. Источники знаний как основа классификации. Группы методов обучения русскому языку: методы теоретического изучения языка (сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику), методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи (упражнения с языковым разбором, диктант, наблюдение, видоизменение, конструирование), методы практического изучения и обучения речи (анализ текста, изложение, сочинение).

Методы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (метод опоры на ранее приобретенный жизненный и знаниевый опыт, метод диалога и полилога, игровые методы, метод «мозгового» штурма, метод дебатов т.д.).

Технология проблемного обучения и методические приемы создания проблемной ситуации.
Средства обучения русскому языку. Учебник как ведущее средство обучения. Информативная, систематизирующая и трансформационная функции учебника. Основные требования к работе с учебником на уроке русского языка.

Учебник и программа. Учебники русского языка для средней школы, вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебно-методический комплекс и его структура. Наиболее распространенные учебно-методические комплексы для преподавания русского языка в среднем звене (в 5-9 классах) общеобразовательных учебных заведений неспециализированного типа.

Характеристика учебно-методического комплекса М.Т.Баранова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибабы, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова и др. (структура учебников, теоретический материал, индуктивный, дедуктивный и индуктивно-дедуктивный способы его подачи; типы упражнений; задания игрового и занимательного характера; материал по развитию речи в учебниках; методические и дидактические материалы к комплексу). Методическая поддержка учителя в учебно-методическом комплексе.

Учебно-методический комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой. Особенность структуры комплекса: системное линейное изложение теории в одном учебнике-справочнике для 5-9 классов. Содержание учебника «Русский язык: Теория: 5-9 классы». Проблема соответствия формы предъявления материала возрастным особенностям учащихся. Характеристика учебных пособий «Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений» и «Русская речь».

Учебно-методический комплекс под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. Речевая направленность как основная особенность комплекса.

Содержание и структура комплекса, дедуктивный и индуктивный принципы подачи теоретического материала в разделах учебников. Функциональный подход к описанию фактов языка.

Особенность «линейки» учебников русского языка под редакцией М.В.Панова. Теоретическая направленность, исследовательский характер подачи материала, акцент на развитие аналитического мышления учащихся, учет возрастных особенностей школьников (занимательный характер изложения, большое количество игровых заданий ). Проблема насыщенности учебников упражнениями, позволяющими вырабатывать навыки правописания.

Учебно-методический комплекс под редакцией С.И.Львовой и В.В.Львова. Состав и особенности комплекса. Ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, нацеленность на овладение основными видами речевой деятельности. Принцип текстоцентризма в учебнике. Наглядность как способ подачи теоретического материала. Разноуровневый характер заданий. Подготовка к государственной аттестации в комплексе. Входящий в состав УМК дневник достижений учащегося, позволяющий осуществлять самоконтроль и коррекцию ошибок.

Вспомогательные материалы для учителя. Дополнительные материалы для учащихся.

Наглядность в преподавании русского языка. Средства зрительной, слуховой и зрительно-слуховой наглядности; средства интерактивного обучения (компьютерные учебные программы, интернет-обучение «онлайн»).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск