Скачать 0.54 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Канске Устное народное творчество УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050301.65 – Русский язык и литература Канск 2010 УМКД составлен преподавателем филиала Э.Ю. Радыгиной, ст. преподавателем Обсужден на заседании Совета филиала «_03»_сентября_2010 г. Председатель Совета филиала А.Л. Андреев Протокол согласования рабочей программы дисциплины «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» с другими дисциплинами специальности 050301.65 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2010/2011 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г. СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Устное народное творчество» разработан для студентов заочной формы обучения по специальности 0503010.65 «Русский язык и литература»; составлен с учетом требований современных стандартов высшего профессионального образования. Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Устное народное творчество» состоит из следующих элементов:
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и для студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины. Учебная программа курса «Устное народное творчество» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Кроме того, для студентов предлагаются конспекты уроков, тесты для школьного освоения курса «Устное народное творчество», научно-учебные дидактические материалы, являющиеся теоретической поддержкой курса и содержащиеся в локальной сети. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301 – Русский язык и литература, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 707 пед/сп (новый).
Введение Место дисциплины в реализации основных задач ДПП.Ф.11: дисциплина «Устное народное творчество» относится к циклу дисциплин предметной подготовки. Она занимает одно из важных мест в системе подготовки учителя по специальности 050301.65 – Русский язык и литература и имеет мировоззренческое значение. Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ДДП: дисциплина «Устное народное творчество» является дисциплиной профессиональной образовательной программы по специальности 050301.65 – Русский язык и литература, в рамках изучения которой осуществляется специальная подготовка учителя для преподавания предмета Литература в учреждениях среднего (полного) общего образования. Содержание дисциплины «Устное народное творчество» интегрировано в структуру блока дисциплин предметной подготовки. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Детская литература, История русской литературы, Русская диалектология Материал данной дисциплины непосредственно используется для изучения дисциплин: Теория и методика обучения русскому языку и литературе, Русская речевая культура, Теория и методика преподавания словесности в школе. Целью изучения дисциплины является усвоение специфики устного народного творчества в системе филологических дисциплин, фольклорной традиции, поэтике жанров русского фольклора, их идейно-эстетического национального богатства. Закрепляя, углубляя и расширяя знания и умения студентов, создать базу для научного осмысления явлений устного народного поэтического творчества, вызвать у студентов желание применять приобретенные знания и умения при изучении фольклора в преподавательской деятельности в школе. Задачи дисциплины: - рассмотреть русский фольклор как художественно- мировоззренческую систему. - формировать умения анализировать произведения народного поэтического творчества, в том числе в историческом и эстетическом аспектах; - сопоставлять разные точки зрения на проблему и вырабатывать свой взгляд на нее; - прослеживать связь произведений фольклора с мифологией и профессионально-авторским творчеством; - классифицировать произведения фольклора; - формировать и развивать региональное самосознание. Обучение осуществляется в форме практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы. Дисциплина рассчитана на один (первый) семестр и завершается экзаменом. Изучение курса «Устное народное творчество» предполагает:
В результате изучения курса студент должен знать: - специфику русского устного народного творчества; - жанры и жанровые особенности произведений фольклора. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. Фольклор как предмет филологического изучения
Место данного курса в системе вузовских дисциплин. Характеристика основных учебных пособий. Понятие о предмете изучения, его различные терминологические обозначения. Происхождение и значение термина «фольклор». Специфика фольклора. Традиционность. Вариативность. Особенности изучения фольклора. Связь фольклористики со смежными дисциплинами. Историко-этнографическая, психологическая, нравственная и эстетическая ценность фольклора. Фольклорные мотивы и образы в музыке, живописи, скульптуре. Роды и виды устного народного творчества. Жанровый состав русского фольклора. Проблема классификации. Взаимосвязь жанров. Периодизация. Историческое развитие жанровой системы фольклора.
Определение обряда. Общие особенности обрядовой поэзии. Приуроченность к хозяйственным и семейным обрядам. Функции обрядовой поэзии. Проблемы классификации. Календарно-тематическая поэзия. Годовой земледельческий календарь. Циклы обрядовой поэзии. Обряды и жанровый состав зимнего цикла. Колядки, подблюдные песни (святки). Масленичные песни (масленица). Специфика календаря сибирских старожилов. Обряды и жанровый состав весенне-летнего цикла. Веснянки (встреча весны). Троицко-семицкие песни (троицко-семицкая неделя). Купальский обряд. Обряды и жанровый состав осеннего цикла. Жнивные песни (жатва). Отражение быта и верований (двоеверие) в календарно-обрядовой поэзии. Поэтические особенности. Собирание и изучение календарно-обрядовой поэзии. Художественное воздействие календарных обрядов и поэзии на литературу, живопись, музыку. Проблема классификации календарной обрядности в современной фольклористике. Семейная обрядовая поэзия Семейные обряды и жанры обрядовой поэзии, с ними связанные. Родильные обряды и поэзия родильных обрядов. Свадебный обряд. Жанровый состав свадебной поэзии (причитания невесты, свадебные песни: лирические, величальные, корильные). Образ дружки, приговоры, дружки. Поэтические особенности свадебной поэзии. Хоровые и игровые песни. Тематические группы, поэтические особенности. Рекрутский обряд и причитания. Происхождение обряда. Особенности содержания. Исполнители причитаний: М. Гороней об Ирине Федосовой. Собирание и изучение семейной обрядовой поэзии. Основные сборники. Модуль 2. Классический и позднетрадиционный фольклор 3. Малые фольклорные жанры Творчество взрослых для детей: пестушки, потешки, колыбельные как жанры «материнской» поэзии, поэзии пестования. Произведения, перешедшие из взрослого фольклора в детский: первоначальный смысл магического действия закличек, приговорок, считалок, жеребьевок. Небылицы-перевертыши как особый вид прибауток; их корни и влияние на детскую поэзию 20 века. Дразнилки, поддевки как жанры сатирического детского фольклора. Пословицы и поговорки. Жанровое определение. Критерий разграничения пословиц и поговорок. Функции пословиц. Тематическое многообразие пословиц. Пути их возникновения. Мировоззрение и идеалы, выраженные в пословицах. Устойчивость текста. Структура, поэтические особенности, стиль. Типы поговорок. Функции жанра. Особенности образной системы. Собирание и изучение пословиц и поговорок. Сборники и материалы. Загадки. Жанровое определение. Функции жанра. Тематическая классификация загадок. «Тайная речь» в загадках. Связь загадок с другими жанрами фольклора (сказками, народными песнями, пословицами и др.). Отражение быта в загадках. Доэтические особенности жанра. Новые загадки. Собирание и изучение загадок. Сборники. Прозаические жанры русского фольклора. Проблемы классификации. Эстетическое отношение жанров к действительности. Специфика вымысла в жанрах устной народной прозы.
Разновидности сказок и их жанровые определения. Волшебные сказки. Основные сюжеты волшебных сказок («Победитель змея», «Смерть Кащея», «Мачеха и падчерица», «Сивка-бурка». «Царевна-лягушка» и др.). Историческая основа сказочного сюжета. От мифа к сказке: эволюция сюжета, происхождение сказочного вымысла (обретение эстетической функции текстом). Наполнение содержания сказки социальной проблематикой в историческое время. Проблемы идеала в волшебной сказке. Структура волшебной сказки (работа В.Я. Проппа). Необычность поэтики. Композиция. Инициальные и финальные формулы, их функции. Динамизм сказочного сюжета. Однонаправленность сюжета. Статичность характеров героев. Троекратные повторы в формулах и ситуациях. Стиль волшебной сказки. Прием контаминации. Новеллистические (социально-бытовые) сказки. Происхождение вымысла. Виды, темы, сюжеты и герои социально-бытовых сказок. Отражение социальных и семейных отношений. Сатирические образы (барин, поп, купец). Торжество героя из народа (работника, крестьянина, солдата). Сказки о супружеской неверности, строптивых женах. Сказки об Иване-дураке. Генезис сюжета данного типа сказок. Образ главного героя. Структура сюжетов социально-бытовых сказок, сходство ее со структурой анекдота. Поэтика и стиль социально-бытовых сказок. Сказки о животных. Архаические представления в сказках (анимизм, антропоморфизм, тотемизм). Иносказательность сказок о животных. Сатира и юмор. Поэтика и стиль. Классификация сказок по системе Аарне-Томпсона. Ее недостатки и достоинства. Собирание и изучение сказок. Основные сборники. Русская сибирская сказка. Основные темы, сюжеты, система персонажей, особенности вымысла, композиция, стиль: а) волшебных сказок; б) социально-бытовых сказок; в) сказок о животных. Основные сборники русских сибирских сказок. Возникновение сказочного сюжета. 1. Различные представления о смехе и различные функции смеха в разные исторические периоды 2. Происхождение сюжета сказки о Несмеяне. 3. "Тайная речь" в загадках и других фольклорных жанрах. 4. Просхождение сюжетов сказки "Богатый и нищий", "Терем Мухи". 5. Жанры несказочной прозы Предания. Исторические и топонимические предания. Жанровое определение. Природа вымысла. Связь с религиозной тематикой и функцией жанра. Структура. Особенности поэтики. Легенда. Жанровое определение, функция жанра. Связь легенды с религиозной тематикой. Проблематика легенд. Былички. Жанровое определение. Функция жанра. Выражение архаичных верований в быличках. Персонажи быличек. Особенности поэтики. Сказы. Жанровое определение. Отличие от преданий. Тематика, стиль, особенности поэтики. Небылицы. Жанровое определение. Генезис жанра. Жанровая функция. Поэтика. Анекдоты. Жанровое определение и функция. Структура. Разнообразие тематики. Значение жанра. Взаимоотношения жанров устной несказочной прозы. Их историческое развитие: отмирание, изменение функции жанра, трансформация в небылицу, сказку, анекдот. Современное состояние устной прозы. Основные сборники. Указатели. Былины. Жанровое определение. Основные признаки былины. Народные определения жанра. Отношение русского эпоса к исторической действительности. Отражение внутренних и внешних конфликтов Древней Руси, реалий того времени в эпосе. Мифологические представления в былинах. Проблемы классификации. Проблемы периодизации развития эпоса (вопрос происхождения былин, периоды, циклизация). Сюжеты, темы и образы русского эпоса (Былины о Святогоре, Микуле Селяниновиче, Вольге, Илье Муромце, Дорбыне Никитиче, Алеше Поповиче, Садко. Василии Буслаеве). Композиция. Язык былин. «Былинный стих». Бытование эпических песен. Сказители. История собирания и изучения. Особенности сюжета воинских и социально-бытовых былин (в записях 19 века) (показать на примерах). Композиционное строение былин. ("Илья-Муромец и Соловей-разбойник", "Илья-Муромец и Калин-царь", "Садко" - богатырь гость" (из сборника Кирши Данилова). Поэтический язык былин: а) гипербола; б) троекратные повторения персонажей, действий, ситуаций, пейзажей; в) параллелизмы; г) эпитеты; д) сравнения; е) метафоры; ж) уменьшительные, ласкательные, уничижительные словесные формы; з) повторение предлогов; и) повторение слов с одним корнем, синонимические группы слов; к) анафора; л) палилогия; м) рифма. Связь содержания с художественной формой героических былин. Основные сборники былин (охарактеризовать). Исторические песни. Проблема жанровой дифференциации (историческая песня и былина, баллада, лирическая песня). Жанровое определение. Разновидности исторических песен. Проблемы классификации. Происхождение исторических песен. Отражение в них исторических событий (историзм). Конкретно-исторический характер песен. Основные тематические циклы: о монголо-татарском иге, об Иване Грозном, о Ермаке, о Смутном времени, о Степане Разине, о Петре I, о Емельяне Пугачеве, о Суворове, об Отечественной войне 1812 гг. Типы героев исторических песен (царь, полководец, народный герой). Специфика образов и оценки деятельности героев исторических песен. Композиция, стиль и художественные особенности. История собирания и изучения, Сборники и материалы. Баллады. Жанровое определение (история термина «баллада»). Специфика жанра: изображение трагичности индивидуальной судьбы героя. Тематическое разделение баллад на исторические и бытовые (семейно- бытовые, любовные). Исторические сюжеты о полонянках. Семейно-бытовые и любовные баллады, трагичность конфликта данного типа сюжетов. Историческое развитие жанра баллады. Композиция, художественные особенности, стих. История собирания и изучения. Сборники. Лирические песни. Жанровое определение. Специфика жанра. Отличие от обрядовых и исторических песен и баллад. Проблема происхождения лирических песен и баллад. Проблемы классификации. Основные типы и тематика лирических песен. Герой лирических песен. Художественные средства. История собирания и изучения. Сборники. Частушки. Жанровое определение. Происхождение жанра. Бытование и исполнение. Разновидности частушек. Разнообразие тематики. Циклизация. Композиционные типы частушек. Художественные особенности. История изучения и собирания. Сборники. 6. Народная драма Театрализация в фольклоре (драматизация эпических и лирических песен, сказок; драматическое действо в обряде, хороводе, игре и т.д.). Родовое и жанровое определение народной драмы. Разнообразие типов драматического действа. Драма «Лодка». Происхождение сюжета. Тематика. Образ главного героя, разбойника. Драма «Царь Максимилиан». Проблема происхождения сюжета. Художественные особенности народной драмы. Фольклорные жанры кукольного театра, балагана, райка: сатирические пьесы, монологи, интермедии. Тематика, персонажи, особенности языка. Исследования народного театра и записи текстов. Народный кукольный театр. Театр Петрушки. 1. Свидетельства существования кукольного театра в Древней Руси. 2. Устройство театра в XVII в. (по рисунку Адама Олеария). Эволюция театра к XIX в. Тип кукол в театре Петрушки. 3. Зрительный и «слуховой» образ Петрушки. 4. Комедия о Петрушке. Основные мотивы и сцены. Соотношение в тексте устойчивых и дополнительных сцен. Кукольный театр вертеп. 1. Происхождение вертепа. 2. Ареалы его распространения. Устройство вертепа и кукол. Тип кукол. Характер драматических представлений. Драмы «Смерть царя», «Царь Ирод». Раек (театр картинок). Время возникновения. Устройство райка и характер представления. Тематика. Раешный стих. Сфера бытования раешного стиха. Средства создания комического эффекта в русском райке. |