Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации18.12.2013
Размер0.54 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал ФГБОУ ВПО

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева» в г. Канске

Устное народное творчество
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050301.65 – Русский язык и литература

Канск

2010

УМКД составлен преподавателем филиала Э.Ю. Радыгиной, ст. преподавателем

Обсужден на заседании Совета филиала

«_03»_сентября_2010 г.

Председатель Совета филиала А.Л. Андреев

Протокол согласования рабочей программы дисциплины «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

с другими дисциплинами специальности 050301.65 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала

История русской литературы

Детская литература Литература Сибири

Теория и методика преподавания словесности в школе

-

01/10 от 03.09.2010


лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2010/2011 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________


Внесенные изменения утверждаю:
Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева
"____"___________ 20__г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

6

2 Рабочая программа дисциплины

7

    1. Выдержка из стандарта

8

    1. Введение

9

    1. Содержание теоретического курса дисциплин

10

    1. Тематический план

15

    1. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

    2. Карта литературного обеспечения

16

20

    1. Технологическая карта рейтинга

22

  1. Методические рекомендации для студентов

24

4. Вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Тематика докладов и рефератов

  2. Задания к контрольной работе

26

27

28

  1. Вопросы к экзамену

32

  1. Тетрадь для самостоятельной работы

34







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Устное народное творчество» разработан для студентов заочной формы обучения по специальности 0503010.65 «Русский язык и литература»; составлен с учетом требований современных стандартов высшего профессионального образования.

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Устное народное творчество» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Устное народное творчество».

  3. Вопросы для самостоятельной подготовки, нацеливающие студента на подготовку к экзамену.

  4. Задания к контрольной работе по дисциплине «Устное народное творчество», включающих творческие задания, тест и задания, представленные в нескольких вариантах для проверки знаний студентов специфики фольклорных жанров.

  5. Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом курса устного народного творчества.

  6. Тематики докладов и рефератов, проверяющих освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом, а также предполагающие углубление в область отечественной фольклористики.

  7. Тетрадь для самостоятельной работы, задания которой направлены на проверку знания терминологического аппарата и вопросов, рекомендованных для самостоятельного изучения студентом, составляющих научно-методическую основу курса

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и для студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины.

Учебная программа курса «Устное народное творчество» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Кроме того, для студентов предлагаются конспекты уроков, тесты для школьного освоения курса «Устное народное творчество», научно-учебные дидактические материалы, являющиеся теоретической поддержкой курса и содержащиеся в локальной сети.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301 – Русский язык и литература, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 707 пед/сп (новый).


ДПП.Ф.11

Устное народное творчество

Устное народное творчество как часть национальной духовной культуры. Фольклористика как наука. Специфика и жанровые особенности произведений устного народного творчества.

102



Введение
Место дисциплины в реализации основных задач ДПП.Ф.11:

дисциплина «Устное народное творчество» относится к циклу дисциплин предметной подготовки. Она занимает одно из важных мест в системе подготовки учителя по специальности 050301.65 – Русский язык и литература и имеет мировоззренческое значение.

Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ДДП:

дисциплина «Устное народное творчество» является дисциплиной профессиональной образовательной программы по специальности 050301.65 – Русский язык и литература, в рамках изучения которой осуществляется специальная подготовка учителя для преподавания предмета Литература в учреждениях среднего (полного) общего образования.

Содержание дисциплины «Устное народное творчество» интегрировано в структуру блока дисциплин предметной подготовки.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Детская литература, История русской литературы, Русская диалектология

Материал данной дисциплины непосредственно используется для изучения дисциплин: Теория и методика обучения русскому языку и литературе, Русская речевая культура, Теория и методика преподавания словесности в школе.

Целью изучения дисциплины является усвоение специфики устного народного творчества в системе филологических дисциплин, фольклорной традиции, поэтике жанров русского фольклора, их идейно-эстетического национального богатства.

Закрепляя, углубляя и расширяя знания и умения студентов, создать базу для научного осмысления явлений устного народного поэтического творчества, вызвать у студентов желание применять приобретенные знания и умения при изучении фольклора в преподавательской деятельности в школе.

Задачи дисциплины:

- рассмотреть русский фольклор как художественно- мировоззренческую систему.

- формировать умения анализировать произведения народного поэтического творчества, в том числе в историческом и эстетическом аспектах;

- сопоставлять разные точки зрения на проблему и вырабатывать свой взгляд на нее;

- прослеживать связь произведений фольклора с мифологией и профессионально-авторским творчеством;

- классифицировать произведения фольклора;

- формировать и развивать региональное самосознание.

Обучение осуществляется в форме практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы. Дисциплина рассчитана на один (первый) семестр и завершается экзаменом.

Изучение курса «Устное народное творчество» предполагает:

  • овладение рядом теоретических понятий, связанных со спецификой фольклора;

  • знание содержания определенного круга наиболее значительных произведений и определение понятий: метафора, метонимия, эпитет, символ, антитеза, анафора, композиция, сюжет, образный параллелизм;

  • создание представлений о закономерностях и особенностях развития фольклористики в целом и в отдельные периоды;

В результате изучения курса студент должен знать:

- специфику русского устного народного творчества;

- жанры и жанровые особенности произведений фольклора.


Содержание теоретического курса дисциплины
Модуль 1. Фольклор как предмет филологического изучения


  1. Введение. Понятие о фольклоре

Место данного курса в системе вузовских дисциплин. Характеристика основных учебных пособий. Понятие о предмете изучения, его различные терминологические обо­значения. Происхождение и значение термина «фольклор». Специфика фольклора. Традиционность. Вариативность.

Особенности изучения фольклора. Связь фольклористики со смежными дисциплинами. Историко-этнографическая, психологическая, нравственная и эстетическая ценность фольклора.

Фольклорные мотивы и образы в музыке, живописи, скульптуре.

Роды и виды устного народного творчества. Жанровый состав русского фольклора. Проблема классификации. Взаимосвязь жанров. Периодизация. Историческое развитие жанровой системы фольклора.


  1. Обряды и обрядовый фольклор

Определение обряда. Общие особенности обрядовой поэзии. Приуроченность к хозяйственным и семейным обрядам. Функции обрядовой поэзии. Проблемы классификации.

Календарно-тематическая поэзия. Годовой земледельческий календарь. Циклы обрядовой поэзии. Обряды и жанровый состав зимнего цикла. Колядки, подблюдные песни (святки). Масленичные песни (масленица). Специфика календаря сибирских старожилов.

Обряды и жанровый состав весенне-летнего цикла. Веснянки (встреча весны). Троицко-семицкие песни (троицко-семицкая неделя). Купальский обряд.

Обряды и жанровый состав осеннего цикла. Жнивные песни (жатва).

Отражение быта и верований (двоеверие) в календарно-обрядовой поэзии. Поэтические особенности. Собирание и изучение календарно-обрядовой поэзии.

Художественное воздействие календарных обрядов и поэзии на литературу, живопись, музыку.

Проблема классификации календарной обрядности в современной фольклористике.

Семейная обрядовая поэзия Семейные обряды и жанры обрядовой поэзии, с ними связанные. Родильные обряды и поэзия родильных обрядов. Свадебный обряд. Жанровый состав свадебной поэзии (причитания невесты, свадебные песни: лирические, величальные, корильные). Образ дружки, приговоры, дружки. Поэтические особенности свадебной поэзии.

Хоровые и игровые песни. Тематические группы, поэтические особенности.

Рекрутский обряд и причитания. Происхождение обряда. Особенности содержания.

Исполнители причитаний: М. Гороней об Ирине Федосовой.

Собирание и изучение семейной обрядовой поэзии. Основные сборники.

Модуль 2. Классический и позднетрадиционный фольклор
3. Малые фольклорные жанры

Творчество взрослых для детей: пестушки, потешки, колыбельные как жанры «материнской» поэзии, поэзии пестования.

Произведения, перешедшие из взрослого фольклора в детский: первоначальный смысл магического действия закличек, приговорок, считалок, жеребьевок. Небылицы-перевертыши как особый вид прибауток; их корни и влияние на детскую поэзию 20 века. Дразнилки, поддевки как жанры сатирического детского фольклора.

Пословицы и поговорки. Жанровое определение. Критерий разграничения пословиц и поговорок. Функции пословиц. Тематическое многообразие пословиц. Пути их возникновения. Мировоззрение и идеалы, выраженные в пословицах. Устойчивость текста. Структура, поэтические особенности, стиль. Типы поговорок. Функции жанра. Особенности образной системы. Собирание и изучение пословиц и поговорок. Сборники и материалы.

Загадки. Жанровое определение. Функции жанра. Тематическая классификация загадок. «Тайная речь» в загадках. Связь загадок с другими жанрами фольклора (сказками, народными песнями, пословицами и др.). Отражение быта в загадках. Доэтические особенности жанра. Новые загадки. Собирание и изучение загадок. Сборники.

Прозаические жанры русского фольклора. Проблемы классификации. Эстетическое отношение жанров к действительности. Специфика вымысла в жанрах устной народной прозы.


  1. Сказки

Разновидности сказок и их жанровые определения.

Волшебные сказки. Основные сюжеты волшебных сказок («Победитель змея», «Смерть Кащея», «Мачеха и падчерица», «Сивка-бурка». «Царевна-лягушка» и др.). Историческая основа сказочного сюжета. От мифа к сказке: эволюция сюжета, происхождение сказочного вымысла (обретение эстетической функции текстом). Наполнение содержания сказки социальной проблематикой в историческое время. Проблемы идеала в волшебной сказке.

Структура волшебной сказки (работа В.Я. Проппа). Необычность поэтики. Композиция. Инициальные и финальные формулы, их функции.

Динамизм сказочного сюжета. Однонаправленность сюжета. Статичность характеров героев. Троекратные повторы в формулах и ситуациях. Стиль волшебной сказки. Прием контаминации.

Новеллистические (социально-бытовые) сказки. Происхождение вымысла. Виды, темы, сюжеты и герои социально-бытовых сказок. Отражение социальных и семейных отношений. Сатирические образы (барин, поп, купец). Торжество героя из народа (работника, крестьянина, солдата).

Сказки о супружеской неверности, строптивых женах. Сказки об Иване-дураке. Генезис сюжета данного типа сказок. Образ главного героя.

Структура сюжетов социально-бытовых сказок, сходство ее со структурой анекдота. Поэтика и стиль социально-бытовых сказок.

Сказки о животных. Архаические представления в сказках (анимизм, антропоморфизм, тотемизм). Иносказательность сказок о животных. Сатира и юмор. Поэтика и стиль.

Классификация сказок по системе Аарне-Томпсона. Ее недостатки и достоинства. Собирание и изучение сказок. Основные сборники.

Русская сибирская сказка. Основные темы, сюжеты, система персонажей, особенности вымысла, композиция, стиль:

а) волшебных сказок;

б) социально-бытовых сказок;

в) сказок о животных.

Основные сборники русских сибирских сказок.

Возникновение сказочного сюжета.

1. Различные представления о смехе и различные функции смеха в разные исторические периоды

2. Происхождение сюжета сказки о Несмеяне.

3. "Тайная речь" в загадках и других фольклорных жанрах.

4. Просхождение сюжетов сказки "Богатый и нищий", "Терем Мухи".

5. Жанры несказочной прозы

Предания. Исторические и топонимические предания. Жанровое определение. Природа вымысла. Связь с религиозной тематикой и функцией жанра. Структура. Особенности поэтики.

Легенда. Жанровое определение, функция жанра. Связь легенды с религиозной тематикой. Проблематика легенд.

Былички. Жанровое определение. Функция жанра. Выражение архаичных верований в быличках. Персонажи быличек. Особенности поэтики.

Сказы. Жанровое определение. Отличие от преданий. Тематика, стиль, особенности поэтики.

Небылицы. Жанровое определение. Генезис жанра. Жанровая функция. Поэтика.

Анекдоты. Жанровое определение и функция. Структура. Разнообразие тематики. Значение жанра.

Взаимоотношения жанров устной несказочной прозы. Их историческое развитие: отмирание, изменение функции жанра, трансформация в небылицу, сказку, анекдот. Современное состояние устной прозы. Основные сборники. Указатели.

Былины. Жанровое определение. Основные признаки былины. Народные определения жанра.

Отношение русского эпоса к исторической действительности. Отражение внутренних и внешних конфликтов Древней Руси, реалий того времени в эпосе. Мифологические представления в былинах.

Проблемы классификации.

Проблемы периодизации развития эпоса (вопрос происхождения былин, периоды, циклизация). Сюжеты, темы и образы русского эпоса (Былины о Святогоре, Микуле Селяниновиче, Вольге, Илье Муромце, Дорбыне Никитиче, Алеше Поповиче, Садко. Василии Буслаеве). Композиция. Язык былин. «Былинный стих». Бытование эпических песен. Сказители. История собирания и изучения.

Особенности сюжета воинских и социально-бытовых былин (в записях 19 века) (показать на примерах).

Композиционное строение былин. ("Илья-Муромец и Соловей-разбойник", "Илья-Муромец и Калин-царь", "Садко" - богатырь гость" (из сборника Кирши Данилова).

Поэтический язык былин: а) гипербола; б) троекратные повторения персонажей, действий, ситуаций, пейзажей; в) параллелизмы; г) эпитеты; д) сравнения; е) метафоры; ж) уменьшительные, ласкательные, уничижительные словесные формы; з) повторение предлогов; и) повторение слов с одним корнем, синонимические группы слов; к) анафора; л) палилогия; м) рифма.

Связь содержания с художественной формой героических былин.

Основные сборники былин (охарактеризовать).

Исторические песни. Проблема жанровой дифференциации (историческая песня и былина, баллада, лирическая песня). Жанровое определение. Разновидности исторических песен. Проблемы классификации.

Происхождение исторических песен. Отражение в них исторических событий (историзм). Конкретно-исторический характер песен. Основные тематические циклы: о монголо-татарском иге, об Иване Грозном, о Ермаке, о Смутном времени, о Степане Разине, о Петре I, о Емельяне Пугачеве, о Суворове, об Отечественной войне 1812 гг. Типы героев исторических песен (царь, полководец, народный герой). Специфика образов и оценки деятельности героев исторических песен. Композиция, стиль и художественные особенности. История собирания и изучения, Сборники и материалы.

Баллады. Жанровое определение (история термина «баллада»). Специфика жанра: изображение трагичности индивидуальной судьбы героя. Тематическое разделение баллад на исторические и бытовые (семейно- бытовые, любовные). Исторические сюжеты о полонянках. Семейно-бытовые и любовные баллады, трагичность конфликта данного типа сюжетов.

Историческое развитие жанра баллады. Композиция, художественные особенности, стих. История собирания и изучения. Сборники.

Лирические песни. Жанровое определение. Специфика жанра. Отличие от обрядовых и исторических песен и баллад. Проблема происхождения лирических песен и баллад. Проблемы классификации. Основные типы и тематика лирических песен. Герой лирических песен. Художественные средства. История собирания и изучения. Сборники.

Частушки. Жанровое определение. Происхождение жанра. Бытование и исполнение. Разновидности частушек. Разнообразие тематики. Циклизация.

Композиционные типы частушек. Художественные особенности. История изучения и собирания. Сборники.
6. Народная драма

Театрализация в фольклоре (драматизация эпических и лирических песен, сказок; драматическое действо в обряде, хороводе, игре и т.д.).

Родовое и жанровое определение народной драмы. Разнообразие типов драматического действа. Драма «Лодка». Происхождение сюжета. Тематика. Образ главного героя, разбойника. Драма «Царь Максимилиан». Проблема происхождения сюжета. Художественные особенности народной драмы.

Фольклорные жанры кукольного театра, балагана, райка: сатирические пьесы, монологи, интермедии. Тематика, персонажи, особенности языка. Исследования народного театра и записи текстов.

Народный кукольный театр. Театр Петрушки.

1. Свидетельства существования кукольного театра в Древней Руси.

2. Устройство театра в XVII в. (по рисунку Адама Олеария). Эволюция театра к XIX в. Тип кукол в театре Петрушки.

3. Зрительный и «слуховой» образ Петрушки.

4. Комедия о Петрушке. Основные мотивы и сцены. Соотношение в тексте устойчивых и дополнительных сцен.

Кукольный театр вертеп.

1. Происхождение вертепа.

2. Ареалы его распространения.

Устройство вертепа и кукол. Тип кукол. Характер драматических представлений. Драмы «Смерть царя», «Царь Ирод».

Раек (театр картинок). Время возникновения.

Устройство райка и характер представления.

Тематика. Раешный стих. Сфера бытования раешного стиха. Средства создания комического эффекта в русском райке.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск