Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации18.12.2013
Размер0.63 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
«Средняя общеобразовательная школа № 169

Московского института открытого образования»
«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании МО зам. директора по УВР Директор СОШ №169 учителей гуманист. цикла _________П.Ю. Горячев ______Архипова Е.А. Протокол № 1 от 06.09.13 «______»________ 2013 г. «____»______ 2013 г. Руководитель МО

_________Т.Г. Шеметова



Рабочая программа

на 2013/ 2014 учебный год

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

Количество часов: 6 в неделю, всего за год 204
Учитель: Архипова Е.А.

Планирование составлено на основе программы: С.И.Львова, В.В. Львов

Используемый учебник: Русский язык. 5 класс. В 3 ч. :учебник. для общеобразовательных учреждений/ С.И.Львова, В.В. Львов. – 6-е изд., испр. – Мнемозина, 2009

Рабочую программу составила

_____________ Е.А. Архипова

г. Москва, 2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Основная школа». – М.:«Просвещение», 2011 (базовый уровень), «Программы по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений»: основной курс, элективные курсы / авт.-сост. С.И. Львова// - М.: Мнемозина, 2008 г.

Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК Русский язык. 5 класс в 3 Ч. : учебн. для общеобразоват. учреждений \С.И. Львова, В.В. Львов – М.: МНЕМОЗИНА, 2009 год. Учебник прошёл экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.
Структура программы. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:

  • пояснительную записку

  • основное содержание, с распределением учебных часов по основным разделам курса

  • требования к уровню подготовки учащихся

  • тематический план

  • календарно-тематическое планирование уроков

  • контрольно-измерительные материалы

  • программно-методическое обеспечение предмета «Русский язык»


Цели изучения русского (родного) языка

Исходя из того, что образовательные функции предмета «Русский (родной) язык» имеют универсальный, обобщающий характер, так как «язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности <…> средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества»1., и, значит, «русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения»2, «целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни»3

Общая характеристика учебного предмета

Так как содержание курса русского (родного) языка 6 класса основной общеобразовательной школы построено на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций, в рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Распределение основного содержания на два взаимосвязанных блока («Основные сведения о языке и речи» и «Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в практической деятельности; совершенствование видов речевой деятельности») отражает практическую направленность курса и помогает формировать навыки правильного, уместного и выразительного использования в речи изучаемых единиц языка. Кроме того, развернутое тематическое планирование курса включает основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Таким образом, в результате изучения курса русского языка у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся «владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.»4.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся «формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее различными способами др.»5.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся «ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.»6 .

Как можно заметить, универсальные учебные действия базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся.

Основные содержательные линии

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре рабочей программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (раздел «Функциональные разновидности языка»);

  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций (разделы «Общие сведения о языке», «Синтаксис и пунктуация»);

  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции (раздел «Язык и культура»).

Необходимо отметить, что в учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

Программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в широком использовании сведений по истории языка и русистики, этимологии.

Программа рассчитана на использование модульной технологии. Данный вид обучения позволяет успешно решать следующие задачи:

повысить сознательность и прочность усвоения знаний учащихся;

вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;

прививать школьникам культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;

готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной работой в дальнейшем.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им. Модульное обучение позволяет изменить форму общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули плюс личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения становятся паритетными, равными между учителем и учеником. При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт школьникам возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы.

В программе указано примерное количество часов по каждой теме. Учитель может увеличивать или уменьшать учебное время на изучение разделов, исходя из конкретных условий работы. Учитель оставляет за собой право менять порядок тем и уроков в теме.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Результаты изучения предмета    «Русский  (родной) язык»

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; 
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения программы по русскому (родному) языку оговорены в соответствующих разделах «Основного содержания»
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(204 ЧАСА)
Модуль 1. Фонетика и графика. Орфоэпия. (18 ч. + 1 ч. р/р)

Повторение. Звуки речи: гласные и согласные. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Обозначение звуков речи на письме.

Алфавит.

Основные сведения. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме.
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— правильно артикулировать звуки;

— акцентировать ударные слоги;

— слышать и различать звуки;

— пользоваться алфавитом при работе со словарями.

  • различать сильную и слабую позицию звуков;

— различать употребление ь для обозначения мягкости согласных и обозначения форм слов (в изученных случаях);
Развитие связной речи. Выразительные средства устной речи: интонация, логическое ударение, пауза. Выразительное чтение прозаических и стихотворных отрывков (в том числе включающих диалог). Правильное различение интонации на слух. Изложение повествовательного характера с элементами описания.
Модуль 2. Морфемика (7 ч.)
Основные сведения. Морфемика как раздел лингвистики. Знать понятие «морфемы» как значимой части слова.Морфемная модель слова. Понятие этимологии слова.

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

- различать варианты морфем, определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам;

-изменение и образование слов, форм одного и того же слова;

- знать о чередовании гласных и согласных в морфемах., об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков.
Умение опознавать чередование гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласными О и Е в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам.
Модуль 3. Лексикология. (3 ч. +1 ч. р/р)

Основные сведения. Лексическое значение слова. Лексикология как раздел лингвистики. Знать функцию слова в языке, понятие словарный запас, лексическое значение слова. Понимание терминов- синоним, антоним, однокоренных слов, тематических групп слов..

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

-умение толковать лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова;

- уметь пользоваться толковым словарём, извлекать нужную информацию из словарных статей;

- умение подбирать синонимы , понимать смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов в тексте, преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.

Модуль 4. Орфография (18 ч. )
Основные сведения. Усвоение понятия орфографии как раздела лингвистики. Разделы русской орфографии. Орфограмма – «точка» применения правила. Правописание морфем.

Правописание безударных гласных; звонких, глухих и непроизносимых согласных в корнях, приставках и окончаниях в изученных случаях (повторение). Правописание букв и, а, у после шипящих. Правописание разделительных ъ и ь.

Правописание мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме. Использование ь для обозначения форм существительных и глаголов (рожь, пишешь, беречь, стричься). Применение правил правописания безударных окончаний Е и И в им. существительных. Выработать навык применения правила правописания безударных личных окончаний глаголов., Ь и Ъ знаков, ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— различать сильную и слабую позицию звуков;

— различать употребление ь для обозначения мягкости согласных и обозначения форм слов (в изученных случаях);

— опознавать, объяснять и правильно писать изученные орфограммы;

— пользоваться орфографическим словарем.

- знать способы поверки правильности написания безударных гласных в корне слова, непроверяемые безударные гласных в корне слова

— различать склонение, падеж существительных;

— различать существительные 1-го и 2-го скл. с основой на шипящую {ночь, грач);

— различать падежи прилагательных с использованием вопроса (особенно тв. и предл. падежи мужского и среднего рода);

— отличать неопределенную форму глагола от глагола в форме 3-го лица ед. числа;

— различать I и II спряжение глагола с безударными личными окончаниями по неопределенной форме;

— опознавать, правильно писать и объяснять изученные орфограммы.
Модуль 5. Морфология (8 ч. + 2 ч. р/р)
Основные сведения. Знать предмет изучения морфологии, названия самостоятельных

и служебных частей речи, их назначение.

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

- распознавать слово как часть речи;

- распределять известные части речи по группам;

- осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.
Модуль 6. Культура речи ( 5 ч.)

Основные сведения. Культура речи как раздел лингвистики. Орфоэпические нормы русского языка.

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

- находить и исправлять ошибки, допущенные в речи;

- употребление в речи этикетных слов, анализ речевых ситуаций.
Модуль 7.Синтаксис и пунктуация. (39 ч. + 2 ч. р/р)

Основные сведения. Общее понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание, связь слов в словосочетании.

Признаки простого предложения. Виды простых предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

Роль главных и второстепенных членов в предложении. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Типичные способы выражения главных и второстепенных членов.

Предложения с однородными членами; признаки однородных членов. Знаки препинания между однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но; отсутствие запятой между однородными членами, связанными одиночным союзом и.

Обращение; знаки препинания при обращении. Вводные слова; знаки препинания при вводных словах. Сравнительный оборот.

Сложные предложения (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи в этих случаях. Диалог.
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— находить грамматическую основу предложения (в изученных случаях);

— различать простые и сложные предложения (в изученных случаях);

— различать и правильно интонировать предложения, разные по цели высказывания и эмоциональной окраске;

— использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана

— производить пунктуационный разбор в практических целях; высказывания;

— ставить знаки препинания в соответствии с изученными правилами.
Развитие связной речи. Тема высказывания. Основная мысль текста. Анализ текста с целью определения темы и основной мысли текста. Сжатое изложение текста.

Речь монологическая и диалогическая. Составление диалога с использованием картины. Выразительное чтение монологов и диалогов.

Модуль 8. Текстоведение (6 ч. + 2 ч. р/р)
Основные сведения. Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте. Понятия: текст, типы текста; микротема; композиция текста (зачин, развитие темы, концовка); абзац; способы и средства связи предложений в тексте; виды смысловых отношений между предложениями в тексте. Основные нормы построения текста.

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

- уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок;

- выделять части текста (микротемы);

- понятие последовательности и грамматической связи предложений в тексте;

- применение различных типов речи , объяснять тексты речи;

- различать повествование, описание и рассуждение;

- создавать план текста;

- знать структуру текста типа повествование; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование;

- уметь определять ведущий тип речи;

- находить в повествовательном тексте фрагменты описания;

- пересказывать текст.

Модуль 9 . Словообразование. (12ч. + 2 ч.р/р)
Основные сведения.Словообразование как раздел лингвистики.

Понятие словообразовательной пары и словообразовательной цепочки.

Уметь использовать словообразующие морфемы при образовании слов. Знать основные способы образования слов в русском языке, проводить словообразовательный разбор Правописание приставок, не изменяемых на письме (по-, под-, от-, с- и др.). (повторение). Правописание чередующихся гласных опав корнях -лож-лаг-, -рос-раст-, -кос-кас-, -гор-гар-, гласных е и и в корнях -бер-бир- и др. Буквы е и о после шипящих в корнях слов. Буквы ы и и после ц.Буквы з и с на конце приставок.
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— проверять правильное нахождение корня подбором родственных слов;

— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова (в простых случаях);

— опознавать однокоренные слова с чередующимися гласными и согласными;

— различать значения слов с омонимичными корнями (вода — водитель; гора —горе);

— разбирать слово по составу для объяснения орфограмм.

— правильно писать корни с чередующимися гласными и согласными;

— правильно писать слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня;

— правильно писать приставки в словах (кроме пре- и при-);

— правильно писать е и о после шипящих, ы и и после ц в корнях слов.
Развитие связной речи. Подробное изложение с описанием природы. Сочинение-описание природы по картине или по личным впечатлениям с выражением своего отношения к изображаемому


Модуль 10. Лексикология и фразеология (14 ч.+1 р/р)

Основные сведения. Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова (ознакомление). Обшее представление об омонимах (ознакомление). Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы (практически).

Общеупотребительные слова; профессиональные слова, диалектные слова; заимствованные слова, устаревшие слова; неологизмы (ознакомление).

Общее понятие о фразеологизмах.
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— объяснять лексическое значение наиболее употребительных слов;

— подбирать синонимы и антонимы в доступных для них случаях;

— объяснять значение неизвестных слов, используя толковый словарь;

— определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам;

— различать прямое и переносное значение слова;

— раскрывать смысл доступных их пониманию фразеологизмов.
Орфография. Правописание изученных профессиональных, заимствованных слов, неологизмов (по списку).

Пунктуация. Постановка тире между подлежащим и сказуемым перед словом это (Бор — это хвойный лес; Пахать — это взрыхлять почву для посева).

Развитие связной речи. Элементарные сведения о разговорном, деловом, научном и художественном стилях речи. Анализ различных текстов для определения их стиля. Понятие о тексте-описании. Составление небольшого текста с описанием предмета в деловом и художественном стилях. Сочинение-описание по картине.
Модуль 11.Морфология. Имя существительное. (16ч. + 2 р/р)
Повторение. Существительные одушевленные и неодушевленные. Существительные в роли обращения. Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в собственных названиях. Три склонения существительных. Род существительных.

Изменение существительных по числам и падежам. Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

Основные сведения. Углубление понятия об имени существительном как части речи.

Образование имен существительных при помощи суффиксов. Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов образования имен существительных

Образование имен существительных при помощи приставки не-.

Определение основных способов образования имен существительных: суффиксального, приставочного, сложения с соединительной гласной и без соединительной гласной.

Распознавание существительных, образованных бессуффиксным способом (ширь, дрожь, тишь).

Существительные общего рода (практически).

Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение названий кавычками.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа (практически).

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в им. падеже.
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— опознавать имя существительное и отличать его от однокоренных слов других частей речи (по совокупности признаков);

— употреблять одно и то же имя существительное в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;

- определять основные способы образования имен существительных;

- распознавание существительных, образованных бессуффиксальным способом (ширь, дрожь, тишь)..

— правильно ставить ударение и писать буквы о и е после шипящих и в окончаниях существительных;

— соотносить падежные формы с начальной формой существительного и правильно писать е-и в безударных окончаниях.
Развитие связной речи. Знакомство с построением текста-рассуждения (основная мысль, доказательство, вывод). Устное рассуждение на грамматическую тему (например: «Почему слово печь — существительное»).

Изложение с элементами рассуждения. Устное или письменное сочинение-рассуждение на основе личного опыта («Почему я с нетерпением жду прихода весны»).
Модуль 12. Морфология. Имя прилагательное (14 ч + 2 ч. р/р)
Повторение. Определение имени прилагательного. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Основные сведения. Углубление понятия об имени прилагательном как части речи. Полные и краткие прилагательные. Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать о роли употребления прилагательных в речи
Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— опознавать имена прилагательные и отличать их от однокоренных слов других частей речи;

— опознавать прилагательные в краткой форме; соблюдать правильное ударение в кратких формах прилагательного (труден, трудна, трудно, трудны).

— писать краткие прилагательные с основой на шипящие;

— ставить ударение в полных прилагательных и правильно писать гласные о и е после шипящих в падежных окончаниях прилагательных;

- уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных (в том числе после шипящих); графически обозначать условия выбора правильных написаний;

- уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания;

- уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки прилагательного.
Развитие связной речи. Создание небольшого текста в деловом и художественном стилях с описанием предмета, животного, растения.

Изложение с подробным описанием животного (или пейзажа).
Модуль 13. Морфология. Глагол (25 ч + 2 ч. р/р)
Повторение. Определение глагола. Времена глагола. Изменение глагола по лицам и числам в настоящем времени. Род глагола (в прошедшем времени). Правописание гласных в личных окончаниях I и II спряжения (в наиболее употребительных глаголах). Правописание буквы ь во 2-м лице ед. числа глаголов. Правописание -тся и -тъся. Раздельное написание не с глаголами. Чередование гласных е и и в корнях -бер--бир- и др.

Основные сведения. Углубление понятия о глаголе как части речи. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Систематизация сведений о глаголах I и II спряжения. Понимать определение - неопределенная форма глагола; знать окончание неопределенной формы; уметь правильно употреблять в речи глаголы в неопределенной форме; уметь рассказать о неопределенной форме глагола в форме научного описания. Знать о видах глагола, об их значениях; о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Понятие переходности и возвратности глаголов. Изменение глаголов по наклонениям. Понятие наклонений и их роль в речи. Применение времён глагола.

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— опознавать глаголы, отличать их от однокоренных слов других частей речи;

— соотносить личные формы глагола с неопределенной формой;

— употреблять формы настоящего и будущего времени в значении прошедшего;

— различать глаголы совершенного и несовершенного вида;

- знать правило употребления Ь после Ч в неопределенной форме;

- о правописании безударных суффиксов глаголов в неопределенной форме;

- об употреблении глаголов в неопределенной форме в речи;

- уметь правильно писать в неопределенной форме Ь после Ч; графически обозначать условия выбора написания;

- знать условия выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах;

- знать о произношении [ца] на месте -ТСЯ и -ТЬСЯ.

- уметь правильно писать слова с чередованием Е—Я в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
Орфография. Правописание безударных личных окончаний глагола (повторение). Правописание не с глаголами (во всех случаях).

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь правильно писать и объяснять изученные орфограммы.
Синтаксис и пунктуация. Неопределенная форма глагола в роли подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными неопределенной формой глагола. Однородные сказуемые, выраженные глаголами (повторение).

Развитие связной речи. Изложение текста повествовательного характера с заменой лица рассказчика (или времени). Составление устного рассказа по сюжетным картинкам (по картине).

Повторение ( 3 ч.)

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 КЛАССЕ

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа. – М.:«Просвещение», 2011

  2. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5- 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И. Львова]. – М.: Мнемозина, 2008

  3. УМК С.И. Львовой, В.В. Львова, в трёх частях. 6-е издание, МНЕМОЗИНА, Москва, 2009 год. Учебник прошёл экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004.

  2. Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. — Горький, 1986.

  3. Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.

  4. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

  5. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. —М., 1994.

  6. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.

  7. Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М., 1989.

  8. Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.

  9. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии пунктуации. — М., 2004.

  10. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографи Пособие для учителя. — М., 2000.

  11. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.

  12. Львова С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1990 (и другие издания).

  13. Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СП., 2002.

  14. Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СП., 2002.

  15. Пузанкова Е. Н. Проблемы развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку. — М., 1996.

  16. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.

  2. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987.

  3. Вартаньян Э. А. Из жизни слов. — М., 1960.

  4. Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981.

  5. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание (Фонетика. Имя существительное). — М.; Л., 1966.

  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.

  7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.

  8. Колесов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.

  9. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984. Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.

  10. Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.

  11. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005. Львова С. И. Практикум по русскому языку. 5 класс. — М., 2005.

  12. Львова С. И. Русский язык. 5 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2002.

  13. Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.

  14. Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 1984.

  15. Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5—7 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2002.

  16. Школьные словари русского языка

  17. Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).

  18. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

  19. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.

  20. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

  21. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.

  22. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.

  23. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

  1. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.

  2. Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.

  3. Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1981.

  4. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.

  5. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.

  6. Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М.,2000.

  7. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.

  8. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.

  9. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

  10. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) .Сост. М. В. Панов. — М., 1984.


Интернет-ресурсы (для учащихся):

Словари:

  • http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка

  • http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова

  • http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)

  • http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)


Тренажеры:


для учителя

Справочно-информационные ресурсы:


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Класс 5, количество часов в неделю-6 ч. УМК Русский язык. 5 класс. В 3 ч. :учебник. для

общеобразовательных учреждений /С.И.Львова, В.В. Львов. – 6-е изд., испр. – Мнемозина, 2009

по программе – 204 часа.


Мо-

дуль

Тема и номер урока

Виды контроля

Основные сведения и понятия о языке и речи

Основные цели

(задачи), планируемые результаты

Домашнее задание

.Модуль 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика (18+1 р/р)

  1. Лингвистика – наука о языке




Смысловой анализ текста-высказывания на лингвистическую тему.


Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека, место родного языка в системе гуманитарных наук и его роль в образовании в целом.


§ 1, упр. 2,4

  1. Гласные и согласные звуки




Уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования; определение в сильной и слабой позиции гласных и согласных; уметь зазличать пары согласных по твердости-мягкости,, непарные согласные.

Повторить основные фонетические законы. Усвоение знаний фонетики, способность слышать свою речь и речь окружающих, оценивать её с точки зрения правильности и чёткости.

§ 2, упр. 15, 16

  1. Фонетическая транскрипция




§ 2, упр. 19,20

  1. Р\р. Сочинение по картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Сочинение

Знакомство с понятием – композиция, «описание»; особенности в описании картины.

Умение устно и письменно описать изображение на картине по преложенному плану.

§ 2, упр. 24,28

  1. Фонетический разбор. Звукопись в художественном произведении

Самост- я

работа упр.27

Фонетический анализ при выборе правильного написания слова.

Усвоение знаний фонетики, , иметь представление о смыслоразлисительной роли звуков, записывать их с элементами транскрипции

§ 2, упр. 31

  1. Слог. Ударение




Понимание роли русского ударения как силового, разноместного и подвижного.

Понимание cмыслоразличительной роли ударения. Соблюдение правильного ударения в речи.

Изменение лексического значения слава в зависимости от ударения.

§ 3, упр.44,38

  1. Орфоэпия. Произношение гласных звуков




Знать предмет изучения орфоэпии: иметь представление о нормах произношения и их отражении в специальных словарях.

Умение правильно произносить указанные слова; находить и исправлять орфоэпические и орфографические ошибки, правильное произношение гласных и согласных звуков.

§ 4, упр. 47,48

  1. Произношение согласных звуков




§ 5, упр. 49,52

  1. Произношение согласных звуков (продолжение)

Словарная работа упр.53


§ 5, упр. 63,57

  1. Повторение и обобщение изученного по фонетике и орфоэпии

Самос – я

Работа упр.55,56

§ 5, упр. 60

  1. Повторение и обобщение изученного по фонетике и орфоэпии (продолжение)




§ 5, упр.62

  1. К\р № 1 Контрольное списывание.

Осложненное списывание







Упр. 63 (устно)

  1. Алфавит и его использование.




Раздел лингвистики – графика. Понятие – графика, алфавит и его использование, письменная речь.

Знать различие устной и письменной речи;, различие между звуками и буквами, знать русский алфавит и его назначение.

§ 6, упр. 67

  1. Алфавит и его использование (продолжение)




§ 6, упр. 69

  1. Звуки и буквы




§ 7, упр. 76

  1. Звуки и буквы (продолжение)

Самостоятельная работа упр.77

§ 7, упр. 78

  1. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я




Знать звуковое значение букв Е,Ё,Ю,Я в различных фонетических позициях.

Умение различать звуковое значение букв Е,Ё,Ю,Я в различных фонетических позициях.

§ 8, упр. 85,86

  1. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я (продолжение)



§ 8, упр. 88

  1. К\р. № 2 Тест.




Фонетический разбор.




Упр. 89

Модуль 2 Морфемика (7 часов)

  1. Морфемика.Морфема – значимая часть слова.




Морфемика как раздел лингвистики. Знать понятие «морфемы» как значимой части слова.

Морфемная модель слова. Понятие этимологии слова.


Умение различать варианты морфем, определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам. Изменение и обра- зование слов,форм одного и того же слова.

§ 9, упр. 92

  1. Словообразующие морфемы.




§ 9, упр. 96

  1. Морфемная модель слова.




§ 9, упр. 105

  1. Корень слова




§ 9, упр. 110

  1. Чередование гласных и согласных в морфемах.




§ 10, упр.127

  1. Чередование гласных и согласных в морфемах.


Знать о чередовании гласных и согласных в морфемах., об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков.



Умение опознавать чередование гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласными О и Е в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам.




  1. К\р. № 3 по теме «Морфемика» упр.№130,131

Тест







Упр. 134

Модуль 3 Лексикология

  1. Лексикология. Способы объяснения лексического значения слова




Лексикология как раздел лингвистики. Знать функцию слова в языке, понятие словарный запас, лексическое значение слова. Понимание терминов- синоним, антоним, однокоренных слов, тематических групп слов..

Умение толковать лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова. Уметь пользоваться толковым словарём, извлекать нужную информацию из словарных статей. Умение подбирать синонимы , понимать смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов в тексте, преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.

§11, упр.136

  1. Способы объяснения лексического значения слова

Самост-я

Работа упр.143

§11, упр. 148

  1. Тематические группы слов




§12, упр. 159

  1. Р\р Подготовка к сочинению по картине А.Рылова «Полевая рябинка»



Сочинение

Понятие – описание картины, пейзаж, композиция.



Знать о роли деталей в художественном описании.

Дописать сочинение

Модуль 4. Орфография
ь 4. Орфография

  1. Орфография. Разделы русской орфографии. Орфография как раздел лингвистики




Усвоение понятия орфографии как раздела лингвистики. Разделы русской орфографии. Орфограмма – «точка» применения правила. Правописание морфем.


Умение находить орфограммы в различных частях слова. Знать способы поверки правильности написания безударных гласных в корне слова, о непроверяемых безударных гласных в корне слова. Применять способы проверки правильности написания согласных в корне слова.

Применение правил правописания безударных окончаний Е и И в им. существительных. Выработать навык применения правила правописания безударных личных окончаний глаголов., Ь и Ъ знаков, ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах.

§13, упр. 185

  1. Правописание морфем




§13, упр. 189

  1. Правописание и, у, ,а после шипящих. Правописание сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, щн

Самост – я Работа

Упр.188

§13, упр. 194

  1. Правописание безударных гласных в корне.




§14, упр. 197

  1. Правописание безударных гласных в корне (продолжение).

Словарная работа упр.204







§14, упр. 200

  1. Правописание согласных в корне







§14, упр. 205

  1. Правописание согласных в корне (продолжение).

Самост – я Работа упр. 208

§14, упр. 206

  1. Правописание окончаний существительных




§15, упр.212

  1. Правописание окончаний прилагательных.




§15, упр.210
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск