Скачать 54.55 Kb.
|
Конспект урока по русскому языку ТЕМА: «Фонетика. Звуки и буквы» Цели: создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать; развивать навык грамотного письма; совершенствовать работу со словарными словами. Эпиграф: «Мало иметь хороший ум, Главное – хорошо его применять». (Р. Декарт). Оборудование: учебник «Русский язык 1 класс» (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова); рабочая тетрадь; памятки; карточки по дифференциации; толковый словарь; фразеологический словарь. Ход урока I. Организационный момент. - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? - Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. А работать мы будем над сложной темой русского языка. Мы будем учиться различать звуки и буквы в словах, определять их количество, убеждаться в совпадении и несовпадении звуков и букв в одном и том же слове. Ну и, конечно, развивать грамотное, каллиграфическое письмо. - В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос: Почему не всегда в слове одинаковое количество букв и звуков? А для этого вы должны внимательно слушать меня и друг друга, думать, активно отвечать и ничего не бояться. - Девизом нашего урока станут слова французского философа, сделавшего много открытий в математике, физике, астрономии и обществознании. (Чтение с доски эпиграфа.) - Как вы понимаете эти слова? - Я надеюсь, что вы всегда будете правильно применять свой ум и только на добрые дела.
- Пишите красиво! НЬ СЬ ДЬ ПЕНЬ ЛОСЬ - Что объединяет эти слоги и слова? Запишите в тетрадь.
Не сказать его никак. Он не произносится, Только в слово просится! - Для чего Ь просится в слово? - Прочитайте сочетания: НЬ, СЬ, ДЬ. Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему?
(совместно) – пень [п’эн’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 гласн. (самостоятельно) – лось [лос’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 глас.
Лесная лужайка. Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки. Через ветви и пенечки. Кто, высоко так, шагая – Не споткнулся, не упал.
- Рассмотрите рисунок. Назовите каждое животное. - Сколько звуков в каждом слове? - Сколько букв в каждом слове? - Объясните, почему количество звуков и букв в слове не совпадает. Конь – 3 зв., 4 б. Лось – 3 зв., 4 б. Медведь – 6 зв., 7 б.
- Летом наедается, зимой высыпается. - Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. 2)- Прописываем в тетради целую строку слово «медведь», ставим ударение, подчеркиваем орфограммы. 3)-А кто мне скажет, что означает слово медведь? (Работа с толковым словарем.) 4)- Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.) 5)- Прочитайте фразеологические обороты на доске: Медведь на ухо наступил. Медвежьи объятия. Медвежья услуга. - Объясните смысл оборотов. (Работа с фразеологическим словарем.) - Запишите тот, который вам больше понравился. VII. Физкультминутка (произвольно). VIII. Работа по теме урока.
Медведь – мед – вéдь [м‘идв’эт’] – 2 сл., 7 б., 6 зв., 2 глас.зв., 4 согл.зв. - Почему разное количество букв и звуков в слове? 2) стр. 93, упр. 56. - Прочитайте строки из стихотворения В. Лунина. - В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Почему? - Выпишите эти слова. Сделайте транскрипцию этих слов. (2 чел. у доски делают транскрипцию). - Сколько букв и сколько звуков в словах. Почему? 3) Вывод: буква Ь не обозначает звука, поэтому в словах с Ь не всегда количество звуков и букв одинаковое. 4) – А кто вспомнит, в каких случаях ещё бывает несовпадение звуков и букв? (Ъ в словах; буквы Е, Ё, Я, Ю в начале слова или после гласной; удвоенные согласные). IX. . Закрепление знаний.
От чего ежи, ерши, Щуки, чайки и волчата Рассмеялись от души? (На доске: ежы, ершы, чяйка, волчята, щюка.)
ежи – е-жи [й’ижы] – 2 слога, 3 б., 4 зв., 2 согл., 2 глас.
10) - Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга. 11) Вывод: удвоенные согласные буквы обозначают один долгий звук. X. Самостоятельная работа.
1 вариант. Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество. 2 вариант. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков. 3 вариант. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв. Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж.
XI. Итог урока. - Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков? Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:
- А для чего нам все это нужно знать? XII. Рефлексия. - Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему? - У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке. - Спасибо за урок! Источники информации
|