Пояснительная записка
В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) школы, в том числе и по русскому языку. Выпускники должны научиться осмысливать связь языка, истории и культуры, освоить такие понятия, как речевая ситуация и ее компоненты, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, сформировать умение осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей.
Данная программа предполагает использование часов, выделяемых в региональном компоненте, с целью обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по русскому языку, сформированных у учащихся на ступенях начальной и основной школы, и подготовки к Единому государственному экзамену.
Особое внимание при повторении и обобщении курса русского языка в 10, 11 классах должно быть уделено работе с текстом, его анализу, а также конструированию текстов различных жанров. Примерная программа по русскому языку для регионального компонента представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, список литературы. Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Предусмотрено 35 часов в год, ( 1 час в неделю)
Цели обучения:
обеспечить качественную подготовку учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых
Задачи обучения:
создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;
Календарно- тематическое планирование
№
| Тема
| Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Формы и виды контроля
| Планируемый результат
| ИКТ
| дата
|
|
|
|
|
| план
| факт
| 1
| Знакомство с демо -версией текущего года. Структура ЕГЭ.
| Формирования и совершенствования ЗУН
| Лекция
практикум
| тест
| Знать задания ЕГЭ
| Интернет-ресурсы
|
|
| 2
| Анализ основных тем ЕГЭ.
| Обобщения и систематизации
| Коллективная
Фронтальный опрос
| опрос
| Знать темы заданий ЕГЭ
|
|
|
| 3
| Фонетика. Орфоэпия. Отработка задания А1
| Изучение нового материала
| Запись лекции
| конспект
| Знать орфоэпические нормы
| Тесты-онлайн
|
|
| 4
| Основные орфоэпические и акцентологические нормы.
| семинар
| индивидуальная
| Сообщения учащихся
А1
| Знать орфоэпические нормы
| презентация
|
|
| 5
| Принципы русской орфографии. Фонематический принцип.
| практикум
| Коллективная,
индивидуальная
| Опрос
А2
| Знать орфографические нормы
| презентация
|
|
| 6
| Пробная работа с тестами ЕГЭ. Контрольная работа
| Урок контроля ЗУН
| коллективная
| тест
| Выполнение теста
| Интернет-ресурсы
|
|
| 7
| Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста.
| Развития речи
| Лекция
Работа с текстами
| Письменная работа
| Коррекция знаний
|
|
|
| 8
| Состав слова и словообразование.
| Формирования и совершенствования знаний
| Лекция
| Конспект
| Знать словообразовательные нормы
| ЭОР
|
|
| 9
| Совершенствование навыков морфемного разбора.
| Обобщения и систематизации
| индивидуальная
| Ответы учащихся
Работа в тетрадях
| Производить морфемный и словообразовательные разборы
|
|
|
| 10
| Основные способы словообразования
| Формирования и совершенствования знаний
| Коллективная
| Письменная работа В1
| Знать способы словообразования
| презентация
|
|
| 11
| Морфологический и неморфологический способы образования слов. Отработка задания В1.
| Формирования и совершенствования знаний
| Лекция
коллективная
| Конспект
Тесты по В1
| Уметь производить словообразовательный разбор
| Тесты-онлайн
|
|
| 12
| Морфологические способы образования слов. Грамматические (морфологические нормы. Тест А3
| Изучение нового материала
| индивид
| Письменная работа
Тест А3
| Знать грамматические нормы
| Интернет-ресурсы
|
|
| 13
| Правописание корней. Отработка задания А13 .Тест.
| Изучение нового материала
| лекция
| Конспект тесты по А13
| Знать правила правописания корней
| Тесты-онлайн
|
|
| 14
| Правописание приставок .Отработка задания. А14 Тест.
| Изучение нового материала
| Лекция
коллективная
| Конспект А14
| Знать правила правописания приставок
| Видео-лекция
|
|
| 15
| Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. А15 Тест.
| Формирования и совершенствования знаний
| самостоятельная
| Конспект
Тест по А15
| Знать правописание окончаний глагола
| Видео-лекция
|
|
| 16
| Правописание суффиксов. А16 Тест.
| Изучение нового материала
| индивидуальная
| Тест по А16
| Знать правописание суффиксов
| презентация
|
|
| 17
| Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. Лексические нормы. Отработка задания А2.
| Урок обобщения и углубления изученного
| Коллективная,
индивидуальная
| Опрос
Тест А2
| Знать паронимы и лексические нормы
| Видео-лекция
|
|
| 18
| Лексика и фразеология. Контрольная работа по тестам ЕГЭ.
| практикум
| самостоятельная
| Тест
|
|
|
|
| 19
| Морфологическая система русского языка. Трудные вопросы морфологии.
| Урок систематизации и повторения
| Коллективная,
индивидуальная
| практикум
| Знать морфологические нормы
| презентация
|
|
| 20
| Склоняемые и несклоняемые существительные. Склонение имен числительных.
| Формирования и совершенствования знаний
| Коллективная,
индивидуальная
| конспект
| Знать все о склонении,
| Слайды-таблица
|
|
| 21
| Степени сравнения имен прилагательных. Спряжение глаголов.
| Формирования и совершенствования знаний
| Работа в группах
| Интерактивный диктант
| Знать образование степеней сравнения
| таблица
|
|
| 22
| Действительные и страдательные причастия. Правописание причастий и отглагольных прилагательных
| Формирования и совершенствования знаний
| Индивидуальная
Работа за компьютером
| Тест А17
| Знать правила правописания причастий и отглагольных прилагательных, уметь различать их
| ЭОР
|
|
| 23
| Наречия и наречные выражения. Служебные части речи.
| Урок обобщения и углубления изученного
| Проблемный вопрос
| конспект
| Уметь находить в тексте служебные части речи, знать их функции
| презентация
|
|
| 24
| Переходные явления в системе частей речи как способ образования грамматических омонимов. Продуктивные и непродуктивные явления переходности.
| практикум
| самостоятельная
| Знание теории
| Знать о переходных явлениях в системе ЧР
| Видео-лекция
|
|
| 25
| Трудные вопросы орфографии.
| Урок обобщения и углубления изученного
| Коллективная,
индивидуальная
| практикум
| Знать орфографические правила
| презентация
|
|
| 26
| Чередующиеся гласные в корнях слов. О/Е после шипящих.
| Комбинированный
| Коллективная,
индивидуальная
| Доклады
Тест по теме урока
| Знать правила
| таблица
|
|
| 27
| Правописание приставок и суффиксов разных частях речи.
| Комбинированный
| Самостоятельная
индивидуальная
| Тест по теме урока
| Знать орфографическое правило
|
|
|
| 28
| Н и НН в полных формах и кратких прилагательных и причастиях, наречиях на О-Е.А16
| Урок контроля ЗУН
| самостоятельная
| тест
| Знать правило
| ЭОР
|
|
| 29
| Правописание личных окончаний глагола
| Комбинированный
| коллективная
| Сообщения учащихся
| Знать правописание окончаний глагола
| презентация
|
|
| 30
| НЕ с разными частями речи.А17
| практикум
| самостоятельная
| Тест А17
| Знать правило
|
|
|
| 31
| Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. А18
| Урок обобщения и углубления изученного
| индивидуальная
| Опрос по теории А18
| Знать правило
| презентация
|
|
| 32
| Местоимения и союзы. Правописание предлогов.
| Урок обобщения и углубления изученного
| самостоятельная
| тест
|
| ЭОР
|
|
| 33- 34
| Мониторинг подготовленности к ЕГЭ по пройден. темам.
Контрольная работа в формате ЕГЭ.
| Систематизации и обобщения
| самостоятельная
| тест
|
|
|
|
| 35
| Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста.
| Систематизации и обобщения
| Индивид.консультирование
|
|
|
|
|
| Предполагаются следующие формы обучения:
установочные лекции по теории основных разделов базового курса “Русский язык”;
практические занятия;
самостоятельная работа с КИМами
Календарно-тематический план
Основное содержание программы
(70 часов)
Нормы современного русского литературного языка
(35 часов)
Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разделительные ъ и ь. Непроизносимые согласные. Озвончение и оглушение согласных. Основные орфоэпические и акцентологические нормы.
Состав слова и словообразование. Корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевое окончание и отсутствие окончания. Основные способы словообразования. Приставочно-суффиксальный и приставочный или суффиксальный способы словообразования.
Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы.
Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. Существительные склоняемые и несклоняемые. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен числительных. Спряжение глаголов. Причастия действительные и страдательные. Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. Наречия и наречные выражения. Служебные части речи.
Трудные вопросы орфографии. Чередующиеся гласные в корнях слов. О и ё после шипящих. Правописание приставок и суффиксов в разных частях речи. Н и нн в прилагательных и причастиях. Правописание личных окончаний глаголов. Не с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Местоимения и союзы (так же – также и т.п.). Правописание предлогов.
Текст, основы его анализа и продуцирования
(35 часов)
Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы. Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные. Односоставные простые предложения. Однородные члены предложения с повторяющимися и двойными (парными) союзами. Деепричастный оборот. Сложные предложения союзные и бессоюзные. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. Сложные предложения с разными видами связи.
Трудные вопросы пунктуации. Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.
Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность текста. Последовательность предложений в тексте. Основные средства связи предложений в тексте.
Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи. Основные признаки разговорного, официально-делового, научного, публицистического стилей и стиля художественной литературы. Описание, повествование, рассуждение. Выразительные средства в тексте. Сравнение. Метафора, олицетворение. Метонимия, синекдоха. Эпитет. Аллегория. Перифраза. Гипербола. Литота. Аллитерация и ассонанс.
Основы продуцирования текста. Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое. Абзац, его разновидности, функции абзацев. Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Тема-рематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обобщения и систематизации курса русского языка выпускник должен
знать/понимать
– основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
– орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
– основные признаки текста; функциональные стили и функционально-смысловые типы речи; средства выразительности в тексте;
– основные правила продуцирования текстов различных жанров;
уметь
– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
– создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров;
– применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Контроль уровня обученности.
Виды контроля.
Промежуточный: тесты в формате ЕГЭ по изученным темем, фронтальный опрос, словарнй диктант, сообщения учащихся, анализ текстов, виды разборов.
Итоговый: Контрольная работа в формате ЕГЭ (тестирование)- 3 часа.
Поурочное планирование занятий по русскому языку
в рамках часов регионального компонента
при реализации программы «Русский язык. 10–11 кл.»
10 класс
№ урока
| Тема и содержание урока
| 1–2
| Знакомство с демонстрационной версией текущего года. Анализ основных тем, представленных в демо-версии. На дом: выполнение теста демо-версии.
| 3
| Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разделительные ъ и ь. Непроизносимые согласные. Озвончение и оглушение согласных. Основные орфоэпические и акцентологические нормы.
| 4
| Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста демо-версии.
| 5
| Состав слова и словообразование. Корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевое окончание и отсутствие окончания. Основные способы словообразования. Приставочно-суффиксальный и приставочный или суффиксальный способы словообразования.
| 6
| Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы.
| 7–8
| Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. Существительные склоняемые и несклоняемые. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен числительных. Спряжение глаголов. Причастия действительные и страдательные. Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. Наречия и наречные выражения. Служебные части речи.
| 9–11
| Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы. Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные. Односоставные простые предложения. Однородные члены предложения с повторяющимися и двойными (парными) союзами. Деепричастный оборот. Сложные предложения союзные и бессоюзные. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. Сложные предложения с разными видами связи.
| 12–14
| Трудные вопросы орфографии. Чередующиеся гласные в корнях слов. О и ё после шипящих. Правописание приставок и суффиксов в разных частях речи. Н и нн в прилагательных и причастиях. Правописание личных окончаний глаголов. Не с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Местоимения и союзы (так же – также и т.п.). Правописание предлогов. На дом: выполнение комплексного теста.
| 15–16
| Трудные вопросы пунктуации. Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.
| 17
| Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста.
|
Перечень рекомендуемых учебников
и учебных пособий к программе регионального компонента
«Русский язык. 10–11 классы»
Учебники для теоретической подготовки 1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – 5-е изд., испр. – М.: Вербум-М, 2005.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: 10–11 кл. – М.: Русское слово, 2005.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
4. Савко И.Э. Русский язык: Теория и практика: Пособие для учащихся старших классов и абитуриентов. – Минск: Харвест, 2004.
5. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. – Саратов: Лицей, 2005.
6. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 кл.: Учеб. пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005. Учебные пособия для формирования дидактического материала
1.Н.А. Сенина. Подготовка к ЕГЭ- 2012, Легион-М, Ростов на Дону, 2011г.
2.А.А. Штоль.Русский язык. Готовимся к ЕГЭ самостоятельно, Новосибирск,2010г.
3.Н.А. Гардымова, Н.В. Слаутина, Русский язык.Интенсивная подготовка к ЕГЭ. Эксм, Москва,2010
4. Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену: Русский язык. – М.: Дрофа, 2008.
5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Болотник Л.В. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Русский язык. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
6. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку издательства «Просвещение» и Федерального центра тестирования.
|