Скачать 68.82 Kb.
|
Конспект урока литературного чтения, 2 класс Автор: Ахметзянова Лариса Рафисовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20, г. Октябрьского Республики Башкортостан. Описание материала: предлагаю конспект урока по литературному чтению во 2 классе по программе «Планета знаний». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов. Урок литературного чтения на тему: ненецкая народная сказка «Кукушка», 2 класс
1.Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности. Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. 2. Артикуляционная гимнастика. - Дыхательные упражнения. Вдох (через нос) - выдох (через рот) (без звука) Вдох (через нос) - выдох (через рот) (без звука порциями) Вдох (через нос)- выдох (через рот) (со звуком ШШШШ) Вдох (через нос)- выдох (через рот) (порциями со звуком ХХХХХ) - Артикуляционная гимнастика. - почистим зубки, - вкусное варенье, - лошадки. - Работа с тренажером. (хором) 1 столбик - читаем вниз, вверх. 2 столбик - читаем со звуком о, обратный слог. 3 столбик – 2 и 3 столбики соединяем. - Работа с чистоговоркой. (хором) - Работа со скороговоркой. Наш Полкан попал в капкан. (2 человека опросить) - Ребята, для чего нам нужно делать дыхательные упражнения, проговаривать чистоговорки, скороговорки? 3. Повторение пройденного материала. Игра «Угадай» - Ребята, сейчас мы проведем викторину. Я буду называть одно предложение из произведения, а вы угадаете название сказки. а) – Сестрица Аленушка, я пить хочу! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка ); б) «Коровушка- матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят» («Хаврошечка»- русская народная сказка); в) « Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!» («Мальчик с пальчик», русская народная сказка) г) «Ох, добрый человек и сама ничего не ела: нечего» («Каша из топора», русская народная сказка). д) «В давние времена жили старик со старухой и было у них четверо детей» («Страдания матери», башкирская народная сказка) - Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные); - Какая сказка не в викторине не является русской? () - Какой народ ее сочинил? (башкирский) Учитель. - Ребята, наша страна большая, огромная, но у человека есть свой родной уголок- это место, где он родился и вырос. - Скажите пожалуйста, где мы живем? (В России). А как называется наша малая родина? (Башкортостан). Учитель. - Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере. А сейчас мы с вами мысленно отправимся на север страны в заснеженную тундру в упряжке оленей. Тундра - холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота. - Ребята, а какие народы живут в тундре? - Коренные жители Севера - это ханты- манси, ненцы, чукчи, якуты. (Таблица) - Какое слово выделено жирным шрифтом? Почему? Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России. - Их основное занятие- оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. 5. Словарная работа. Таблица со словарными словами. Мох, пима, чум, малица, Тундра, ненцы. - Все ли слова вам понятны? - Чем мы пользуемся, если не знаем значение слов? (словарями, справочниками) Ребята, нужно найти в справочнике эти слова. 1 ряд ищет, что означает слово чум и рассказывает нам. НЕНЦЫ ЖИВУТ В ЧУМАХ. ЧУМ ДЕЛАЮТ ИЗ ОЛЕНЬИХ ШКУР. (иллюстрация) 2 ряд ищет, какое лексическое значение имеет слово малица. МАЛИЦА ШЬЕТСЯ ИЗ ОЛЕНЬИХ ШКУР МЕХОМ ВНУТРЬ. РАССМОТРИМ ВНИМАТЕЛЬНО НАЦИОНАЛЬНУЮ ОДЕЖДУ НЕНЦЕВ) (иллюстрация) 3 ряд ищет слово пима. ПИМА- ОБУВЬ ИЗ ОЛЕНЬЕГО МЕХА. (иллюстрация) 3. Работа над иллюстрацией. Целепологание. - Откройте учебники на странице 60, рассмотрите рисунок. - Кого вы видите на рисунке? - Где происходят события? - Как вы думаете, как называется сказка? - А почему вы так решили? (на переднем плане изображена кукушка, она больше, чем дети) - Что вы хотите узнать, прочитав эту сказку? (почему дети бегут за кукушкой, кто такие ненцы, почему сказка называется кукушкой…..) 6. Сообщения учащихся о кукушке. (Слайд о кукушке) - Кто из вас видел кукушку? Слышал? - Ребята нам приготовили сообщения о кукушке. Читают заранее приготовленные сообщения. Сообщения учащихся о кукушке. Кукушка получила свое название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» Но есть у нее и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает птенцов. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша-кукушонка. Но все- таки кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка- птица насекомоядная и очень прожорливая. Когда в лесу появляется много каких- нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей. ФИЗМИНУТКА. 7. Чтение сказки про себя. 8. Первичное восприятие текста. - О ком сказка, кто главные герои? - Какие чувства вызвала у вас эта сказка?() - Почему так названа эта сказка? 9. Чтение сказки выборочно. 8. Работа по содержанию сказки. - работа в парах.(таблица) - Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Обсудите в парах предложенные варианты, докажите правильность или неточность утверждений: - мать не любила своих детей; - мать хотела птицею долететь до воды; - матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными; - Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы); - что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? - прочитать. -( ) - Какими были дети? - (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, безчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными) - Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? - (Сожаление, страх) - Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели- извиниться.) 9. Обобщение. - Как заканчивается эта сказка? (смайлы).Выберите подходящий смайл. - (грустно) - Чему учит вас сказка? - (быть добрее, внимательнее, всегда и во всем помогать маме, чаще предлагать ей свою помощь.) - Групповая работа. - А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Собери пословицу». На партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Попробуете собрать пословицу из этих слов. Приступайте. На 1 и 2 партах получается такая пословица: Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка. На 3 и 4 партах получается такая пословица: При солнышке светло, при матери добро. - Какие пословицы у вас получились? - Объясните, как вы понимаете их смысл. 11. Рефлексия. Итог урока. Закончи предложения : Я прочитал (а).... Она заставила меня задуматься о (об).... Сказка меня научила….. 10. Оценивание. Взять из стакана 2 конфеты, если вы считаете, что хорошо позанимались на уроке, а если недостаточно хорошо, то 1 конфету. 11. Домашнее задание. 1 вариант подготовить пересказ сказки от лица детей ( можно начать так: Мы весело играли….. мама в это время…..) 2 вариант пересказ от лица матери ( мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…..) Урок окончен. |