Скачать 73.02 Kb.
|
Министерство образования и науки Краснодарского края государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей № 51 Краснодарского края Методическая разработка урока по литературе «Раннее творчество А.П. Чехова. Юмористические произведения» Преподаватель литературы Бабич Т.П. 2011 год ТЕМА: «ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА Цель урока: обучающая Научить видеть в произведениях главную проблему, определять основную мысль автора, давать характеристику героев произведений, отметить пороки и недостатки общества, рассматриваемые автором. развивающая Развить способности осмысления проблем с помощью литературного материала, навыки логического анализа произведения, формулировки объективного вывода. воспитательная Воспитать интерес к классической литературе. Чувство объективной оценки окружающих и себя. Способность к самоанализу и самоконтролю. На примере произведений А.П. Чехова воспитать чувство собственного достоинства, стремление изменить себя к лучшему. Тип урока: комбинированный Методы: частично-поисковый, продуктивно практический Оборудование: портрет А.П.Чехова презентация таблица «Жизненные позиции и черты характера А.П. Чехова» тексты произведений Ход урока: 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ - психологическая установка Учитель: «В человеке должно быть все прекрасно: и душа, и одежда, и мысли» - говорил А.П. Чехов. Выражение вашего лица – это отображение вашей души. Давайте улыбнемся, настроимся на радостную волну, тем более, что тема Нашего урока «Юмористические произведения А.П. Чехова» 2. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ Учитель: Перед тем как приступить к новой теме обратите внимание на таблицу (таблица висит на доске)
Учитель: Но вы видите, что нижняя часть этой таблицы закрыта, а закрыт вывод, к которому вы должны прийти к концу урока. Обратите внимание на эти слова. Они помогут нам в работе на уроке. Слова САТИРА – 1) художественное произведение, остро и беспощадно обличающие отрицательные явления действительности. 2) обличающие, бичующее осмеяние. ЮМОР - 1) понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь. 2) в искусстве: изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде. КОМИЧЕСКИЙ – смешной, забавный. ПОРОК - 1) тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство; 2) аномалия, отклонение от нормального вида, состояния. НЕДОСТАТОК – изъян, несовершенство, неправильность в ком-нибудь или чем-нибудь. ЗАДАЧИ УРОКА
Учитель: Итак. Кем же был Чехов в большей степени – писателем или врачом? Наверное эти два качества гармонично дополняли друг друга. Если Антон Павлович так точно мог поставить диагноз, описать не просто пороки и недостатки современного ему общества и указать на причины этих «болезней». Современная обстановка того времени была очень насыщена политическими событиями. В литературе ждали «певцов» гражданских идеалов, героических личностей. Чехов был полной противоположностью и, казалось, не отвечал требованиям времени. Он не писал героических романов – эпопей, не описывал громких событий или подвигов. В своих произведениях он изображал повседневную жизнь простых людей с их будничными проблемами и заботами, сумел охватить жизнь всех сословий. В его небольших по объёму произведениях мы видим то, что близко каждому человеку. «Краткость – сестра таланта» - говорил А.П.Чехов. И доказал это своим творчеством. Истинно русский писатель Чехов был полон раздумий о смысле жизни, о назначении человека с точки зрения высших человеческих ценностей. (обратить внимание учащихся на таблицу) Учитель: Его ненависть к пошлости, мещанству, самодовольству выглядит как стремление к самосовершенству и совершенству окружающего мира. Средством для достижения совершенства он выбрал юмор и сатиру. Свою деятельность как писатель А.П.Чехов начал именно с юмористического направления. В 1880 году в журнале «Стрекоза» появились его первые публикации юмористических рассказов, которые имели успех в литературной и читательской среде. Юмор Чехова необычен и оригинален, его смех доводит до слёз, порой слёз оправданных. Мы, читая его рассказы, сразу и точно определяем, что хотел нам сказать писатель, над чем он смеётся, что выделяет из сумбура жизни. Его герои – это проводники чувств и носители негативных качеств пошлости, манерности, глупости, невоспитанности и т. д. Давайте на примере некоторых произведений убедимся в этом. Вспомните рассказы, которые вы изучали ранее. Сделаем небольшой их анализ. В процессе анализа вы должны составить характеристику героев, отмечать их отрицательные качества, которые, по вашему мнению, хотел выделить Антон Павлович. Это некоторые слова, имеющие символическое значение. (пример написать на доске). Пример: «Хамелеон» - рассказ. Хамелеон символизирует лицемерие, чинопоклонничество, отсутствие сострадания, приспособленничество. Учитель: Вспомните, какие юмористические рассказы вы знаете? Уч-ся: (называют рассказы: «Хамелеон», Хирургия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» и др.) Учитель: Рассказы названы правильно. Нас интересует следующее:
Уч-ся: (Характеризуют героев, отмечают пороки и недостатки в своих конспектах). Учитель: С этими произведениями вы были знакомы раньше, а сейчас я хочу предложить вашему вниманию рассказы, которые вы не изучали. Вы должны их внимательно послушать и сделать анализ с записями в конспектах. Уч-ся: (выразительное чтение рассказа «Моя «она» (по желанию) Уч-ся: (обсуждение – беседа по рассказу «Моя «она» с записями в тетрадях) Учитель: Рассказ «Канитель». В этой театрализованной композиции вы должны уловить главную мысль автора. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ рассказа «Канитель». Учитель: Уже с 70-х годов Чехов пробовал писать для театра, так как сам очень любил театр. Известны его комедии – шутки: «Леший», «Медведь», «Предложение, «Трагик» и др. А что это за пьесы? ВИДЕОЗАПИСЬ пьесы «Предложение». Учитель: Я обратилась к пьесе «Предложение по двум причинам.
Ответьте на вопросы:
Уч-ся: (отвечают на вопросы)
Учитель: Итак, мы и вспомнили и познакомились с юмористическими произведениями А.П.Чехова. Сейчас давайте послушаем ваши записи в конспектах. Уч-ся: (читают письменные заключения) Учитель: Теперь сравним ваши записи со второй частью таблицы. Прекрасно наше с вами мнение совпадает. В своих произведениях А.П.Чехов отмечал именно эти недостатки и пороки общества. Запишем вывод. «Истинно русский писатель А.П.Чехов размышлял о смысле жизни о назначении человека с точки зрения высших человеческих ценностей: любви, добра, человеколюбия, милосердия. Он считал, что нельзя молчать о негативных явлениях в обществе, если хочешь изменить жизнь к лучшему. Считал, что это его долг как писателя, как врача, как гражданина. В творчестве Чехова особый неизменный мир, где одинаково смешны и верхи, и низы, и сильные, и слабые, и наглые самодуры, и запуганные обыватели. Они одинаково забавны и одинаково ничтожны, пошлы и глупы, они не заслуживают даже обличения, с них довольно и смеха». Учитель: У меня к вам ещё несколько вопросов:
Уч-ся: (отвечают на вопросы) Учитель: Значит Чехов не зря ещё в 19 веке обратил внимание на эти проблемы. Они актуальны и в наши дни.
Учитель: Запишите домашнее задание.
Слова к домашнему заданию. Неглиже Десятина Узурпатор Ажитация Кляуза Сутяжный Густопсовый Муругопегий Арапник 5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Учитель: Я довольна вашей работой на уроке. Тему вы поняли, поняли основную мысль автора. Оценки за работу на уроке: ______________________ Всем спасибо. До свидания. |