Скачать 89.93 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области План-конспект учебного занятия ансамбля шумовых инструментов 2класс,3четверть Раздел «Ритмический шумовой аккомпанемент к обработкам русских народных песен и танцев в классе ансамбля шумовых инструментов» по адаптированной программе ансамбля шумовых инструментов Учитель Алехина Галина Ивановна 2013 Тема занятия: «Работа над русской народной песней «Светит месяц» в классе ансамбля шумовых инструментов. Тип занятия: получение новых знаний Цель: предполагается, что на конечном этапе занятия учащиеся смогут исполнить музыкальные произведения в ансамбле; формирование представления о русской народной песне. Задачи:
Вид урока: урок на основе групповой технологии. Образовательные технологии: - технология развивающего, проблемного обучения; - игровая технология; - информационно – коммуникационная технология. Методы: сравнение, анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, рефлексия. Средства обучения:
Музыкальный материал: 1. Клавир русские народные песни. 2. Р.н.п. «Светит месяц» - Аудио запись мр3. 3. Песня «Веселые путешественники»- Аудио запись мр3. 4. Партитура для инструментального ансамбля. Структура урока I Организационнo-мотивационный этап. (5мин) Музыкальное приветствие Слушание русской народной песни. Беседа II. Актуализация знаний (3мин.) Беседа, объявление темы урока Слайды III. Первичное усвоение новых знаний (22 мин.) Теоретическая часть Беседа с учителем Работа над музыкальным произведением IV. Первичное закрепление (5 мин.) Ответы на вопросы учителя Песня «Весёлые путешественники» с движениями (физминутка) V.Первичная проверка понимания (8 мин.) Основные приемы игры Игра «Музыкальные инструменты» VI. Рефлексия (1мин.) Анализ деятельности на уроке Работа со смайлами VII. Информация о домашнем задании (1мин.) Работа с раскрасками Ход занятия 1.Организационнo-мотивационный этап. Музыкальное приветствие Слайд1(Слушание русской народной песни в исполнении ансамбля русских народных инструментов) -Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомиться с новыми музыкальными произведениями, с основными приёмами игры на шумовых инструментах, а также с ритмическим аккомпанементом. - Какие же это музыкальные произведения? - Это необычные музыкальные произведения, которые мы будем исполнять, используя различные приемы игры и ритмический аккомпанемент. - Вы готовы принять моё предложение? (ответы учащихся: да готовы) 2.Актуализация знаний. - Какие музыкальные жанры вы знаете? Слайд 2 (ответы учащихся:марш, танец, песня) - Сегодня мы будем говорить об одном из музыкальных жанров. О каком именно, попробуйте догадаться, прослушав музыкальную иллюстрацию. (Звучит р.н.п.”Светит месяц)) По окончании прослушивания учащимся предлагается определить жанр произведения. - Назовите жанр произведения? (песня) Слайд 3 - Назовите страну, которая является родиной этой песни ?(Россия) - Кто является автором этой песни? (народ) Используя эти слова определите тему нашего занятия. - Итак, тема нашего музыкального занятия:? (ответы учащихся:Работа над русской народной песней «Светит месяц»» в классе ансамбля шумовых инструментов). 3.Первичное усвоение новых знаний. . Теоритическая часть. - И это не случайно. Ведь каждый человек должен знать историю Родины и свою национальную культуру. - Русская народная песня – песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры.У народной песни нет автора, или автор неизвестен.Русские песни подразделяются на: календарно-обрядовые,семейные,лирические,трудовые,шуточные,сатирические,хоровод-ные и.т.д. Они отображают окружающий мир, жизнь, быт и трудовую деятельность русского народа. Сегодня насчитывается огромное колличество русских народных песен, хороводов, игр..Многие из них известны не только в России, но и далеко за ее пределами. -А какие русские народные песни знаете вы? (ответы учащихся) - Это наиболее известные песни Например, р.н.п.”Во саду ли в огороде”, “Во поле берёза”. “Как под горкой”, “Ах вы сени” и.т.д. Слайд 4 -Правильно!А вот р.н.п.”Светит месяц”одна из самых популярных и любимых в России, потому что в ней ярко выражена душа русского народа, его национальный колорит. - Давайте еще раз прослушаем мелодию. р.н.п.”Светит месяц”определим размер,темп? Определим музыкальные инструменты ансамбля р.н.и.? Характер музыкального произведения? (звучит музыкальная иллюстрация песни) - (ответы учащихся:размер4/4;темп подвижный;музыкальные инструменты:домра,балалайка,баян,ударные,жалейка;характер-задорный,весёлый,радостный) - Правильно, размер 4/4. Отсюда мы будем исполнять ритмический акомпанемент и выделять и акцентировать на f(форте) 1долю,а 2,3,4 на mf. - Все музыкальное произведение разбиваем на цифры: 1-вступление, 2-6 цифра проведение основной темы в вариационной форме. - Я, сейчас обозначу и продемонстрирую основные приемы игры, которые мы с вами будем использовать (паказ основных приемов игры на ложках). Вступление- (звучит музыка, не играем, , приготовили прием игры№1-зажали в левой руке между 2и3 пальцем ложку выпуклой стороной наружу и черенком вверх, в правой руке держим за черенок ложку выпуклой стороной наружу ) 1 цифра- играем ритмический акомпанемент4/4 выделяя и акцентируя 1долю на f , 2,3,4 доля на mf.и dim. -прием игры№1. 2 цифра – играем используя прием игры №2(зажали в левой руке между 2и3 пальцем ложку выпуклой стороной наружу и черенком вперед,ударяем по выпуклой часте на 1и3долю, удар по черенку ложки на 2и4 долю)акцентируем на f и выделяем1долю, 2,3,4 доля на mf.и dim. 3 цифра – меняем прием игры, подготавливаем прием№3(зажимаем в правой руке черенки ложек выпуклыми сторонами друг к другу между 1-2и и 2-3 пальцем) 4 цифра - играем используя прием игры №3( 1доля ударяем о ладонь левой руки, 2,3,4 доля- удар по левому бедру и наклон вперед) 5 цифра – играем используя прием игры№4 “Ладушки”(игра в парах), акцентируем 1и3долю. 6 цифра – играем используя прием игры№5”Черенки”(круговые движения, начинаем в правую сторону ритмический акомпанемент4/4 ,затем в левую сторону). 4. Первичное закрепление. -А теперь давайте попробуем исполнить эти приёмы игры вместе со мной под музыку,играем сначала с 1по3цифру. - Молодцы,хорошо справились с заданием. - Играем под музыку с 4 по 6 цифру. (звучит музыка “Светит месяц”, учащиеся и учитель исполняют ритмический акомпанемент используя новые приемы игры) - А сейчас попробуем сыграть сначала до конца, соблюдая все новые приемы игры, основные движения, а также динамические оттенки, в характере музыкального произведения.
(звучит песня «Весёлые путешественники» с движениями )
- Асейчас давайте поиграем и игру.Выбираем ведущего,который будет показывать карточки с музыкальными инструментами, а вы будете отгадывать к какой группе музыкальных инструментов относится тот или иной инструмент. Эта игра потребует от вас выдержки: с места отвечать нельзя, подсказывать нельзя! Кто знает – поднимает руку и мне «сигнализирует».
6.Рефлексия - Вы большие умницы! (после игры). - Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Какие основные приёмы игры мы использовали при игре на ложках? - Что нового вы узнали о русской народной песне? - Кому-то было трудно или непонятно? Понравилось? - А сейчас с помощью смайликов грустных и весёлых покажите своё настроение, которое у вас вызвал сегодняшний урок. (учащиеся поднимают выбранные смайлики вверх). - Молодцы! Хорошо! Считаете ли вы, что наш коллектив объединился в музыкальный ансамбль? (ответы детей). 7. Информация о домашнем задании. - Ребята, а кто из вас был с родителями на концерте ансамбля русских народных инструментов «Субботея» в ДК МГОКа? Ну, вот, можно смело родителей позвать на такой концерт. Вы им много чего сможете рассказать о русских народных инструментах. А чтобы вы не забыли инструменты, вам в подарок раскраски. Здесь много всяких инструментов, но раскрасить надо только те, которые входят в состав ансамбля русских народных инструментов. Но это вы уже сделаете дома, покажете родителям, а на следующем уроке покажете мне. - На этом мы прощаемся. Жду вас через неделю. - До свидания! |