Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 138.78 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.01.2014
Размер138.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Интегрированный открытый урок –

исследование русских традиций

«На родимой стороне…»

Урок в 6 «Б» классе подготовили:

Учитель технологии первой

квалификационной категории

и учитель музыки второй

квалификационной категории
7. 02. 2011года
Конспект интегрированного открытого урока.

Урок - исследование русских традиций с элементами театрализации (технология, музыка) с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы).

Тема урока: «На родимой стороне…».

Класс 6 «Б».

Цели: сформировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора; познакомить с древним русским праздником «Масленица»; технологией изготовления поделки

« солнце». Задачи: углублять знания об истории России, развивать творческое мышление, развивать речь, наблюдательность, память, познавательную деятельность, воспитывать бережное отношение к природе, к русским народным традициям. Оборудование: м/м проектор, экран, диск CD-RW, магнитофон, презентация, народные музыкальные инструменты ( деревянные ложки, трещотки, бубен, маракасы), ножницы, клей, цветной картон или бархатная бумага теплых оттенков, вязальные нитки, крючок, трубочки, дырокол, цветные ручки.

Оформление: тряпичная кукла- миниатюра « Масленица», самовар, баранки, блины, поделка «солнышко», выставка рисунка «На родимой стороне…», шары, рушник, скатерть, чайный сервиз. Методы обучения: исследовательский. Формы подхода: коллективная, индивидуальная, групповая. Музыкальное оформление: минусовки песнен «Блины» (русская народная песня) и «Частушки». Фонограммы песен «Закликание весны», «Масляная» в исполнении фольклорного ансамбля «Русь» и «Карагод». Предварительная подготовка: Учащиеся разделены на 5 групп. Каждый учащийся выполняет индивидуальное задание: оформление помещения для праздника, репетиция песен-хороводов, инсценирование песни «Блины», индивидуальная работа с ведущими и скоморохом, выпечка блинов, представление рисунков на выставку «На родимой стороне…», заготовка «Солнышек».

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя. Сегодня у нас необычный урок. Тема его «На родимой стороне…

2. - Хочется начать урок словами А. С. Пушкина: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины, У них на масленице жирной Водились русские блины. К доске выходят скоморох и ведущая. Ведущий 1 читает загадку: - Кто играет на дуде Целый день, Кто и пляшет и поёт, Веселит во всю народ? Ох, мальчишечка не плох, А зовется ...(скоморох) II. В записи звучит веселая песня «Закликание весны». К доске выходят скоморох и ведущая. - Добрый день, гости дорогие, Жданные, званые и желанные! Подходи, честной народ Всех весёлый праздник ждёт! Здравствуйте, молодки, здравствуйте, лебёдки! Ребята-молодцы, весёлые удальцы! Люди всех возрастов, Всех объёмов и ростов, Всех профессий и занятий, Мамки, сёстры, сватьи, братья! Все дела отбросьте Да скорее в гости, На площадь сбегайтесь Да шире улыбайтесь! Улыбайтесь во весь рот Все, кто Масленицу ждёт! Ведущая 1. - Масленица, приходи Да Весну приводи! По Весне соскучились – С морозами намучились! Приходи, Масленица, Приноси маслица. Давай блинов, давай пирогов, А то до Пасхи потом поститься! Надо угоститься сейчас до отвала, Столько есть, чтоб челюсть устала! Приходи, Масленица, скорей, Не томи добрых людей, Масленица ясная, На всё мы согласные! III. Учитель. – I группа ребят провела исследовательскую работу о проведении русского народного праздника «Масленица». И сейчас нам об этом расскажет. Рассказ по теме урока (дети).

Ведущий 2.

- Февраль да март в России – месяцы переломные. Вроде бы и зима еще, да все знают, что к концу она движется. Вроде бы и солнышко пока близко над горизонтом, да все знают, что день на прирост пошел. А главное отличие зимы от весны – звуки. Зима воет буранами, свистит вьюгами, хрустит мягким снежком. А пригреет солнце – потекут капели, зазвенят ручьи. А еще, птичьи голоса возвещают о приходе весны. Ведущий 3. - На эту пору приходится на Руси самый веселый народный праздник – Масленица, совпадающая с так называемой «масленичной» или «сырной неделей». Масленица в христианстве предшествует Великому посту и справляется за 7 недель до Пасхи – в период с конца февраля до начала марта. Масленица до сих пор считается одним из любимых праздников русского народа. И в наши дни еще говорят в народе вместо «широко живешь» – «маслено ешь», когда уже нельзя есть мясо, но можно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану, блины. Вся неделя связана с играми, забавами, розыгрышами и обязательным объеданием. - В Западной Европе он превратился в традиционный карнавал. Ведущий 4. -Наводившее страх на все живое чудище Морана (Зима) убегало, а появлялось светлое божество весеннего плодородия земли – веселая красавица Лада. Красавицу Ладу окружало многочисленное веселье. С весенней песней шла она на поиски своего жениха Леля, зачарованного злой колдуньей. Ведущий 5. - Шли за веками века, и мало-помалу красавица - богиня, вестница весны Лада превратилась в Масленицу. Само слово "масленица" появилось в XVI веке (16 веке). Масленица – гостья особая. Ее одно может привлечь – долгожданное солнечное тепло. Масленица – девушка капризная. Она любит, чтобы звали ее долго, хвалили-нахваливали да угощениями вкусными заманивали. Ведущий 6. - Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели (касаточка", "сахарные уста", "целовальница"), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает. Все дни Масленой недели имеют свои особые названия: Понедельник – встреча. Вторник – заигрыши.

Среда – лакомка.

Четверг – широкий четверток, разгул, перелом.

Пятница – тещины вечёрки. Суббота – золовкины посиделки. Воскресенье – прощеное воскресенье, проводы Масленицы, целовальник… Ведущий 7. - К первому дню Масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали соломенную или тряпичную куклу – Масленицу, чучело зимы, которое сжигается в конце праздника, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. - Такую куклу делают многие народы. Чехи и словаки называют её марженой, болгары-кукером, а у нас - Масленицей. IV. Учитель. – II группа провела исследовательскую работу о русской народной одежде. Выходят ведущие и скоморох. Звучит музыка « Масляная». Рассказ о кукле- масленице.
Ведущий 8. - Мы изготовили тряпичную куклу – миниатюру «Масленицу». Для одежды мы использовали белую и цветную ткань. Так как основой женской одеждой являлась сорочка из белой ткани. Сверх сорочки надевали сарафан из яркой материи. Рукава и сарафан мы украсили белой вышитой тесьмой. Она проходит спереди вдоль по всей длине сарафана. Головным убором является платок. Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла. V. Рассказ о русской народной одежде. Ведущий 9. - На Руси основной формой одежды было платье сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали и очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Ведущий10. - Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. Ведущий11. - Не легкая была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Одежда могла многое рассказать о семейном положении и возрасте ее владельца. Так в южных районах нашей страны все дети 12 лет ходили в одних длинных рубахах. Праздничную одежду хранили в сундуках. VI. Скоморох 1. - Здравствуй, Масленица годовая, Наша гостьюшка дорогая! Уж тебя здесь ждут - пождут, В гости дружно все зовут! Ведущий 1. - Дорогая наша гостья Масленица! Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная, триаршинная! Лента алая, двуполтинная, Платок беленький, новомодненький, Брови чёрные, наведённые, Шуба синяя, ластки красные, Лапти частые, головастые, Портянки белые, набелённые! VII. Ведущий 12. - Масленица, бывшая некогда языческим праздником в честь бога солнца-Ярила. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины. Слово "блин" происходит от слова "млин" и от глагола "мелить", то есть это блюда из намеленного, из муки. - Они имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, символизирующие собой солнце, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
Блины пекутся каждый день, начиная с понедельника. Блины с маслом, со сметаной, со

шкварками, салом, маком, медом, вареньем, брусникой, семгой, икрой – не исчерпать всех возможностей праздничного стола. VIII. Учитель. – III группа провела исследовательскую работу по подготовке загадок, пословиц. Ведущая 13. - А теперь я загадаю вам загадки, которые загадывали на масленой недели, кто знает ответ, поднимайте руку. З а г а д к и о б л и н а х: 1) Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.) 2) На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.) 3) Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.) 4) Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.) 5) Для любимой бабушки Испеку оладушки. Так румяны и вкусны Эти пышные................( блины). 6) Масленица - объеденье! Напечем блины с утра К ним - сметана и варенье И, конечно же.............( икра). 7) И с икрой, и со сметаной Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны Наши солнышки...........(блины) IX. (Учитель). Технология изготовления «Солнышка» - Ребята! Как вы уже сказали, символом праздника «Масленица», является солнце. Хорошо если в этот день оно ярко светит на небе. Но если день пасмурный, вы можете его сделать своими руками. Это совсем нетрудно. На предыдущем уроке мы уже заготовили из цветного картона или бархатной бумаги теплых оттенков круги разных размеров, нарезали объёмные нитки для лучиков длинной 10-15 см. Дыроколом сделали отверстия и между кругами вставили тоненькие шпажки или трубочки. Сегодня для дальнейшей работы понадобится вязальный крючок и немного терпения, а главное - желание. С помощью вязального крючка или просто пальцами, протянем нитки в дырочки и закрепим. Прежде чем, приступить к работе, давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами и крючком. Техника безопасности при работе с крючком и ножницами. 1. Сидеть нужно прямо, корпус тела плотно прижать к спинке стула, ноги должны стоять прямо, опираясь всей подошвой о поверхность пола. 2. Ножницы должны лежать справа сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе. Передавать ножницы нужно кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия. 3. Во время вязания крючком работу необходимо держать на расстоянии 35-40 см от глаз. Свет должен быть ярким и падать слева или спереди. 4. Через каждые 15-20 мин. делайте перерыв на 2-3 мин., сделайте несколько круговых движений головой (чтобы размять мышцы шеи), фокусируйте взгляд «вдаль», лучше всего посмотрите в окно. 5. Через каждый час в ходе вязания крючком делайте перерыв на 10 мин. Учитель. – По окончанию работы аккуратно подровняйте получившиеся лучики ножницами и слегка распушите. Можете сделать нашему Солнышку личико. Пусть улыбается вместе с нами.
Улыбчивого Солнышка вам! X. Домашнее задание. – Дома напишите на солнышках поговорки и закончить свои поделки. «Блин не клин, брюха не расколет», «Не житьё, а Масленица», «Не всё коту Масленица», «Масленица - объедуха - деньгам приборуха», «Боится Маслена горькой редьки да пареной репы (то есть предстоящего поста)», «Хоть с себя что заложить, а Маслену проводить», «Без блинов — не Маслена». XI. Учитель. - 3 группа подготовила пословицы: Ведущая 14. Продолжи пословицы, выбери правильный ответ. 1. Дом вести, не лапти … (плести). 2. Всякая невеста для своего жениха … (родится). 3. С доброй женой горе – полгоря, а радость … (вдвойне). 4. Замуж выходи – в оба … (гляди). 5. Жену выбирать, что жребий … (метать). 6. За хорошим мужем – жена … (молодеет).

XII. Разучивание песни «Блины». Учитель.

– IV группа подготовила музыкальный фольклор. Ведущая 15 .

– Очень часто на фольклорных праздниках исполняются народные песни. О русской народной песне знают давно, она передавалась из уст в уста из поколения в поколение. Одна из русских народных песен которую любят петь на «Масленице», это «Блины».

Учитель.

- Но прежде ребята расскажут о музыкальных инструментах на которых они будут играть:

Ведущая 16.

- Ложки - это еще и русский народный музыкальный инструмент. Состоит он из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий» звонкий звук. Иногда к ручкам ложек привязывают еще и маленькие бубенчики.

Ведущая17.

- Бубен - ударный инструмент. Представляет собой обруч с погремушками - маленькими металлическими тарелочками, вставленными в отверстия обруча. С одной стороны на обруч натянуга кожа, с другой иногда прикреплены струны с бубенчиками.

Ведущая 18.

-Трещотки - это старинный русский народный инструмент. Состоит он из сухих тонких дощечек, которые нанизаны на шнур и разделены узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки.

Ведущая 19.

-Треугольник - это не только название геометрической фигуры с тремя углами, но и имя ударного инструмента. Он представляет собой треугольник с равными сторонами из стального прута.

Для того чтобы этот инструмент заиграл, по нему легонько ударяют металлической палочкой. Звук получается тонкий, звонкий и нежный, но неопределенной высоты. Учитель.

- На сегодняшнем уроке мы разучим эту песню. Разучим припев: «Ой, блины, блины мои Вы, блиночки мои». Будем петь снизу вверх, а вторую наоборот, сверху вниз (припев повторить 2 раза) Теперь поем припев всем классом. (Исполнение детьми припев.) И так далее.

XIII. Ведущий 20.

– Отведайте наших блинчиков, получите частичку солнышка, согрейтесь, да не забудьте друг с другом поделиться.

XIV. Исполнение песни с народными инструментами.

Учитель.

– Любой праздник нельзя представить без веселой песни «частушки». 5 группа детей подготовила частушки.

Ведущий 21. - Частушка, короткая (обычно 4-строчная) исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества 2-й половины 19-20 вв.

Учитель.

- И сейчас мы их послушаем в исполнении ведущих. XV. Исполняются «Масленичные частушки».

1. В понедельник с ясной зорьки Все катаются на горке. Яства всякие жуют. Громко песенки поют. 2. По деревне в каждый двор Забегает детский хор. Из домов несут старьё, Всяко разное тряпьё.

3. Всё выносят за забор, Разводя большой костер. То ведь Масленица, Славна Масленица! 4.Для любимой за платок Парень лезет на шесток. А шесток облит водой, Оттого и ледяной. 5.В испытаньях хлопцы стойки, А в стряпне девчонки бойки - Сладки блинчики пекут, Угощенья подают. 6.Улыбается народ, Дружно водит хоровод. То ведь Масленица, Добра Масленица! 7.Чтоб расположить плутовку, Одари свою золовку. Все обиды, словно в пруд, По теченью уплывут. 8.Спозаранок бежит зять Свою тёщу ублажать, Зазывает её в дом, Угощает там вином. 9.Веселись, честной народ, Набивая свой живот. Это Масленица, Праздна Масленица! 10.Уминая всласть ватрушки, Поют девицы частушки. Всякий люд кругом танцует, И душа его ликует. 11.С наступленьем воскресенья Просим мы у всех прощенья. Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье. 12.На прощанье весь народ Масленицу подожжет. Разгорайся поскорей, Чтоб жилось нам веселей! XVI. Обобщение. Учитель. - Что нового узнали на уроке? – Какие песни вы услышали и разучили? - «Ни прозванье, ни вероисповедание, ни самая кровь не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежность к тому или иному народу. Чем можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью… Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски», – так говорил великий В. Даль. С этим нельзя не согласиться. Закончить наш праздник хочется словами Василия Шукшина. Пусть они послужат нам напутствием: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что все было не зря: наши песни, сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку». XVIII. Итог урока. 1. Выставление оценок. 2. Выход из класса под музыку песни «Закликание весны».
Список ресурсов:

1. http://ref.by/refs/;

2. http://traditio.ru/wiki/Масленица/;

3. http://images.yandeks.ru/;

4. http://www.lr-club.ru/;

5. http://www.school17.edu-kolomna.ru/;

6. http://liveinternet.ru/;

7. http://vip./km.ru/.

8. Журнал «Школа и производство»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск