Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 178.68 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.01.2014
Размер178.68 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



ДПП.Ф.10 Литературоведение

(ч.2)


  1. Цели и задачи дисциплины. Цели курса учитывают современную ситуацию в области литературоведения и требования, предъявляемые специалисту-филологу:

  • сформировать представление об имманентных законах литературного творчества и развитии литературного процесса;

  • познакомить с широким спектром подходов к литературному произведению, с принципами его анализа и способами интерпретации;

  • представить классические и современные школы литературоведения.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

    1. разграничить предметные и методологические области истории, теории литературы и литературной критики;

    2. дать общее представление о функционировании литературного текста в культуре;

    3. обосновать взаимосвязи и зависимости состояния культуры в целом, литературных направлений и научного осмысления литературного процесса;

    4. сформировать представление о свойственной тексту множественности смыслов и контекстах его восприятия;

    5. дать исторический обзор теоретических концепций литературы, современных тенденций в области анализа художественного текста, осветить наиболее спорные и сложные проблемы теории литературы, познакомить с основными позициями в этих вопросах;

    6. закрепить у студентов навыки анализа художественного произведения.

  1. Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате освоения курса «Литературоведение» («Теория литературы») студенты должны:

  • знать историю возникновения и трансформации важнейших категорий поэтики (направление, художественный метод, стиль, дискурсивные практики, жанр, автор и др.);

  • иметь представление об истории классического и современного литературоведения, ознакомиться с основополагающими теоретическими работами и уметь излагать их основные положения;

  • уметь использовать разнообразные техники литературного анализа;

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.




Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

78

6

Аудиторные занятия

34




Лекции

17




Практические занятия

17




Самостоятельная работа

44




Вид итогового контроля

экзамен







  1. Содержание дисциплины






Названия разделов

Лекции

Практические занятия

1.

Литературоведение как филологическая дисциплина.

3




2.

Специфика образности в искусстве слова

2

2

3.

Проблемы поэтики.

2

6

4.

Литературное произведение: категории содержания и формы, принципы анализа.




9

5.

Категории литературного процесса: художественный метод, литературное направление, литературное течение.

6




6.

Литературоведческие школы

4







  1. Лабораторный практикум не предусмотрен.

  2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература

  1. Хализев, В. Е. Теория литературы : Учебное пособие для вузов / В. Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2002. - 437 с. (и другие издания)

  2. Томашевский, Б. В. Теория литературы: Поэтика: Учебное пособие для ВУЗов по направлению «Филология», специальностям «Филология» и «Литературоведение» / Б. В. Томашевский ; вступ. ст. Н. Д. Тамарченко ; комм. С. Н. Бройтман, при участии Н. Д. Тамарченко. – М. : Аспект-Пресс, 2003. – 333 с. (или другое издание)

Дополнительная литература

Учебники и справочные издания.

  1. Давыдова, Т. Т. Теория литературы : Учебное пособие для вузов / Т. Т. Давыдова, В. А. Пронин. - М. : Логос, 2003. – 229 с.

  2. Дедова, М. Е. Литературоведение : Конспект лекций : Пособие для подготовки к экзаменам / М. Е. Дедова. - М. : Приор, 2006. - 106 с.

  3. Есин, С. Н. Власть слова : Филологические тетради / С. Н. Есин. - М. : Литературная газета, 2004. - 367 с.

  4. Зинченко, В. Г. Методы изучения литературы : Системный подход : Учебное пособие / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе. - М. : Флинта, 2002. - 200 с.

  5. Кормилов, С. И. Основные понятия теории литературы : Литературное произведение. Проза и стихи: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / С. И. Кормилов. - 2-е изд. - М. : Издательство МГУ, 2002. - 112 с.

  6. Мароши, В. В. Имя автора : Историко-типологические аспекты экспрессивности: / В. В. Мароши. – Новосибирск : Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 2000. - 346 с.

  7. Потебня, А. А. Теоретическая поэтика : Учебное пособие для вузов / А. А. Потебня. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2003. - 374 с.

  8. Тамарченко, Н. Д. Теоретическая поэтика : Хрестоматия-практикум: Учебное пособие для вузов / Н. Д. Тамарченко. - М. : Академия, 2004. - 400 с.

  9. Теория литературы. Историческая поэтика : Учебное пособие для вузов: В 2 тт. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. - М. : Академия. - Т. 2 : Историческая поэтика / С. Н. Бройтман. - 2004. - 360 с. (или другое издание).

  10. Теория литературы. Теория художественного дискурса : Учебное пособие для вузов : В 2 тт. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. - М. : Академия. - (Высшее профессиональное образование). Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. – 2004. – 510 с.

Научные издания.

  1. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы / С. С. Аверинцев.-М. : Coda, 1997. – 343 с.

  2. Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель; пер. с древнегреч. О. П. Цыбенко, В. Г. Аппельрота ; ред. И. В. Пешков, Г. Н. Шелогурова. - М. : Лабиринт, 2000. - 221с. (или другое издание)

  3. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Эпос и роман // Бахтин М. М. Эпос и роман / Сост. С. Г. Бочаров ; Авт. вступ. ст. В. В. Кожинов. – СПб.: Азбука, 2000. – 304 с.

  4. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема содержания , материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. Т.1. Философская эстетика 1920-х годов. / М. М. Бахтин; Ред. С. Г. Бочаров, Л. С. Мелихова. – М : Издательство «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003. - С. 69- 326.

Или: Бахтин М. М. Автор и герой : К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин ; Сост. и авт. вступ. ст. С. Г. Бочаров. - СПб. : Азбука, 2000. – 333 с.

  1. Бахтин, М. М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. - Т. 6. «Проблемы поэтики Достоевского» 1963, работы 1960-70х гг. / М. М. Бахтин; Ред. С. Г. Бочаров, Л. С. Мелихова – М : Издательство «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2002. - С. 5-300.

  2. Бем, А. Л. Исследования. Письма о литературе / А. Л. Бем ; Авт. предисл. С. Г. Бочаров. - М. : Языки русской литературы, 2001. – 447 с.

  3. Бочаров, С. Г. Сюжеты русской литературы / С. Г. Бочаров. - М. : Языки русской культуры, 1999. – 626 с.

  4. Виноградов, В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В. В. О теории художественной речи : Учебное пособие для вузов по филологическим специальностям / Авт. предисл. А. Н. Кожин. - М. : Высшая школа, 2005. – 286 с.

  5. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский ; вступ. ст. А. Н. Леонтьева. - СПб. : Азбука, 2000. - 411 с. (или другое издание).

  6. Гаспаров, Б. М. Поэтика "Слова о полку Игореве" / Б. Гаспаров. - М. : Аграф, 2000. – 605 с.

  7. Гаспаров, М. Л. Избранные труды : В 2 т. - М. : Языки русской культуры. - (Язык. Семиотика. Культура). - Т. 1. О поэтах. - 1997. – 660 с. - Т. 2. О стихах. - 1997. – 501 с.

  8. Гаспаров, М. Л. О русской поэзии : Анализы. Интерпретации. Характеристики / М. Гаспаров. - СПб. : Азбука, 2001. – 478 с.

  9. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира : Курс лекций / Г. Д. Гачев. - М. : Академия, 1998. - 430 с.

  10. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида ; пер. с фр. под ред. В. Лапицкого. - СПб. : Академический проект, 2000. – 428 с.

  11. Женетт, Ж. Фигуры : Работы по поэтике: В 2 тт. / Ж. Женетт ; пер. с фр. Е. Васильевой [и др.]. - М. : Издательство имени Сабашниковых. - 1998. – 470 с.

  12. Компаньон, Антуан. Демон теории : Литература и здравый смысл / А. Компаньон; пер. с фр. С. Зенкин. - М. : Издательство имени Сабашниковых, 2001. - 334 с.

  13. Лихачев, Д. С. Историческая поэтика русской литературы : Смех как мировоззрение и другие работы / Д. С. Лихачев. - СПб. : Алетейя, 1999. - 508 с.

  14. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. - М. : Политиздат, 1991. – 525 с.

  15. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии / Вступ. ст. М. Л. Гаспаров. – СПб. : Искусство - СПБ, 1999. - С. 18-133 (или другое издание).

  16. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю. М. Семиосфера / М. Ю. Лотман. - СПб. : Искусство - СПБ, 2000. - С. 150 - 391 (или другое издание).

  17. Мелетинский, Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е. М. Мелетинский ; АН СССР, Институт мировой литературы. - М. : Наука, 1986. - 320 с.

  18. Мелетинский, Е. М. От мифа к литературе : Учебное пособие по курсу "Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров" / Е. М. Мелетинский. -М. : РГГУ, 2000. – 169 с.

  19. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. - 3-е изд., репринт. - М. : Восточная литература, 2000. - 407 с.

  20. Михайлов, Н. Н. Теория художественного текста : Учебное пособие для вузов / Н. Н. Михайлов. - М. : Академия, 2006. - 219 с.

  21. Молодая филология : Сборник научных трудов / СО РАН ; под ред. Н. Е. Меднис, М. А. Лаппо. – Новосибирск : Издательство НГПУ. - Вып. 4, Ч. 2. - 2002. - 217 с.

  22. Пропп, В. Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп ; ред. и комм. И. В. Пешкова. – М. : Лабиринт, 2001. – 192 с. (или другое издание)

  23. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп ; сост., науч. ред., комм. И. В. Пешкова. – М. : Лабиринт, 2009. – 332 с.

  24. Смирнов, И. П. Смысл как таковой / И. П. Смирнов. - СПб. : Академический проект, 2001. - 344 с.

  25. Тарановский, К. Ф. О поэзии и поэтике / К. Тарановский ; сост. М. Л. Гаспаров. -М. : Языки русской культуры, 2000. - 432 с.

  26. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг ; подгот. текста и общ. ред. Н. В. Брагинский. - М. : Лабиринт, 1997. – 448 с. (или другое издание)

6.2. Средства обеспечения дисциплины: книжные фонды кафедры, научной библиотеки ТГПУ, областной библиотеки им. А.С. Пушкина

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины: телевизор, DVD-проигрыватель

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

    1. Методические указания для студентов

      1. Материалы по организации самостоятельной работы

  • Тематика практических занятий:

  1. Проблема формы и содержания (2 ч)

  2. Специфика художественной образности: знак – образ – символ - мотив (2 ч)

  3. Сюжет как теоретическая проблема (2 ч)

  4. Автор в системе эстетических отношений (2 ч)

  5. Родовидовая специфика художественного произведения (3 ч)

  6. Типология художественного сознания: основные категории поэтики в историческом освещении (6 ч)

Подготовка к практическим занятиям включает чтение, конспектирование статей, глав монографий и научных исследований по основным проблемам курса, выполнение письменных домашних заданий. (Планы практических занятий - Приложение № 3, список текстов для конспектирования – Приложение №4)

  • Самостоятельное изучение следующих тем: «Целостность художественного произведения», «Понятие об архитектонике», «Стиль как творческая индивидуальность», «Повествование – нарратив - дискурс» с использованием рекомендуемой литературы по курсу

  • Тематика контрольной работы:

«Спорные вопросы современного литературоведения (проблемы соотношения сюжета-фабулы-мотива-действия, концепции автора, жанр романа в историческом аспекте)» (Вопросы к контрольной работе – Приложение № 5)

  • Примерная тематика рефератов, курсовых работ (не предусмотрены)

      1. Материалы по реализации контроля

  • Аттестация в ходе лекций (по итогам лекции студент должен сформулировать вопрос преподавателю);

  • Аттестация по итогам семинарских занятий. Оцениваются: степень участия студентов в дискуссиях по время занятий, выступления с дополнительными сообщениями;

  • Участие в блицконтрольных работах по темам предыдущего занятия. Задания носят аналитический характер.

  • Перечень вопросов к экзамену:

  1. История, теория литературы, литературная критика: три типа отношения к художественному.

  2. Объект и предмет литературоведения как теоретическая проблема.

  3. Понятие литературной эволюции.

  4. Риторика и поэтика. Разные виды поэтики и основания для их разграничения.

  5. Мифологическая школа и развитие ее идей.

  6. Культурно-историческая школа в литературоведении. Общая характеристика.

  7. Сравнительно-исторический метод в литературоведении (О.М. Фрейденберг, В.Я. Пропп, А.Ф. Лосев).

  8. Биографический подход в литературоведении.

  9. Психологическая школа: психология творчества и восприятия в трудах А. Потебни, Д. Овсяннико-Куликовского и Л. Выготского.

  10. Формальная школа: круг теоретических идей.

  11. Историческая поэтика: от А.Н. Веселовского к современности.

  12. Структурализм в европейском литературоведении. К проблеме истоков и границ.

  13. Феноменологическая концепция в литературоведении. Эстетика Р. Ингардена.

  14. Рецептивная эстетика. Проблема истории литературы в работах Х.-Р. Яусса.

  15. Герменевтика и литературоведение.

  16. Постструктурализм. Своеобразие и традиции в толковании основных поэтических категорий.

  17. Семиотика литературы. Общая характеристика.

  18. Повествование, нарратив, дискурс.

  19. Лингвистика и литературоведение. К проблеме взаимовлияния.

  20. Художественный текст с точки зрения теории эстетической коммуникации.

  21. Философская эстетика М.М. Бахтина. Концепция диалога.

  22. Литература и миф. Феномены художественного и мифологического сознания.

  23. Литература и общество. «Классика» и «массовая литература» как социальные феномены.

  24. Поэтика синкретизма: своеобразие образности, типы сюжетных схем.

  25. Традиционалистский (эйдетический) тип художественного сознания. Роль категорий стиля и жанра.

  26. Трансформация основных художественных категорий в эпоху поэтики художественной модальности.

  27. Литературный процесс, его уровни, стадиальность.

  28. Классицизм.

  29. Романтизм и неоромантизм.

  30. Реализм и неореализм.

  31. Модернизм. Общая характеристика.

  32. Постмодернизм.

  33. Литературные роды. Общая характеристика.

  34. Понятие жанра в диахроническом аспекте.

  35. Жанр романа в историческом освещении.

  36. Эпические, лирические, драматические жанры. Концепция внежанровых форм. Проблема «смешения жанров».

  37. Художественная форма и художественное содержание. История изучения проблемы.

  38. Время и пространство в реальности и литературном произведении. Понятие хронотопа в исторической и теоретической поэтике.

  39. Произведение и текст. Типы взаимодействия текстов: текст в тексте, метатекст, гипертекст, интертекст.

  40. Понятие модуса художественности. Типы художественности.

  41. Автор, текст и читатель. Литературное произведение как диалог.

  42. Автор и авторитет. Становление категории авторства в ходе исторического развития литературы.

  43. Знак-образ-символ.

  44. Понятие сюжета в литературоведении. Мотив-сюжет, фабула-сюжет. Проблема типологии сюжета.

    1. Методические рекомендации преподавателю.

Курс является завершающим в цикле литературоведческих дисциплин; он ориентирован на обобщение и углубление полученных знаний по истории и теории литературы, закрепление навыков научно-исследовательской работы.

В блоке лекционных занятий основной задачей является постановка наиболее спорных и актуальных вопросов современной теории литературы с раскрытием позиций разных ученых, литературоведческих школ, с приведением их аргументов. Изучение основных поэтических категорий предполагает как теоретический, так и исторический подход. Результатом освоения дисциплины должно быть выстраивание целостной системы гуманитарной научной картины мира. Для наиболее глубокого усвоения студентами основных вопросов используются справочные, учебные и научно-исследовательские источники

Практические занятия призваны закрепить теоретические знания. Студентам предлагается ознакомиться с работами выдающихся ученых, сравнить их позиции и на примере анализа художественного текста (или его отрывка) продемонстрировать ту или иную методику работы.

Контроль за уровнем и качеством освоения дисциплины предполагает различные формы промежуточного контроля (в т.ч. контрольная работа, формулировка проблемных вопросов и ответы на вопросы по темам текущих лекций) экзамен в конце семестра.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301.65 «Русский язык и литература».
Программу составила:

к.ф.н., доцент кафедры литературы ТГПУ О.Н. Русанова

Список текстов для реферирования


  1. Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер М. Л., Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания / РАН, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького ; отв. ред. П. А. Гринцер. – М. : Наследие, 1994. - С. 3-38. (электронный вариант на кафедре)

  2. Барт, Р. Смерть автора // Барт, Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. ; Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М. : Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – С. 384 – 391.

  3. Барт, Р. S/Z. / Барт Р. ; Пер. с фр. Г. К. Косикова, В. П. Мурат. - М. : Культура Ad Marginem, 1994. – 304 с. (Главы 1-13).

  4. Бахтин, М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творении // Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. ; Т.1. Философская эстетика 1920-х годов. / М. М. Бахтин; Ред. С. Г. Бочаров, Л. С. Мелихова. – М : Издательство «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003. - С. 265-325.

  5. Гаспаров, Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита" // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века / Б. М. Гаспаров. - М. : Наука, 1993. - С. 27 - 82. (ксерокопия на кафедре)

  6. Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург ; Предисл. А. С. Кушнера ; Подгот. текста С. В. Путилова. - М. : Интрада, 1997. - 408 с. Или: Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. - Изд. 2-е, доп. - Л. : Советский писатель. Ленинградское отделение, 1974. - 407 с. (главы 3,4).

  7. Лотман, Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. - Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1. С. 224-242. (электронный вариант на кафедре)

  8. Лотман, Ю. М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Избранные статьи / Ю. М. Лотман. -Таллинн, 1992. - Т.1. - С. 148-160.

  9. Пинский, Л. Е. Сюжет-фабула и сюжет-ситуация // Пинский Л. Е. Магистральный сюжет : Сборник / Л. Е. Пинский ; вступ. ст. А. Аникст. - М. : Советский писатель, 1989. – С. 322-338.

  10. Шкловский, В. Б. Связь сюжетосложения с общими приемами стиля // Шкловский В. Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. - М.: Советский писатель, 1983. - С. 26 - 62.

  11. Эйхенбаум, Б. М. Как сделана "Шинель" Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии : Сборник статей / Б. М. Эйхенбаум ; Вступ. ст. Г. Бялого. - Л. : Художественная литература. Ленинградское отделение, 1986. – 453 с. - С. 45-63 (распечатка на кафедре).


Критерии оценок за реферирование текстов
“Отлично” ставится за конспекты, в которых есть анализ структуры научной работы, изложена концепция автора, выявлена система его аргументации. Работа грамотно оформлена.

“Хорошо” ставится за конспекты, где описание содержания не структурировано, где не прослежено место анализируемой работы в контексте других работ по данной теме. В оформлении работы допущены незначительные огрехи.

“Удовлетворительно” ставится за конспекты, где нет изложения концепции автора и анализа методов его работы. Конспект содержит значительные недочеты в оформлении.

“Неудовлетворительно” ставится за конспекты, в которых нет информации о проблематике работы и ее месте в контексте других работ по исследуемой теме, не соблюдены правила оформления выходных данных и отсутствуют сноски.

Ненаписанные конспекты расцениваются как задолженность.
Список литературы для рецензирования


  1. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема содержания , материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. Т.1. Философская эстетика 1920-х годов. / М. М. Бахтин; Ред. С. Г. Бочаров, Л. С. Мелихова. – М : Издательство «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003. - С. 69- 326

  2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. - Т. 6. «Проблемы поэтики Достоевского» 1963, работы 1960-70х гг. / М. М. Бахтин; Ред. С. Г. Бочаров, Л. С. Мелихова – М : Издательство «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2002. - С. 5-300.

  3. Бахтин, М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин ; сост. и прим. С. Г. Бочаров ; авт. вступ. ст. В. В. Кожинов. – СПб. : Изд-во «Азбука», 2000. – С. 194-232.

  4. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг ; Подгот. текста и общ. ред. Н. В. Брагинский. - М. : Лабиринт, 1997. – 448 с.

  5. Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг ; сост., послеслов., комм. Н. Брагинской ; библиогр. М. Ю. Сорокина, Н. Ю. Костенко. – 3-е изд., испр., доп. – Екатеринбург : У-Фактория, 2008. – 894 с.

  6. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский ; сост., авт. комм. В. В. Мочалова ; авт. вступ. ст. И. К. Горский. – М. : Высшая школа, 1989. – 404 с.


Критерии оценок за рецензирование текстов.
“Отлично” ставится за работы, где содержится информация о времени, которое описывается автором, о самом авторе. Обязательным условием рецензии является собственная точка зрения на прочитанный материал, понимание его актуальности и художественная форма изложения.

“Хорошо” ставится за работы, где не соблюдена мера в сочетании информации и оценки, где описание содержания доминирует над собственной оценкой и наоборот – где рассуждение автора рецензии превышают информацию о книге, ее проблеме и специфике автора.

“Удовлетворительно” ставится за рецензию, где нет информации об авторской концепции и сужен анализ исторического контекста.

“Неудовлетворительно” ставится за поверхностное эмоциональное описание подменяющее суть проблемного смысла книги.

Приложение № 5
Темы контрольной работы: «Спорные вопросы современного литературоведения (проблемы соотношения сюжета-фабулы-мотива-действия, концепции автора, жанр романа в историческом аспекте)». Контрольная работа является формой промежуточного контроля и подготовительным этапом к сдаче экзамена.

Требования к выполнению: Контрольная работа выполняется самостоятельно в письменном или печатном виде (объемом до 10 стр.) с подбором исследовательского материала (реферативная часть работы, предполагающая освещение поставленной теоретической проблемы с разных литературоведческих, культурологических и философских позиций) и выбором художественного произведения для анализа.
Критерии оценок контрольной работы.
1) “Отлично” ставится за работы, в которых грамотно изложены теоретические идеи, сформулирована суть основных понятий и терминов, приведены примеры; правильно и подробно выполнено практическое задание по анализу отрывка художественного текста.

2) “Хорошо” ставится за работу, в которой студент демонстрирует знание и способность ориентироваться в основных теоретических вопросах, способен вычленять основные виды тропов и стилистических фигур художественной речи. При ответе допускается не более одной фактической ошибки.

3) “Удовлетворительно” ставится за работы, которые носят характер примерного описания теоретической проблемы без понимания ее сути, в определении и употреблении терминов наблюдается неполное и неточное знание (не более трех фактических ошибок), но в целом студент обнаруживает знакомство с предметом.

4) “Неудовлетворительно” ставится за работу, где нет теоретического представления о законах художественного творчества, анализ отрывков художественного текста не выполнен и в определении основных понятий присутствует более трех фактических ошибок.

Методические указания для преподавателей и студентов

По организации и выполнению самостоятельной работы по курсу «Литературоведение ч.2»

к.ф.н., доцента кафедры литературы Русановой О.Н.


Раздел

тема

Объем в часах

Форма работы

Формы контроля

Источники литературы




43

Конспектирование статей, глав монографий и научных исследований по основным проблемам курса (список прилагается к планам практических занятий)













Самостоятельное изучение следующих тем:














Подготовка к контрольной работе по теме: «Спорные вопросы современного литературоведения»

Проверка письменной контрольной работы

Бройтман С.Н. Историческая поэтика: Учебное пособие. – М., 2001

Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т. 1-3. – М., 1962-1965.

Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. /Сост. Тамарченко Н.Д. – М., 2001

Фарино Е. Введение в литературоведение. – СПб., 2004.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1989.

Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7-ми т. – М., 1997-2003.

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. (Любое издание)

Буало Н. Искусство поэзии. (Любое издание).

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989.

Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов-на-Дону, 1998.

Гадамер Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

Деррида Ж. Письмо и различие. – М., 2000.

Женетт Ж. Фигуры. – В 2-х т. – М., 1998.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М., 1997.

Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – Л., 1979.

Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. – М., 1991.

Изер В. Вымыслообразующие акты // Новое литературное обозрение. № 27. 1997.

Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе / Пер. с польского. – М., 1980.

Тюпа В.И. Художественный дискурс. Введение в теорию литературы. – Тверь, 2002.

Успенский Б. Поэтика композиции. – СПб., 2000.

Шмид В. Нарратология. - М., 2003.

Яусс Г.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. № 12. 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск