Скачать 133.31 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа региональных и международных исследований
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫНаучный и художественный стиль речи в аспекте преподавания русского языка как иностранного Направление 032700.68 – «Филология»Программа «русский язык как иностранный»Форма подготовки - очнаяШкола региональных и международных исследований Кафедра русского языка как иностранного Курс 2 семестр 3, 4 лекции 0 часов практические занятия 26 час. всего часов аудиторной нагрузки 26 час. самостоятельная работа 82 часа. реферативные работы контрольные работы зачет 3,4 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 24 от 14 января 2010 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка как иностранного «20» сентября 2012 г., протокол № 1. Заведующая кафедрой русского языка как иностранного Чубаева Л.В. 20 сентября 2012 г. Составители: Шестопалова В.И., к.ф.н., профессор кафедры русского языка как иностранного, Коломова Е.А., старший преподаватель русского языка как иностранного I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация РПУД «Научный и художественный стиль речи в аспекте преподавания русского языка как иностранного» для направления подготовки «032700.68 - Филология» по магистерской программе «Русский язык как иностранный» соответствует требованиям ФГОС ВПО по данному направлению и положению об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87). Изучаемая дисциплина входит в профессиональный (специальный) цикл и относится к дисциплинам по выбору (М2.В.ДВ). Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с функционально-стилистической дифференциацией современного русского языка и стратегиями овладения иностранным языком во всём его многообразии. Дисциплина «Научный и художественный стиль в аспекте преподавания русского языка как иностранного» логически и содержательно связана с такими курсами учебного плана, как «Методика преподавания русского языка как иностранного», «Теория и практика преподавания русского языка как иностранного»,. Дисциплина направлена на формирование следующих профессиональных компетенций выпускника:
Необходимость развития перечисленных навыков обусловлена непосредственными коммуникативными потребностями магистрантов-филологов в учебно-профессиональной сфере общения в период обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности. Цель курса: - познакомить магистрантов с методикой обучения научному стилю речи иностранных учащихся; - помочь магистрантам овладеть важнейшими процедурами современных лингвистических исследований, познакомить с требованиями, предъявляемыми к научному изложению, интенсифицировать научную работу магистранта, способствовать овладению метаязыком науки; - сформировать необходимые языковые и речевые умения в сфере научного стиля, навыки работы с текстом по специальности, обучить различным видам текстовой работы, совершенствовать собственные речевые навыки в области русского языка как иностранного. Текст рассматривается как источник информации и как речевой образец, отражающий языковые особенности научного текста (специальную терминологию, общенаучную лексику, синонимические структуры, а также закономерности построения текста) и своеобразие художественного текста. Необходимость развития перечисленных навыков обусловлена непосредственными коммуникативными потребностями магистрантов-филологов в учебно-профессиональной сфере общения в период обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности. Приведенные задания и упражнения направлены на обогащение лексического словаря студентов по различной тематике, на закрепление грамматических конструкций русского языка, характерных для научного стиля, на основе конструирования, продолжения и преобразования предложений и словосочетаний; на развитие коммуникативных навыков и умений в профессионально-ориентированном общении как в устной, так и письменной форме. В результате освоения дисциплины магистрант должен: знать - основные характеристики исследуемых функциональных стилей и их жанровую представленность, уметь – выявлять стилеобразующие свойства текстов, специфические структуры языка науки, уметь использовать методики стилистического анализа; уметь свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства; читать и воспринимать на слух тексты научного стиля; создавать тексты научного стиля в различных жанрах в устной или письменной форме. владеть – лингвистической терминологией, метатекстовыми структурами научного стиля, навыками составления аннотации, написания рефератов, составления тезисов; владеть навыками анализа художественного текста, навыками адекватной социокультурной коммуникации, культурой устной и письменной речи. Общая трудоёмкость освоения дисциплины составляет 3 зачётные единицы, всего 108 часов. 26 аудиторных и 82 часа самостоятельной работы. Учебным планом предусмотрены аудиторные практические занятия (26 часов) и самостоятельная работа (82 часа). Дисциплина реализуется на 2 курсе в 3 и 4 семестрах.
Лекции не предусмотрены учебным планом.
3 семестр (14 часов) Тема 1. Научный стиль: общая характеристика (2 часа). Тема 2. Жанры научного стиля: план, тезисы, конспект (2 часа). Тема 3. Реферат. Типы рефератов (2 часа). Тема 4. Речевые нормы учебно-научного стиля речи (2 часа). Тема 5. Подготовка к выполнению творческого задания по теме «Реферат» (2 часа). Тема 6. Научный доклад (2 часа). Тема 7. Коллоквиум. Обсуждение вопросов методики обучения иностранцев научной речи (2 часа). 4 семестр (12 часов) Тема 1. Аспекты изучения художественных текстов: собственно-лингвистический, функционально-стилистический, лингво-литературоведческий, национально-культурный, лингвострановедческий (семинар) (2 часа). Тема 2. Лингводидактический и лингвострановедческий аспекты в качестве ведущих в теории и практике РКИ. Методики обучения иностранцев чтению художественных текстов (2 часа). Тема 3. Структурная организация художественного текста. Примеры анализа. Связь структурно-смыслового членения художественного текста с семантическим развёртыванием. Основные композиционно-речевые формы авторской речи (2 часа). Тема 4. Анализ речевой структуры художественного текста. Лексико-смысловая система художественного текста (2 часа). Тема 5. Анализ учебных пособий для иностранных учащихся по анализу художественного текста (4 часа).
Вопросы к зачету:
Задания для контрольных работ Задание 1. Определите значения терминов: наука, научное исследование, объект исследования, предмет исследования, реферат-обзор, научная проблема, текст-источник, метатекст. Задание 2. Замените данные сложные предложения простыми, передайте то же содержание. 1)Автор подчёркивает, что книжные стили неоднородны. 2)В статье заостряется внимание на том, что книжные стили неоднородны. 3)В статье акцентируется внимание на том, что одной из причин возникновения синонимов является освоение языком заимствованных слов Задание 3.Составьте простые предложения из слов: 1)Автор, уделять много внимания, лексика книжных стилей. 2)Автор, статья, упоминать, проблема, освоение слов. 3)Его работа, данный автор, упомянута проблема, разграничение языка и речи. 4)Автор, дипломная работа, подтверждать, свой, выводы, убедительные примеры. 5)Автор, иллюстрировать, свои положения, примеры, из современной прозы. 6)Характерные черты, русское формообразование, демонстрироваться, примеры слов из современного русского языка. Задание 4. Замените активную конструкцию пассивной: 1.Автор обращает внимание на фонетическую и морфологическую форму заимствованных слов. 2.Автор уделяет внимание характеристике словарного состава русского языка. З.Автор подтверждает существование синтетического и аналитического способов образования форм слов разнообразными фактами. 4.Автор приводит многочисленные наблюдения в качестве иллюстрации различных способов выражения грамматических значений. Задание 5.Придумайте предложения по моделям. 1)кто-доказывает-что-чем\какими данными (примерами). 2)кто - ссылается -на что - для доказательства - чего 3)кто – представляет - что (результаты, данные, аргументы) - в качестве - иллюстрации - чего 4)кто - рассматривает - что - в качестве примера - чего 5)где - упоминается - о чём 6)попутно - касаться - проблемы - чего 7)где - акцентируется - внимание на том, что
Основная
Дополнительная
Электронные ресурсы:
|