Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 133.31 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.01.2014
Размер133.31 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа региональных и международных исследований


Согласовано «УТВЕРЖДАЮ»



























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Научный и художественный стиль речи в аспекте преподавания русского языка как иностранного
Направление 032700.68 – «Филология»
Программа «русский язык как иностранный»
Форма подготовки - очная

Школа региональных и международных исследований

Кафедра русского языка как иностранного

Курс 2 семестр 3, 4

лекции 0 часов

практические занятия 26 час.

всего часов аудиторной нагрузки 26 час.

самостоятельная работа 82 часа.

реферативные работы

контрольные работы

зачет 3,4 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 24 от 14 января 2010 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка как иностранного «20» сентября 2012 г., протокол № 1.

Заведующая кафедрой русского языка как иностранного Чубаева Л.В. 20 сентября 2012 г.
Составители: Шестопалова В.И., к.ф.н., профессор кафедры русского языка как иностранного,

Коломова Е.А., старший преподаватель русского языка как иностранного

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

Аннотация

РПУД «Научный и художественный стиль речи в аспекте преподавания русского языка как иностранного» для направления подготовки «032700.68 - Филология» по магистерской программе «Русский язык как иностранный» соответствует требованиям ФГОС ВПО по данному направлению и положению об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).

Изучаемая дисциплина входит в профессиональный (специальный) цикл и относится к дисциплинам по выбору (М2.В.ДВ).

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с функционально-стилистической дифференциацией современного русского языка и стратегиями овладения иностранным языком во всём его многообразии. Дисциплина «Научный и художественный стиль в аспекте преподавания русского языка как иностранного» логически и содержательно связана с такими курсами учебного плана, как «Методика преподавания русского языка как иностранного», «Теория и практика преподавания русского языка как иностранного»,.

Дисциплина направлена на формирование следующих профессиональных компетенций выпускника:

  • способность демонстрировать углублённые знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2),

  • способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4),

  • владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования, изучения устной и письменной коммуникации, с изложением аргументированных выводов (ПК-5),

  • владение навыками подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7),

  • владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, анализа языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8).

Необходимость развития перечисленных навыков обусловлена непосредственными коммуникативными потребностями магистрантов-филологов в учебно-профессиональной сфере общения в период обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Цель курса:

- познакомить магистрантов с методикой обучения научному стилю речи иностранных учащихся;

- помочь магистрантам овладеть важнейшими процедурами современных лингвистических исследований, познакомить с требованиями, предъявляемыми к научному изложению, интенсифицировать научную работу магистранта, способствовать овладению метаязыком науки;

- сформировать необходимые языковые и речевые умения в сфере научного стиля, навыки работы с текстом по специальности, обучить различным видам текстовой работы, совершенствовать собственные речевые навыки в области русского языка как иностранного.

Текст рассматривается как источник информации и как речевой образец, отражающий языковые особенности научного текста (специальную терминологию, общенаучную лексику, синонимические структуры, а также закономерности построения текста) и своеобразие художественного текста.

Необходимость развития перечисленных навыков обусловлена непосредственными коммуникативными потребностями магистрантов-филологов в учебно-профессиональной сфере общения в период обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Приведенные задания и упражнения направлены на обогащение лексического словаря студентов по различной тематике, на закрепление грамматических конструкций русского языка, характерных для научного стиля, на основе конструирования, продолжения и преобразования предложений и словосочетаний; на развитие коммуникативных навыков и умений в профессионально-ориентированном общении как в устной, так и письменной форме.

В результате освоения дисциплины магистрант должен:

знать - основные характеристики исследуемых функциональных стилей и их жанровую представленность,

уметь – выявлять стилеобразующие свойства текстов, специфические структуры языка науки, уметь использовать методики стилистического анализа; уметь свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства; читать и воспринимать на слух тексты научного стиля; создавать тексты научного стиля в различных жанрах в устной или письменной форме.

владеть – лингвистической терминологией, метатекстовыми структурами научного стиля, навыками составления аннотации, написания рефератов, составления тезисов; владеть навыками анализа художественного текста, навыками адекватной социокультурной коммуникации, культурой устной и письменной речи.

Общая трудоёмкость освоения дисциплины составляет 3 зачётные единицы, всего 108 часов. 26 аудиторных и 82 часа самостоятельной работы. Учебным планом предусмотрены аудиторные практические занятия (26 часов) и самостоятельная работа (82 часа). Дисциплина реализуется на 2 курсе в 3 и 4 семестрах.


  1. СТУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Лекции не предусмотрены учебным планом.


  1. СТУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

3 семестр (14 часов)

Тема 1. Научный стиль: общая характеристика (2 часа).

Тема 2. Жанры научного стиля: план, тезисы, конспект (2 часа).

Тема 3. Реферат. Типы рефератов (2 часа).

Тема 4. Речевые нормы учебно-научного стиля речи (2 часа).

Тема 5. Подготовка к выполнению творческого задания по теме «Реферат» (2 часа).

Тема 6. Научный доклад (2 часа).

Тема 7. Коллоквиум. Обсуждение вопросов методики обучения иностранцев научной речи (2 часа).

4 семестр (12 часов)

Тема 1. Аспекты изучения художественных текстов: собственно-лингвистический, функционально-стилистический, лингво-литературоведческий, национально-культурный, лингвострановедческий (семинар) (2 часа).

Тема 2. Лингводидактический и лингвострановедческий аспекты в качестве ведущих в теории и практике РКИ. Методики обучения иностранцев чтению художественных текстов (2 часа).

Тема 3. Структурная организация художественного текста. Примеры анализа. Связь структурно-смыслового членения художественного текста с семантическим развёртыванием. Основные композиционно-речевые формы авторской речи (2 часа).

Тема 4. Анализ речевой структуры художественного текста. Лексико-смысловая система художественного текста (2 часа).

Тема 5. Анализ учебных пособий для иностранных учащихся по анализу художественного текста (4 часа).


  1. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Вопросы к зачету:

  1. Какова общая логическая схема научных текстов различных жанров?

  2. Какие жанры относятся к собственно научному подстилю?

  3. Назовите научно-информационные жанры.

  4. Какие существуют типы рефератов?

  5. Какова структура реферата?

  6. Назовите типы конспектов.

  7. Расскажите об этапах составления конспекта.

  8. Как составляются тезисы?

  9. Что такое аннотация?

  10. Какую сферу общественной деятельности обслуживает научный стиль речи?

  11. Каковы формы существования научной речи? В чем преимущества письменной формы?

  12. Расскажите о терминосистемах, языке символов и научной графике.

  13. Назовите языковые признаки научного стиля (лексические, морфологические, синтаксические).

  14. Расскажите о жанровом многообразии научного стиля речи.

Задания для контрольных работ

Задание 1. Определите значения терминов: наука, научное исследование, объект исследования, предмет исследования, реферат-обзор, научная проблема, текст-источник, метатекст.

Задание 2. Замените данные сложные предложения простыми, передайте то же содержание.

1)Автор подчёркивает, что книжные стили неоднородны.

2)В статье заостряется внимание на том, что книжные стили неоднородны.

3)В статье акцентируется внимание на том, что одной из причин возникновения синонимов является освоение языком заимствованных слов

Задание 3.Составьте простые предложения из слов:

1)Автор, уделять много внимания, лексика книжных стилей.

2)Автор, статья, упоминать, проблема, освоение слов.

3)Его работа, данный автор, упомянута проблема, разграничение языка и речи.

4)Автор, дипломная работа, подтверждать, свой, выводы, убедительные примеры.

5)Автор, иллюстрировать, свои положения, примеры, из современной прозы.

6)Характерные черты, русское формообразование, демонстрироваться, примеры слов из современного русского языка.

Задание 4. Замените активную конструкцию пассивной:

1.Автор обращает внимание на фонетическую и морфологическую форму заимствованных слов.

2.Автор уделяет внимание характеристике словарного состава русского языка.

З.Автор подтверждает существование синтетического и аналитического способов образования форм слов разнообразными фактами.

4.Автор приводит многочисленные наблюдения в качестве иллюстрации различных способов выражения грамматических значений.

Задание 5.Придумайте предложения по моделям.

1)кто-доказывает-что-чем\какими данными (примерами).

2)кто - ссылается -на что - для доказательства - чего

3)кто – представляет - что (результаты, данные, аргументы) - в качестве - иллюстрации - чего

4)кто - рассматривает - что - в качестве примера - чего

5)где - упоминается - о чём

6)попутно - касаться - проблемы - чего

7)где - акцентируется - внимание на том, что


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная

  1. Купина, Н. А. Филологический анализ художественного текста. Практикум [Электронный ресурс] / Н. А. Купина, Н. А. Николина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 408 с. http://znanium.com/bookread.php?book=406111

  2. Рябинина Н.В. Основы анализа художественного текста: учеб.пособие/-М.:Флинта: Наука, 2009. - 272 с. – (Русский язык как иностранный).

  3. Капитонова Т.И., Московкин Л.В., Щукин А.Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному / под ред. А.Н. Щукина. – М.: Рус.яз. Курсы, 2008. – 312 с.

Дополнительная


  1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. – 3 изд, испр. И доп.. – М.: Рус.яз. Курсы, 2004. – 256 с.

  2. Амиантова, Бархударова Е.Л.Л.В.Красильникова, А.Г.Матюшенко, Одинцова И.В. Программа по русскому языку для иностранных магистрантов-литературоведов (научный стиль речи).- М.: Изд-во МГУ, 2000. - 135 с.

  3. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В.Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. №-е изд.,испр. –М.: Флинта: Наука, 2005. - 496с.

  4. Величко А.В. Стилевая дифференциация грамматических средств языка/ Книга о грамматике: Русский язык как иностранный: Учеб.пособие/под ред. А.В.Величко. -2-е изд.,испр. И доп. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 2004. - С.455-466.

  5. Величко А.В., Юдина Л.П. Русский язык в текстах о филологии: пособие для иностранных учащихся. – М.: Русский язык. Курсы, 2008. – 256 с.

  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – 2-е изд. – М., 1983. – 223 с.

  7. Коммуникативная грамматика русского языка для иностранных магистрантов-лингвистов (на материале языка специальности): Учеб.пособие/ Под ред. И.В.Одинцовой, О.К. Грековой.- М.: Изд-во МГУ, 2000. – 99 с.

  8. Никитина С.Е.Семантический анализ языка науки (на материале лингвистики) - Изд.2. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»/URSS, 2010. -144 с.

  9. Рогова К.А.Стилистика сегодня/Современная русская речь: состояние и функционирование: Сборник аналитических материалов/ Под ред.С.И.Богданова, Л.А.Вербицкой, Л.В.Московкина, Е.Е.Юркова. –СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. – С.336-349.

  10. Слово.Грамматика.Речь.Вып.У: Сборник научно-методических статей по преподаванию РКИ. – М.: Изд-во МГУ, 2003 – 334с.

  11. Лица. Характеры. Судьбы: произведения русских писателей-классиков с комментариями и заданиями: учеб.пособие/Е.Я.Загорская, Т.В.Такташова и др. – М.: Флинта:Наука, - 2013. -184 с. – (Русский язык как иностранный).

  12. Научный стиль речи: Учеб.пособие для иностранных студентов/Л.Ф.Крапивник, Л.Т.Буслова и др. – Хабаровск: Изд-во Хабар.гос.техн.ун-та, 2003. – 229с.

  13. Пассов Е.И. Теория и технология иноязычного образования как наука: оптимизм против реальности// Русское слово в мировой культуре: Материалы Х Конгресса МАПРЯЛ. Пленарные заседания: сб.докладов. В 2-х т. Т.2. СПб.: Политехника, 2003. С.213–219.

  14. Стилистический энциклопедический словарь русского языка/Под ред. М.Н.Кожиной. – М.: Флинта: Наука 2003. – 695 с.

  15. Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному. Выпуск 3.Письмо: учебное пособие/Под общ. Ред. М.Э.Парецкой. – 2-е изд. – СПб.: Златоуст, 2011. – 96 с.

Электронные ресурсы:

    1. Культура научной речи: текст и его редактирование: Учебное пособие / М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 280 с. http://znanium.com/bookread.php?book=172836

    2. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: Учеб. пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 267 с. http://znanium.com/bookread.php?book=149899

    3. Алеева А.Я. Русский язык. Научный стиль речи. Учебное пособие. В 2 ч. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. - Ч. II. - 76 с. http://window.edu.ru/resource/819/21819

    4. Алеева А.Я. Русский язык (научный стиль речи). Ч.1. Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2003. - 72 с. http://window.edu.ru/resource/857/21857

    5. Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие / О.А. Казакова, С.В. Малервейн, Л.М. Райская, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 116 с. http://window.edu.ru/resource/009/75009


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск