Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель РМО Зам. директора по УР Директор школы
………….. Кулагина М.В. ………………Гайнуллина З.А. ………………..Каримуллин И.Х.
Протокол № 1 Приказ № ………………
От « « …………..2012 г. ………………………2012 г. От « «…………………2012 г.
Рабочая программа
Русский язык ,10 класс
МБОУ «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Большекляринского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
Учитель высшей квалификационной категории Хабибрахманова Рания Тагировна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №………………….
от « «…………………..2012 г.
2012-2013 учебный год
Учебно-тематическое планирование
По русскому языку
Класс 10
Учитель Хабибрахманова Р.Т.
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час
Плановых контрольных уроков-
Планирование составлено на основе программы под редакцией: Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф.Юсупова «Программа средней школы. 5 -11 кл. тат. школ.» Изд. «Магариф»,2003
Учебник Л.З.Шакирова Русский язык для 10 кл. тат. средней общеобразовательной школы. Изд. «Магариф», 2010.
Дополнительная литература
*Греков В.Ф.,Крючков С.Е, Чешко . Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.- ОНИКС, 1999г.
*В.В.Бабайцева 5-11 классы.-М. Дрофа,2003
*Л.А. Тропкина « Русский язык. Поурочное планирование10- 11», Волгоград, издательство « Учитель»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа составлена на основе «Программы средней школы по русскому языку для 5-11 классов», авторами которой являются Л.З. Шакирова, Н.Н. Фаттахова, Р.Ю. Закирова, З.Ф. Юсупова
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), согласно учебному плану школы. Учтены методические рекомендации Шакировой Л. и Фаттаховой Н. по планированию уроков русского языка в 10-11 классах ( журнал «Магариф»№9-12 за 2003год, №1-3 за 2004 год)
Основные задачи курса русского языка в 10-11 классах сводятся к следующему:
Закрепить и углубить правописных и речевых навыков, обогащать учащихся сведениями функционально- коммуникативного плана
Развить умения учащихся по фонетике, графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию
Совершенствовать орфографическую и пунктационную грамотность
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте,,
Совершенствовать конструирование текста
Способствовать развитию речи на межпредметной основе
Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи, расширить знания учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования
Обеспечить практическое использование лингвистических знаний на уроках литературы.
Программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Каждая тема курса русского языка в той или иной степени включает:
Сведения теоретического и практического характера в области лексики, фонетики, словообразования, грамматики.
Соответствующие сведения по стилистике.
Необходимый материал по орфографии и пунктуации. Работа по орфографии и пунктуации будет вестись параллельно с работой над текстом. При этом возможно использование различных форм: выписки, конспектирование переложения текста, планирования, комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм.
В разделах «МОРФОЛОГИЯ» (10 класс)и «СИНТАКСИС»(11 класс) уделяется внимание усвоению стилистических возможностей частей речи и синтаксических конструкций.
Кроме этого работа с учащимися планируется с учетом пробелов
Развитие речи определяются сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам, изучаемым в 11 классе. Это обеспечит более высокий уровень восприятия художественной формы произведения, боле глубокое проникновение в его идейно- образное, эстетическое и нравственное содержание. Работа с текстом связана с обогащением речи учащихся.
Преобладающие виды работы:
Анализ текста и его переработка
Составление своего авторского текста
Рецензированиие и саморецензирование текста
Изложение на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим содержанием
Сочинения – рассуждения на заданную тему
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделено публицистическому художественному и научному стилям. Это объясняется социальной значимостью этих текстов, практическими потребностями учащихся, возникающими в связи с окончанием школы и вступлением в самостоятельную жизнь. Важно практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилем
Практическую направленность имеет материал по публицистическому стилю. Она выражается в потребности овладения общественно – политической лексикой, такими популярными жанрами как эссе, очерк, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности- докладом, выступлением в прениях. В программе материал для повторения распределяется условно. В 10 классе повторяется синтаксис и пунктуация, внимание уделяется публицистическому и художественному стилям речи
Художественный стиль речи станет предметом изучения не только в 10 , но и в 11 классе.
Главное направление программы – проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя. При этом внимание сосредотачивается не только на словесном материале, т ропах, но и структурных элементах художественного произведения. Это способствует пониманию роли слова в художественном произведении.
Общие сведения о языке изучаются в 10 классе.
Приемы, методы и формы работы:
Разнообразные виды самостоятельной работы( составление плана, тезисов, конспекта, подготовки реферата, доклада аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста)
Творческие работе в жанре эссе, очерка , рассказа
Наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим использованием по заданию учителя.
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ – учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Этот процесс дает возможность повторить лексику и грамматику.
Публицистический стиль – интенсивное развитие лингвистического мышления, развивается способность видеть за частными проявлениями общие закономерности языка, его функционирования. Тесная связь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно – языковой формы произведения
Особое место занимают межпредметные связи. Эта работа охватывает и лексику текстов по разным предметам и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 10-11 классов
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: производить все виды разбора: фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический, составлять сложные предложения разных типов, определять стиль и тип речи, соблюдать основные нормы литературного языка
По орфографии находить в словах изученные орфограммы. Уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами находить и исправлять орфографические ошибки
Владеть читательскими умениями, уметь передавать прочитанное близко к тексту, сжато, выборочно, выявлять подтекст
Владеть пунктационной зоркостью, речевой грамотностью
Уметь составлять план тезисы, конспект художественного, публицистического научно – популярного стиля
Пользоваться общественно – политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя.
Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа
Писать отзыв о художественном произведении
Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, участвовать в диспуте, дискуссии,
Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками
КОНТРОЛЬ за уровнем обучения учащихся
Осуществляется по трём направлениям:
1.учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания
2.учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение изобразительно – выразительными средствами языка.
3.учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, исследовательская деятельность, сочинения разнообразных жанров, комплексный анализ текста
-
Виды контроля
| В год
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Контрольный диктант
| 2
|
| 1
|
| 1
| тесты
| 2
|
|
| 1
| 1
| Контрольное изложение
| 1(2часа)
|
|
|
| 1
| Административные контрольные работы
| 2
|
| 1
|
| 1
| УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебник. Л.З.Шакирова « Русский язык 10 класс», Казань: Магариф, 2006г.
Греков В.Ф.,Крючков С.Е, Чешко . Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.- ОНИКС, 1999г.
В.В.Бабайцева 5-11 классы.-М. Дрофа,2003
Л.А. Тропкина « Русский язык. Поурочное планирование10- 11», Волгоград, издательство « Учитель»
Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете « Первое сентября»
Библиотечка газеты « Первое сентября»
Электронные носители:
-Репетитор. Русский язык. Весь школьный курс
- Репетитор . Тесты по пунктуации
- Готовимся к ЕГЭ . Русский язык.
№
| Тема урока
| Цель, задача
| Виды деятельности учителя и
учащихся
| Лексико-ор
фогра-
Фич. работа
| Комплекс повторений
| Домашнее задание
| Дата по плану
| Дата фактическая
| 1
| Язык- важнейший компонент культуры
| Русский язык и межкультурное общение. Язык и культура
| Лекция с элементами беседы
«Перед вами громада-русский язык!»
Упр.2-3
| Генетика
Генезис
деградация
| Стили речи
| Сообщение «Экология языка»
|
|
| 2
| Функциональные стили речи
| Стили речи- их общая хар-ка: назначение, сфера использования,стилевые особенности
| Работа по таблице «Стили речи»
Работа по текстам по КИМа
Комплексный анализ текста
|
| Основная мысль текста
| Комплексный анализ текста(индивид.)
|
|
| 3
| Лексика.Слово как единица языка
| Лексическое и грамм. значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы
| Анализ текста
*Связь частей текста с помощью синонимов
*находить контекстуальные синонимы,антонимы
*разграничивать паронимы
| паронимы
|
| А3(несколько вариантов)
|
|
| 4
| Лексика с точки зрения сферы употребления и происхождения
| Архаизмы,историзмы, неологизмы,
Исконно русскиеи заимствованные слова
| Словарная работа
Упр.62,64
Упр.67,73
Упр.78,79
| Словари
|
| Упр.88,90
|
|
| 5
| Фонетика и графика
| Звуки речи.Ударение.Интонация. Звукопись
| Опорная схема
Некоторые орфоэпические нормы
Выполнение А1
| Факсимеле
Туника благоволит
| Фонетический разбор
| А1(подготовиться к контрольному уроку)
|
|
| 6
| Орфография
| Основной принцип русской орфографии: морфологич.,фонетичес.,традиц.,дифференцирующие
| Контрольное задание по орфоэпии
Опорные схемы по орфографии
Упр.146-155(выборочно)
|
| Орфограммы
| Продолжение работы
|
|
| 7
8
| Морфемика и словообразование
| Морфемы.Способы словообразования.Морфемный и словообразовательный разбор
| Типы морфем-выделять морфемы
Упр.183
Однокоренные слова-упр.193
Способы словообразованичупр.202-207
| Сложносокращённые слова
|
| Стр.90 Морфемный и словообразовательный разбор по упр.209
Задания ЕГЭ
|
|
| 9
| Контрольный урок
| Контрольный диктант- проверка орфографической зоркости
|
|
|
|
|
|
| 10
| МОРФОЛОГИЯ. Имя существительное
| Грамматические категории имён сущ.
Родовые различия сущ.
| Опорная схема
Учебник- стр. 103-104
Упр.235-236
|
| Несклоняемые сущ.
Сущ. общего рода
| Упр.237
|
|
| 11
| Число имён сущ.
| Выражение числа окончанием, окончанием и суффиксом,окончанием и ударением,разными основами
| Объяснительный диктант
|
|
| «Дорогой, незабвенной маме»-рассуждение
|
|
| 12
| Формы падежа сущ.
| Склонение имён сущ
| Комплекс упр. 248-266 (выборочное выполнение)
| Изведав горечь
| склонение
| Морфологический разбор сущ.
|
|
| 13
| Обобщающее повторение имён сущ.
|
| По заданиям ЕГЭ
|
|
| А4,6(несколько вариантов)
|
|
| 14
| Имя прилагательное
| Грамматические категории имён прил.
| Анализ текста:
-определять текстовую роль прил.
-распознавать разряды
- найти краткие прил,
| жест
| Разряды прил.
| Анализ текста
|
|
| 15
| Степени сравнения имён прил.
| Простые и составные формы степеней сравнения качественных прил.
| Опорная схема
Упр.295,296
| красивее
|
| Упр.293(1 вариант)
Упр.294(2 вариант)
|
|
| 16
| Комплексный анализ текста
| Анализ текста с целью нахождения эпитетов, метафор, использование в собственных сочинениях выразительных возможностей прил.
| Анализ текста по заданиям ЕГЭ
|
|
| Написать сочинение – рассуждение на тему( по усмотрению учителя)
|
|
| 17
| Имя числительное
| Синтаксическая роль числ. исочетание их с сущ.
| Опорные схемы
Учебник стр.144-145
Задания ЕГЭ
|
| Правописание числ.
| Работа по карточкам
|
|
| 18
| Деловые бумаги
| Резюме
|
|
|
| Написать резюме
|
|
| 19
20
| Местоимение
| Употребление местоимений в речи, их синтаксическая роль.
Местоимение в системе согласования и управления. Текстообразующая роль местоимений
| Анализ текста
Задания ЕГЭ из части В
Тренировочные упр.
Тесты по определению разрядов местоимений
Контрольное задание-согласование и управление
| Устойчивые обороты
| Разряды местоимений
| В1-В3 упр.389(морфологический разбор)
|
|
| 21
22
| Глаголы
| Виды глагола,видовые пары,разнообразные средства их выражения
| Объяснительный диктантупр.408-413;
Упр.414-416 (выборочное выполнение)
| Орфоэпические нормы в глаголах
| Инфинитив, формы времени
| Сочинение- рассуждение «Роль книги в моей жизни»
|
|
| 23
| Причастие
| Семантические и морфологические
признаки причастий
| Совпадающие по форме причастия и прил.-упр.477-478
Ставить ударения в полных и кратких причастиях(А2)
Н и нн в причастиях
| А1
| Грамматические категории причастий
| Сочинение- рассуждение
«Природа и человек»
|
|
| 24
| Деепричастие
| Семантические и морфологические признаки деепричастий. Стилистическое использование деепричастий
| Работа по текстам, принадлеж. К художеств., научному. Официально- деловому стилю
|
| Грамматические категории деепричастий
| Упр.503(морфологический разбор)
|
|
| 25-26
| КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
| 27
| Наречие
| Грамматические признаки и синтаксическая роль
| Работа по упр.528
Правописание наречий- словарный диктант
Упр.529-532
|
| Морфологический разбор
| Упр.533(правописание наречий)
|
|
| 28
| Предлоги
| Предлоги и их функция,правописание
| Опорная схема
Упр.545
Задания ЕГЭ (несколько вариантов)
| словосочетания
|
| Задания ЕГЭ
Упр.546
|
|
| 29
| Союз
| Синтаксическая роль
союзов в предложении, употребление союзов с учётом стиля речи
| Анализ текста по пособию Малюшкина
Правописание союзов-упр.559-560
|
| Сочинительные и подчинительные союзы
| Задания ЕГЭ
Сочинение- рассуждение
«Родительская любовь»
|
|
| 30
| Частицы
| Смысловые группы частиц,правописание
| Анализ стихотворных строк
Словарный диктант
Тесты
Частица не и ни –опорная схема
заданияЕГЭ
|
|
| Из заданий ЕГЭ
|
|
| 31-
32
| КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
| 33
| Анализ ошибок
|
|
|
|
|
|
|
| 34
| КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
|
|
|
|
|
|
|
| 35
| Обобщение. Заключение
|
|
|
|
|
|
|
| |