Скачать 245.49 Kb.
|
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краевой колледж предпринимательства» Дудар Л.И. Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Основы цветоведения» для обучающихся по программам НПО по профессии 070605 «Ювелир» Пермь 2010
Пособие надлежит сдать по окончании изучения курса дисциплины «Цветоведения» Дудар Л.И. Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Цветоведение» для обучающихся по программам НПО по профессии 070605 «Ювелир». Учеб. пособие, - Пермь: Изд-во КГАОУ СПО «ККП», 2010. - с. Рецензент: Ремизова А.С. зам.директора по методической работе КГАОУ СПО «ККП» Рецензент:_________________________________________________ Данное пособие содержит задания для самостоятельной работы обучающихся по программам начального профессионального образования по профессии 070605 «Ювелир». Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по профессии 070605 «Ювелир».и окажется полезными для педагогических работников образовательных учреждений, ведущих подготовку по профессиям художественного профиля. В пособие предлагается последовательность выполнения самостоятельной работы, рекомендации по оформлении работы и критерии оценки данной работы. Содержание Введение…………………………………………………………...3 Самостоятельная работа №1 Составление тематического кроссворда на тему «Цвет в живописи и декоративно-прикладном искусстве» Самостоятельная работа №2 Создание реферата по дисциплине «Основы цветоведения» Самостоятельная работа № 3 Создание эскизов на тему «Свойства цвета» Самостоятельная работа № 4 Создание эскизов на тему «Ассоциативная композиция» Список основной литературы ………………………….………… Список дополнительный литературы …………………..……….. Приложение ………………………………………………………. Введение На современном этапе в профессиональной подготовке в учреждениях профессионального образования необходимо учитывать требования к профессионально-функциональным и личностным качествам обучающихся. Дисциплины профессионального цикла помогают формировать профессиональные и личностные качества обучающихся которые - необходимы будущим профессионалам для самостоятельного решения задач. В данном пособии представлен вид самостоятельной работы, основная дидактическая цель, которой приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания. Задания самостоятельной работы образовательной программы дисциплины «Основы цветоведения» направлены на формирование профессиональных компетенций:
Метапредметные (ключевые) компетенции, которые формируются в данной программе:
Структура задания на самостоятельную работу содержит:
Данные методические указания дополняют комплект пособий по дисциллине «Основы цветоведения» который состоит из пособий:
Самостоятельная работа №1 Составление тематического кроссворда на тему «Цвет в живописи и декоративно-прикладном искусстве» Тема урока: «Цвет в изобразительном и декоративно – прикладном искусстве.» Цель: закрепить знания терминологии по теме. Задание для самостоятельной работы: Составить тематический кроссворд на тему «Цвет в живописи и декоративно-прикладном искусстве». Кроссворд должен содержать не менее 20 понятий. Представить список используемой литературы или сайты сети Интернет.Время выполнения – 2 часа. Срок выполнения самостоятельной работы: 7 дней, со дня получения задания. Порядок сдачи: преподавателю предмета или куратору группы. Порядок выполнения самостоятельной работы: 1.Прочтите полностью задание, ознакомьтесь с критериями оценки данной работы; 2.Определите количество понятий, которые будут включены в кроссворд, распределите их в схеме кроссворда; 3.Пронумеруйте слова (можно разделить на две группы - по горизонтали и по вертикали); 4.Продумайте, как задать вопрос к выбранному понятию (см. пример №1); 5.Ответ, впишите в клетки кроссворда или укажите в конце вопроса (см. пример №2); 6. Создайте титульный лист самостоятельной работы (см. приложение №2); 7.Составьте список используемой литературы (образец оформления см. в списке литературы). Пример №1: «Художественный приём в живописи, когда слой одной краски просвечивает сквозь тонкий слой другой, нанесенный сверху». Ответ: лессировка. Пример №2: По вертикали: 1. Художественный приём в живописи, когда слой одной краски просвечивает сквозь тонкий слой другой, нанесенный сверху (Лессировка). Требования к оформлению текста: - высота букв рукописного текста не должна быть меньше 2,5 мм, интервал 1строка. - шрифт печатного текста Times New Roman, размер шрифта 11 или 12, интервал 1,5. - работа выполняется на листах (двойной тетрадный лист или лист формата А4). Критерии оценки: Сдача работы в обозначенный срок. Оформление работ:
Качество выполнения работы:
Оценка может быть снижена за две или более работы одинаковые по содержанию.
Список литературы 1. Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская Энциклопедия: РИПОЛ классик, 2004. – 1456с. 2. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., ипср. И доп. – М.: Русский яз, 1981-1984. Т.4 С-Я. 1984, 794с. 3. http://slovari.yandex.ru/dict/shansky 4.http://ru/wikipedia.org/wiki/Наука Самостоятельная работа № 2 Создание реферата по дисциплине «Основы цветоведения» Тема урока: Природа цвета. Цель: систематизация и закрепление знаний о цвете. Задание для самостоятельной работы: Создание реферата. Список тем рефератов и примерное содержание данных тем: 1) Физическая природа цвета (в данном реферате дайте характеристику спектральных цветов, сравните и опишите сходства и различия ахроматических и хроматических цветов, определите такие понятия как основные, составные и взаимодополниетельные цвета и т.д.); 2) Психология восприятия цвета (в данном реферате раскройте психологические особенности восприятия цвета, практические рекомендации учёта эмоционально-психологического воздействия цвета при проектировании предметов быта или изделий предназначенных для украшения человека и т.п.); 3) Цветовая символика в искусстве (в данном реферате можно рассмотреть смволику цвета как в изобразительном искусстве, так и в декоративно-прикладном искусстве, раскрыть знчение цвета, историию формирования символики и современное отношение к этому и т.п.); Время выполнения – 4 часа. Срок выполнения самостоятельной работы: 14 дней, со дня получения задания. Порядок сдачи: преподавателю предмета или куратору группы. Алгоритм выполнения самостоятельной работы: 1.Прочтите полностью алгоритм выполнения самостоятельной работы. 2. Ознакомьтесь с критериями оценки. 3. Определите тему реферата, составьте план реферата. 4. Определите список литературы по данной теме. 5. Раскройте тему реферата. В заключении обобщите рассмотриваемый вами вопрос. 6. Оформите реферат, в соответствии с требованиями к структуре реферата (каждый новый раздел реферата начинается с нового листа) и требованиями оформления к тексту (см. далее). 7. Составьте список используемой литературы (образец оформления см. в списке литературы). В тексте должны быть ссылки на цитаты из источников. Цитаты оформляют в квадратных скобках, сначала порядковый номер источника из списка литературы, далее через запятую номер страницы, откуда взята цитата. Например: [1, 76-77] 8. Объём реферата — 9-10 страниц печатного текста, 13-15 страниц рукописного текста. В данный объём не входит титульный лист и список литературы. Требования к структуре реферата: - титульный лист (см. прилож. 3); - план реферата; - содержательная часть реферата; - заключение; - список используемой литературы. Требования к оформлению текста: - высота букв рукописного текста не должна быть меньше 2,5 мм, интервал 1строка. - шрифт печатного текста Times New Roman, размер шрифта 11 или 12, интервал 1,5. - работа выполняется на листах (двойной тетрадный лист или лист формата А4); - страницы должны быть пронумированны, по правому краю, верхний колонтитул. Критерии оценки: Сдача работы в обозначенный срок. Оформление работ:
Качество выполнения работы:
Оценка может быть снижена за две или более работы одинаковые по содержанию.
Ключевые понятия к самостоятельной работе Реферат (от латинского refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. Список литературы 1.Алексеев С. О колорите. [Текст] – М.: Изд-во «Изобразительное искусство». 1974. – 172с. 2. Иттен И. М. Искусство цвета. / Пер. с немецкого; 2-е издание; Предисловие Л. Монаховой. [Текст] - М., Изд- во Д.Аронов, 2001. – 96с. 3.Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Пособие для учителей. [Текст] - Минск. Изд-во «Беларусь», 2003. – 151с. 4.Паранюшкин Р.В. Цветоведение для художников: колористика / Р.В. Паранюшкин, Г.Н. Хандова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 96с. 5.Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. – Изд. 2-е, с измен. и доп. [Текст] – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 152с. Самостоятельная работа №3 Создание эскизов на тему «Свойства цвета» Тема урока: Свойства цвета. Цель: закрепить умение и навыки работы с цветом. Задание для самостоятельной работы: Создание двух акварельных эскизов с целью исследование свойств цвета. Время выполнения – 4 часа. Срок выполнения самостоятельной работы: 7 дней, со дня получения задания. Порядок сдачи: преподавателю предмета или куратору группы. Алгоритм выполнения самостоятельной работы: 1.Прочтите полностью алгоритм выполнения самостоятельной работы. 2.Подготовьте материал для практической работы (акварель, белила (гуашь), карандаш, резинка, бумага А3, кисть, вспомогательные материалы); 3.Прочтите конспект. Вспомните понятия – «цвет», «свойства цвета», «спектральные цвета»; 4.Нарисуйте карандашом два узорных фрагмента, на основе геометрического или растительного орнамента (можно одинаковые). Соблюдайте композиционное расположение узоров на листе. 5. Сделайте надпись, в верхней части листа, названия работы – «Свойства цвета», в нижней части напишите фамилию и имя, выполняющего работу, укажите учебный год. Надпись выполните карандашом, чертёжным шрифтом. 6. Выполните работу в акварельной технике – отмывка, лессировка. 7. Подготовьте акварельные краски с добавлением белил и нанесите их на узорный фрагмент №1, разбавляйте белилами акварельную краску так, чтобы можно было определить цветовой тон (жёлтый, синий и т.д.). Дайте красочному слою высохнуть. 8. Подготовьте акварельные краски с добавлением чёрного пигмента и нанесите их на узорный фрагмент №2, разбавляйте чёрным пигментом акварельную краску так, чтобы можно было определить цветовой тон (жёлтый, синий и т.д.). Цветовой тон узорного фрагмента №2 можно повторить, как и в узорном фрагменте №1. Дайте красочному слою высохнуть. 9. На обратной стороне листа (где выполняли эскизы) напишите ответы на следующие вопросы:
Критерии оценки: Сдача работы в оговоренный срок. Оформление работ:
Качество выполнения работы:
Ключевые понятия к самостоятельной работе Лессировка (нем. lasieren – подкрашивать от лат. lasur – синий камень или франц. glacer - глазировать, наводить глянец, блеск) – техника живописи, заключающаяся в последовательном нанесении тонких, просвечивающих красочных слоёв. Отмывка – 1) акварельная техника с использованием очень жидкой краски или туши. Для закрашивания сравнительно большой площади светлым тоном подсвечивают краской примерно ¼ стакана воды, дают краске отстояться (лучше затем ещё отфильтровать) и кисточкой берут «раствор» сверху, не касаясь дна стакана; Список литературы 1. Иттен И. М. Искусство цвета. / Пер. с немецкого; 2-е издание; Предисловие Л. Монаховой. - М., Изд- во Д.Аронов, 2001. – 96с. 2.Паранюшкин Р.В. Цветоведение для художников: колористика / Р.В. Паранюшкин, Г.Н. Хандова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 96с. Самостоятельная работа №4 Создание эскизов на тему «Ассоциативная композиция» Тема урока: Принципы гармоничных сочетаний. Цель: развитие творческого воображения приработе с цветом. А) Задание для самостоятельной работы: Создание ассоциативной композиции в колористическом сочетании – нюанс. Б) Задание для самостоятельной работы: Создание ассоциативной композиции в колористическом сочетании – тождество. В) Задание для самостоятельной работы: Создание ассоциативной композиции в колористическом сочетании – контраст. Г) Задание для самостоятельной работы: Создание ассоциативной композиции в колористическом сочетании – «свет-тень». Время выполнения – 4 часа. Срок выполнения самостоятельной работы: 7 дней, со дня получения задания. Порядок сдачи: преподавателю предмета или куратору группы. Алгоритм выполнения самостоятельной работы: 1.Прочтите полностью алгоритм выполнения самостоятельной работы. 2.Подготовьте материал для практической работы (цветные иллюстрации из старых журналов или буклетов, графитный карандаш, ластик стирательный, бумага А4, ножницы, клей, линейку, дополнительный материал на ваше усмотрение); 3.Прочтите конспект. Вспомните понятия – «цвет», «свойства цвета», «спектральные цвета», «гармоничные сочетания», «нюанс», «тождество», «контраст», «ассоциация»; 4. Придумайте тему, какую вы будете раскрывать в ассоциативной композиции (явления природы, впечатление о писателе или о его книге, впечатление о стране, ваше эмоциональное восприятие какого-либо события) 5. Наметьте карандашом где будет располагаться ассоциативная композиция. Соблюдайте композиционное расположение работы на листе. 6. Сделайте надпись, в верхней части листа, названия работы – «Ассоциативная композиция», в нижней части напишите фамилию и имя, выполняющего работу, укажите учебный год, а также укажите в каком колористическом сочетании вы выполняете композицию. Надпись выполните карандашом, чертёжным шрифтом (см.прилож. 1). 6. Выполните работу в акварельной технике – коллаж или аппликация. 7. Подготовьте цветную бумагу из иллюстраций старых журналов или буклетов. 8. Соедините кусочки цветной бумаги в образ, который вы хотите передать и закрепите их на бумаге. 9. На обратной стороне листа (где выполняли композиции) напишите ответы на следующие вопросы:
Критерии оценки: Сдача работы в оговоренный срок. Оформление работ:
Качество выполнения работы:
Ключевые понятия к самостоятельной работе Аппликация (от лат. «прикладывание») – способ создания орнаментов или художественных изображений путём наложения (нашивки, приклеивания: на бумагу, ткань и т.п.) разноцветных кусочков материи или бумаги. Коллаж (франц. collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве. Распространенная в искусстве XX в. техника создания картины, графического произведения, состоящая в применении различных наклеек из плоских (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей) или объёмных (куски проволоки, дерева, веревок, металла) материалов. Список литературы 1. Иттен И. М. Искусство цвета. / Пер. с немецкого; 2-е издание; Предисловие Л. Монаховой. - М., Изд- во Д.Аронов, 2001. – 96с. 2.Паранюшкин Р.В. Цветоведение для художников: колористика / Р.В. Паранюшкин, Г.Н. Хандова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 96с. Список основной литературы1. Беда Г.В. Живопись. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2106 «Черчение, изоб. Искусство и труд». [Текст] – М.: «Просвещение», 1986. – 192с. 2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений / С.Е. Беляева. [Текст] – 2-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 208с. 3 Визер В. Система цвета в живописи. Учебное пособие. [Текст] – СПб.: Изд- во «Питер», 2004. – 192с. 4. Паранюшкин Р.В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств». [Текст] – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 80с. 5. Паранюшкин Р.В. Цветоведение для художников: колористика / Р.В. Паранюшкин, Г.Н. Хандова. [Текст] – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 96с. 6. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. [Текст] – М., 2000. 7. Мартин Д. Учимся смешивать цвета / Джудит Мартин; Пер. с англ. М. Туриловой. [Текст] – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 64с. 8. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Пособие для учителей. [Текст] – Минск. Изд-во «Беларусь», 2003. – 151с. 9. Энциклопедический словарь юного художника. [Текст] – М.: «Педагогика», 1983. – 463с. Список дополнительной литературы1.Алексахин Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. [Текст] – М. «Народное образование», 1998. –96с. 2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. [Текст] – М.: Учебная литература, 1998. – 208с. 3. Иттен И. М. Искусство цвета. [Текст] – М., Изд- во «Д.Аронов», 2001. 4. Купер М., Метьюз А. Язык цвета. [Текст] – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 144с. 5. Пауэлл У.Ф. Цвет и как его использовать. [Текст] – М., Изд-во «АСТ Астрель», 2005. – 63с. 6. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. – Изд. 2-е, с измен. И доп. [Текст] – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 152с. Приложение 1. Образец оформления творческих работ на примере родственной гармонии: Родственная гармония Композиция Тема: Зимний Сад Выполнила: Голубкина Л. Проверила: Дудар Л.И. 2010 - 2011 Примечание: для выполнения практической работы не использовать ахроматические цвета. Приложение 2. Образец оформления титульного листа для кроссворда Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краевой колледж предпринимательства» Самостоятельная работа № 1. Тематический кроссворд на тему «Цвет в живописи и декоративно-прикладном искусстве» Выполнила учащаяся гр. № 811: Голубкина Л. Проверил преподаватель: Дудар Л.И. Пермь, 2011 Приложение 3. Образец оформления титульного листа реферата Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краевой колледж предпринимательства» Самостоятельная работа № 2. Реферат на тему «Символика цвета в декоративно-прикладном искусстве» Выполнила учащаяся гр. № 811: Голубкина Л. Проверил преподаватель: Дудар Л.И. Пермь, 2011 |