Скачать 0.73 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Филологический факультет Кафедра русской литературы Русская литература и культура Модуль 2: Древнерусская литература УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Направление: 050300.62 Филологическое образование профиль: Русский язык и литература степень: бакалавр филологического образования КРАСНОЯРСК 2012 УМКД составлен к.ф.н., доцентом Е.Б. Гайдуковой Обсужден на заседании кафедры русской литературы « 07 »_сентября_2011 г. Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Уминова Н.В. Одобрено научно-методическим советом филологического факультета « 18 » октября 2012 г. Председатель НМСС к.ф.н., доцент Гайдукова Е.Б. Протокол согласования рабочей программы дисциплины «РУсская литература и культура. Модуль: древнеруская литература» с другими дисциплинами ООП направления 050300.62 Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» на 2012/13 учебный год
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2012 /2013 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. Скорректирован список вопросов к экзамену. 2. Скорректирован список тем для рефератов. 3. Внесены изменения в план практического занятия № 4. 4. Обновлен банк тестовых заданий. 5. Обновлен титульный лист. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры русской литературы "05" сентября 2012г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Уминова Н.В. И.о. декана филологического факультета к.ф.н., доцент Кипчатова А.В. «18» октября 2012 г. Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Русская литература и культура. Модуль: Древнерусская литература» для студентов очной формы обучения направления 050300.62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. Данная дисциплина ведётся только у студентов очной формы обучения, поэтому рабочая тетрадь необходимая в обязательном порядке только для заочной формы обучения, также отсутствует. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Русская литература и культура Модуль: Древнерусская литература ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования НАПРАВЛЕНИЕ 050300.62 ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Степень (квалификация) — бакалавр ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО образования утвержден «31» января 2005 года РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА
Введение Содержание курса дисциплины имеет принципиально значение для бакалавра-филолога, которому предстоит столкнуться с беспрецедентным в развитии русской словесности семивековым культурно-историческим периодом, в который совершалось становление Русского государства и русской культуры, без чего дальнейшее освоение последующих этапов развития истории русской литературы, является, строго говоря, невозможным. Цель дисциплины «Русская литература и культура. Модуль: Древнерусская литература» - ознакомить студентов-первокурсников с основными периодами литературы указанного периода (X-XVII вв.), ее жанровым многообразием, поэтическими особенностями изучаемых произведений, что будет способствовать формированию мировоззрения целостной и динамической картины мира. Изучение дисциплины в вузе реализуется в системе ряда форм учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа (самоподготовка) студентов. Лекции закладывают основы научных знаний дисциплины. Они позволяют студентам усвоить характеристику жанровой системы древнерусской литературы, ключевых историко-литературных периодов древнерусской эпохи, а также анализ важнейших произведений. Логическим продолжением и развитием содержания лекций выступают семинарские занятия, на которых студенты конкретизируют и углубляют знания, полученные в лекционном курсе. Задачи курса:
В результате изучения дисциплины студенты должны: а) Знать:
б) Уметь:
Курс предназначен для бакалавров филологического факультета (направление 050300.62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература»), читается во II-м семестре. На изучение выделено 66 часов, из которых: 20 - лекционных, 10 - семинарских. Форма отчета - экзамен. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. Древнерусская литература XI - нач. XIV вв. 1. Возникновение древнерусской литературы (2 часа). Предпосылки возникновения древнерусской литературы, ее мировоззренческая специфика, религиозно-церковный статус. Авторское самосознание. Создание и функционирование текстов. Отличие древнерусской словесности от литературы нового времени. Канон. Осмысление человека Научные дисциплины, связанные с изучением древнерусской литературы. Археография. Палеография. Типы древнерусских почерков, филиграни, титлы. Текстология. Понятия списка, редакции, протографа, архетипа, извода. Жанровая система. «Литературная трансплантация». Жанры «первичные» и «объединяющие» (сборники). Периодизация. Периоды исторические и литературные. 2. Роль переводной литературы в становлении древнерусской словесности (2 часа). «Естественнонаучная» литература. Шестодневы и Физиолог. Переводная агиография. «Житие Алексия, человека Божия». Тип подвига, сюжетность. «Житие Евстафия Плакиды». Мученическая святость, связь поэтики с традициями эллинистического романа. «Александрия» - хронографическая и сербская редакции. Проблематика, специфика оценки героя, фантастика и беллетристичность. Апокрифы. Бытование, тематика, поэтика, связь с духовными стихами. Хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола. Отличие византийского хроногрофа от русского летописного повествования. «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Повесть об Акире Премудром». Роль переводных памятников в истории древнерусской литературы. 3. Летописание (1 час). Типы восприятии времени: язычество и христианство. Отход от временной цикличности. Тип «погодного» повествования. Системы летоисчисления. Летописец как историк. Летописный свод. Жанровая природа летописи. «Повесть временных лет». Основные темы, жанровые тенденции, роль фольклора. Ключевые фольклорные сюжеты. Историософия русского летописца XI века. Судьба русского летописания. Эволюция жанра от XI к XVII. Осколки традиции в XVII и XIXвв. 4. Литература XI-XII вв. Агиография (2 часа). «Слово о законе и благодати Иллариона» - классическое произведение русского ораторского красноречия. Датировка, композиция. Противопоставление Ветхого Завета Новому. Политическая тенденциозность. Стиль. Русская агиография. Типы житийных канонов, типы подвига. Композиция житийного текста. Цикл произведений о Борисе и Глебе. Состав цикла. Тема княжеских междоусобиц, их причины. Историческая ситуация на Руси в 1015 г. Уникальность подвига Бориса и Глеба. Мученичество и страстотерпчество. Композиционная оригинальность. «Сказание о Борисе и Глебе». Конфликт. Биография Святополка. Образы князей. Значение повествований о Борисе и Глебе для древнерусской литературы. «Борисоглебские» мотивы в «Житии Михаила Черниговского, в Сказании о Мамаевом побоище. «Поучение Владимира Мономаха». Политические инициативы Владимира на рубеже XI – XII вв. Любеческий съезд 1097 г., его влияние на пафос Поучения. Композиция: «учительная», автобиографическая и «эпистолярная» части текста. «Слово» и «Моление Даниила Заточника». Две редакции памятника. Идеология и конфликт. Тема бояр и «злых жен». Образ князя. Автор Слова. Стилистика, связь с устной традицией. «Киево-Печерский Патерик». Особенности патерикового повествования. 5. «Слово о полку Игореве» (1 час). История текста Слова. Деятельность А.И. Мусина-Пушкина. Спасо-Ярославский хронограф, екатерининская копия, издание 1800 г. История изучения памятника. «Скептики» и «отпимисты», «темные места « в тексте, способы их прочтения. Поэтика Слова. Уникальность произведения в жанрово-стилистическом аспекте. Жанровые тенденции. Художественные детали. Фольклор. Образ главного героя. Причины внимания автора к походу второстепенного князя. Рыцарская эстетика в Слове. Идеология автора, его исторические взгляды. 6. Литература эпохи монголо-татарского ига. Жанр воинской повести. (1 час). Исторические аспекты ига. Точка зрения «евразийцев» и Л.Н. Гумилева. Экономический упадок. Реакция культуры. Актуализация эсхатологической темы в летописных повестях о нашествии татар. «Слово о погибели Русской земли». Текстология памятника. Дефектность текста. Стилистика, плачевная интонация. «Легенда о граде Китеже». Особенности бытования сюжета с XIII по XVII вв. Интернациональный мотив тонущего города. Композиция. Эсхатология и утопизм. Жанр воинской повести. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Текстология. Зарайский цикл. Поэтика: конфлик, влияние житийной традиции, плачевные мотивы, фольклорное влияние, «воинские формулы». Агиография в период ига. Актуализация мученического конфликта. «Житие Михаила Черниговского». «Житие Михаила Ярославича Тверского». Синтез «воинской» и «житийной» поэтики: «Житие Александра Невского». Летописание эпохи ига. Галицко-Волынская летопись. Модуль 2. Литература эпохи Московского царства (кон. XIV - XVI вв.). 7. Русское Предвозрождение (кон. XIV – нач. XVI вв.). (1 час). Ренессансные явление в европейской культуре. Причины отсутствия Ренессанса на Руси: монастырская реформа XIV в. Сергий Радонежский и митрополит Алексий; усиление церковного влияния; новый тип государственности (Московия); появление «царской» титулатуры. «Житие князи Дмитрия Ивановича». Византийское и второе южно-славянское влияние. Исихазм и усиление мистической традиции в церковной жизни. Отношение к слову. Стиль «плетения словес», «абстрактный психологизм». Творчество Епифания Премудрого. «Житие Сергия Радонежского»: преподобническая святость, стилистика. «Житие Стефана Пермского». Оригинальность жанровой природы памятника. Куликовский цикл. Состав. «Сказание о Мамаевом побоище». «Задонщина». Влияние «Слова о полку Игореве». Компилятивность поэтики. 8. Жанр хождений. (2 часа). Популярность жанра, его эволюция: от паломничеств к дорожникам, путникам, скаскам и статейным спискам. Осмысление паломничества, авторская позиция. Модель мира в древнерусских хождениях. Земли «святые» и «поганые». Рай «мысленный» и земной. «Послание Василия Калики Федору Тверскому о рае». «Хождение Игумена Даниила». Описание святой земли. «Хождение за три моря Афанасии Никитина» - вершинный текст жанра. Историческая основа. Уникальность маршрута. «Индийские» мотивы в древнерусской литературе. «Сказание об Индийском царстве», «Слово о рахманах», «Александрия». Индия как земной рай. Реальная Индия Афанасия Никитина. Конфликт вер. Язык и стиль. Иноязычие Афанасия: способы интерпретации. Точки зрения В.П. Адриановой-Перетц, Н.С. Трубецкого, А.И. Клибанова, Я.С. Лурье, Б.А. Успенского. Демократизм Афанасия, жанровые традиции в памятнике. 9. Литературный процесс XV – XVI вв. Публицистика. (2 часа) Особенности средневековой публицистики, жанр послания. Исторические причины возникновения традиции. Ферраро-Флорентийский собор 1439 г. Митрополит Исидор. Позиция русской церкви и великого князя. Ощущение конфессионального одиночества и национальной избранности. Послание инока Филофея. Символико-эсхатологическое осмысление истории. Идея «Москва – Третий Рим». «Повесть о Новгородском белом клобуке». «Сказание о князьях Владимирских». Включение публицистических идей в мифологию власти. Эсхатологические предчувствия конца XV в. 1492 год. Еретические движения конца XV – первой половины XVI вв. Стригольники и «жидовствующие». Литература, атрибутируемая еретикам. Федор Курицын и его «Повесть о Дракуле». Уникальность поэтики, двойственность оценки героя, связь с идеями эпохи: образ властителя-тирана. Творчество Ивана Пересветова. Развитие темы неограниченной власти. «Большая челобитная», «Сказание о Магмет-салтане». Антитеза «веры» и «правды». Церковная полемика иосифлян и нестяжателей. Корни конфликта. Различное понимание монашеской жизни. Иосиф Волоцкий и митрополит Даниил – идеологи иосифлянства. Их противники: Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек. Значение полемики. «Трагедия русской святости» (Г. Федотов). Литературный процесс середины XVI в. обобщающие литературные проекты: «Великие Четьи-Минеи», «Стоглав», «Домострой», летописный «Лицевой свод». Рождение феномена официозной литературы. Прекращение публицистического процесса. Цензура. Сюжетное повествование XV – XVI вв. «Сказание о путешествии Иоанна Новгородского в Иерусалим». «Повесть о Басарге и сыне его Борзомысле». «Сказание о Вавилоне». «Повесть о Петре и Февронии». 10. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. (2 часа). Исторический и культурный смысл конфликта Грозного и Курбского. Государственное мировоззрение Грозного. Влияние политических теорий XV-XVI вв. Писательская деятельность царя. Канон и молитва ангелу грозному воеводе. Переписка с Курбским. Хронология, оценки оппонента, стиль. Позиция Курбского. Оценка Царской власти и судьбы России в «Истории о Великом Князе Московском». Жанровый синтетизм памятника. Идеал власти по Курбскому, противоречивость последнего. Модуль 3. Древнерусская литература XVII в. 11. XVII век в русской литературе. (2 часа). Основные пути развития литературы. Трансформация жанровой системы; демократизация; либерализация канона; новый взгляд на человека; влияние Запада; усиление секулярных тенденций. Цикл повестей о Смуте. Образ Бориса Годунова. Публицистика эпохи Смуты. Жанр видений. Западное влияние в русской литературе. Возникновение театра и силлабической поэзии. Демократическая литература. Появление пародий. «Служба кабаку», «Калязинская челобитная», «Лечебник на иноземцев». Пародия как осознание художественной формы (Е.К. Ромодановская). Трагические интонации в смеховой культуре данного периода. Развитие вымысла: обобщенный герой в «Повести о Горе-Злосчастии». Трагическое осмысление человеческой судьбы, проблема выбора и индивидуализма. Плутовская и авантюрная сюжетика. «Повесть о Карпе Сутулове». «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне». Конфликт старого и нового. Образ человека вне морали. Агиография XVII в. «Житие Юлиании Лазоревской». Новизна подвига, реально-биографическое начало. Воинская повесть. Цикл повестей об Азовском осадном сидении донских казаков. Специфика казачьей литературы. 12. Протопоп Аввакум. (1 час). Церковные реформы патриарха Никона 1653 г. Методологическая ошибочность справы. Эволюция византийской обрядности, европейское происхождение греческих книг. Раскол церкви. Возникновение старообрядчества. Эсхатологическая концепция истории. Роль Книги о вере и Кирилловой книги. Перенос апокалиптических пророчеств на современность. Протопоп Аввакум. Биография, обзор творчества. Отношение Аввакума к современности. Оценки Никона, царя Алексея Михайловича, русской церки, России. Идея мученичества. Оправдание самосожжения. Связь Аввакума с идеями публицистов XV – XVI вв (Иосиф Волоцкий, Филофей и пр.). Поэтика Жития Аввакума. Проблема автобиографизма и ее освещение в науке. Рефлексия Аввакума о жанре, авторская позиция. Сознательное нарушение канона и фрагменты традиционной композиции в тексте. Самосакрализация. «Вяканье» и «ворчанье» как стилистические доминанты. Языковая установка Аввакума. Роль Похвалы природному русскому языку. Натурализм, пейзаж, бытовые детали. Роль Аввакума в истории русской литературы. 13. Силлабическое стихотворство. (1 час). «Барокко», его специфика на Руси. Возникновение поэтической традиции в России в первой половине XVII века. Силлабические вирши. Система силлабического стихосложение, ее заимствованный статус. Симеон Полоцкий и его ученики (Сильвестр Медведев, Карион Истомин). Связь с придворной культурой. Конфликтность с демократической традицией старообрядчества. Творчество Симеона Полоцкого. «Рифмологион» и «Ветроград Многоцветный». |